СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Современные подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет по познавательно-исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Современные подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»»

       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №122»












ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ



«Современные подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»








Цель: повышение профессионализма педагогов по организации работы по познавательно-исследовательской дошкольников в условиях ФГОС ДО

План проведения педсовета:

  1. Вступление к педсовету «Общие подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

(старший воспитатель)

  1. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

(зам. зав. по ВО и МР)

  1. Деловая игра с педагогами

(старший воспитатель)

  1. Решение педсовета


-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Современные подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»


1.Вступление к педсовету «Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф Уильям Эмерсон

Дети по своей природе – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Дошкольный возраст – благоприятный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, познавательно-исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.

По этой причине происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

(Приложение 1)

2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

3. Деловая игра с педагогами

(Приложение 2)

- А сейчас мы немного поиграем. Для этого нам нужно разделится на две команды педагогов.

Игра «Сложи мозаику из стихов»

Ведущий раздает карточки, на которых написана часть детского стихотворения о зиме. Участники игры должны найти партнера, у которого продолжение или начало стихотворения, которое написано у него на карточке. Таким образом, образуются пары, после этого формируются команды. Первую составляют участники игры, у которых на карточке начало стихов, вторую - те, у кого окончание стихотворения.


Уважаемые коллеги поприветствуем команду «Стандарт». И участников команды «Единство».

Правила игры:

- умение слушать других;

- выработка общего решения вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента.

Перед началом игры давайте немного разомнемся.

«Разминка»

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

Разминка проводится для обеих команд сразу.

1.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2.Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4.Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

6.Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)


Задание 1 Игра «Расшифруй название команды»

Каждая команда получает карточку с названием команды «СТАНДАРТ» и «ЕДИНСТВО» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву участники команды в течение 2 минут должны подобрать слова, которые используется в познавательно-исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

Первая команда: «Стандарт»

С – самостоятельность, сравнение

Т- творчество, теория

А – актуальность, анализ

Н – новизна, наглядность

Д – деятельность, диагностика

А- активность, актуальность

Р – реализация, результат

Т - тип проекта, труд

Вторая команда «Единство»

Е - единомышленники

Д - достижения,

И - инициатива

Н - научность

С - саморазвитие

Т - технология

В – вопросы

О – оформление

Задание 2 Игра «Блиц-опрос».

Следующее наше задание, каждая команда отвечает на вопросы по теме нашей игры. Выберите один или несколько правильных ответов.

Вопросы команде «Стандарт»:

1. Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку.

• 3 проверка гипотез;

• 1 постановка проблемы;

• 4 обсуждение итогов и формулирование выводов;

• 2 выдвижение гипотез решения проблемы;

2. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;

  • вид педагогической деятельности;

  • догма профессиональной деятельности.

3.Назовите приёмы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

  • Эвристический метод.

  • Наблюдение

  • Опыты и эксперименты

  • Проектная деятельность

  • ТРИЗ-технологии.

4.   Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;

  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;

  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа проекта?

  • проведение круглых столов, консультаций по теме проекта и реализации задач;

  • открытый показ деятельности по теме проекта;

  • проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Вопросы команде «Единство»

1. Что такое проект?

  • метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы;

  • научный процесс, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза;

  • план работы, мероприятий, направленные на создание уникального продукта.

2.   Кто является автором методики проведения учебных исследований в ДОУ?

  • доктор педагогических наук А. И. Савенков.

  • американский педагог демократ Джон Дью;

  • великий русский педагог К. Д. Ушинский;

3.Что включает в себя экспериментирование?

  • опыты;

  • наблюдения;

  • фиксирование результатов графическим способом;

  • самостоятельная деятельность детей.

4. Какое из данных определений не относится к формам организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?

  • коллективная;

  • долгосрочная;

  • индивидуальная.

5. Какой вид деятельности следует исключить из итогового (заключительного) этапа проекта?

  • сопоставление цели и результата проекта;

  • рефлексивная оценка проекта;       

  • выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

Ведущий:

Уважаемые коллеги! Вы успешно справились с вопросами блиц – опроса. 

Задание 3 Игра «Найди нужную снежинку»

Одной из форм работы в организации познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность. Предлагаю вам вспомнить и расположить этапы проекта в правильной последовательности (они прописаны на снежинках). На снеговиках прописаны действия, вам необходимо соотнести этапы с действиями, т.е. укрыть снеговика нужной снежинкой.

Ответы:

1 этап – Организационно-подготовительный этап:

Выбор темы проекта.

Формулирование проблемы, цели и задачи проекта.

Сбор информации, материала для реализации цели проекта.

Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.

2 этап – Аналитический этап:

Использование педагогом метода: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Дети объединяются в рабочие группы.

Распределение обязанностей.

3 этап – Практический этап:

Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Чтение литературы, просмотр презентаций по теме проекта.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

4 этап – Итоговый (заключительный) этап:

Презентация проекта.

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения).

Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

Анализ результатов проектной деятельности.

Молодцы, справились с заданием.

Давайте немного отвлечемся от познавательно-исследовательской деятельности и отдохнем.

Задание 4 «Перевёртыши»

Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки наоборот - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

- Внимание на экран.

(пословицы проецируются на экране)

«Счастье перемещается кучами». 

(Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». 

(Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». 

(Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)


Задание 5 Игра «Кроссворд»

Для каждой команды предоставлен кроссворд по теме нашей игры. Кто быстрее отгадает кроссворд, та команда и победила в этом задании.

Вопросы для кроссворда

По вертикали.

1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. (Проектная)

2. Предложение, требующее объяснения и подтверждения. (Гипотеза)

По горизонтали.

1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию. (Информационный)

2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков. (Выставка)

3. Обсуждение результатов работы, выяснение причин, успехов и неудач. (Анализ)

4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта. Дети

5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования. (Тема)

Рефлексия. Игра «Телеграмма»

Каждая команда игры получает по две телеграммы, на одной из них изображен улыбающийся смайлик, на другой – грустный. На телеграммах педагоги по очереди кратко пишут свои впечатления об игре, отрицательные и положительные. Ведущий произносит слова: «Вам телеграмма!», участники игры читают содержание той телеграммы, которая находится в руках.

Итак, наша игра подошла к концу.

Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!


Решение педсовета:

1. Продолжать создавать педагогические условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, соответственно возрасту и тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

2. Включать в календарное планирование различные формы работы по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с данными рекомендациями.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

3. Организовать смотр-конкурс «Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности»

Ответственные: заведующий,

Зам. зав. по ВО и МР, ст. воспитатель,

воспитатели.

Дата: январь 2022 года


- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.



















































Используемая литература:

    1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

    2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личностию. – М.: Просвещение, 2011..

    3. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

    4. Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012 г.

    5. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

    6. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

    7. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

    8. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

    9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

    10. Материалы Интернет-сайтов.

































Приложение 1.

Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Становление познавательной деятельности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития.

Первый этап – этап проявления любопытства. Для него характерно избирательное отношение к любому предмету, что обусловлено чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребенок фиксирует свое внимание на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. Как отмечал А. Н. Леонтьев, ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира развивает свои психические функции, обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста определяется как любознательность, которая определяется как ценное состояние личности, включает активное видение мира, характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Суть любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. В качестве примера любознательности можно привести тот факт, что ребенок часто задает вопросы познавательного характера, например: «Из чего сделана кукла?», «Почему Луна не падает?», «Почему птичка поет?», «Почему дует ветер?», «Почему родятся котята?» Особое значение для развития детской любознательности имеет умение взрослого отвечать на бесконечные вопросы. Резкое увеличение осмысленности характерно для этой стадии восприятия окружающего мира. Дети становятся в состоянии выделять интересные, значимые для них объекты, а не просто смотреть на яркий, незнакомый окружающий мир. Явление, не совпадающее с их представлениями, сформированными ранее, дает мощный толчок развитию мышления, любознательности, а это, в свою очередь, приводит к зарождению собственно исследовательской деятельности. Как отмечала Н. Г. Морозова: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А. К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Новым качеством, или третьей стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. Для этого этапа становления познавательной деятельности особое значение приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая деятельностью познания, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Можно назвать смену направленности усилий ребенка на объект, его особенности или действия с ним в зависимости от этапа становления, еще одной особенностью процесса становления. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Затем акцент переносится на практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап познавательного развития характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н. С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей. Этот этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский). Как отмечает В. Т. Кудрявцев, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем знания, получаемые в логике науки. Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Ребенку гораздо легче изучать мир, проводя исследования, ставя эксперименты, нежели получать добытые кем-то знания в готовом виде. По мере ознакомления ребенка с окружающим миром в ходе познавательно-исследовательской деятельности в сознании ребенка меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Рассматривая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста целесообразно упомянуть о том, что в основе возможности ребенка познавать окружающий мир лежат развитые психические познавательные процессы. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сформулировать особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста: выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности, выражение с помощью вопросов, рассуждения, экспериментирования; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4–5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Также можно определить критерии познавательной активности детей дошкольного возраста: познавательный интерес, инициативность, самостоятельность и оригинальность. Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов-психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира. Это можно объяснить рядом определенных причин. Во-первых, недостаточностью содержания образовательного процесса в детских садах. Во- вторых, игнорированием воспитателями самостоятельности, любознательности и инициативности ребенка. И в-третьих, главной проблемой XXI века являются гаджеты, заменившие детям игры и общение. Хотя даже гаджеты можно направить на пользу ребенка, на его познавательное развитие. Учитывая тот факт, что компьютер играет все большую роль в современном образовании, актуальным средством обучения становятся информационно-коммуникативные технологии. В частности, интерактивные игры. Они дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Использование электронных игр приводит к стабильной результативности педагогического процесса. Из этого всего можно сделать вывод, что развитие познавательной активности ребенка зависит от условий организации образовательного процесса. Эффективным средством для повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является использование познавательного интереса самого ребенка, то есть у дошкольника должен быть интерес к конкретной деятельности, к новому материалу. Педагог при проведении занятия должен учитывать психологическую закономерность: ребенок не будет проявлять активность в неинтересной для него деятельности и это будет вызывать у него только негативные эмоции, а если ему интересно, то ребенок может длительно проявлять активность. Поэтому организовывать обучение детей лучше с помощью игр, которые будут интересны ребенку. В игре ребенок будет легче усваивать и запоминать новый материал, а это важно для дальнейшего разностороннего развития дошкольника.

Таким образом, мы можем заключить, что особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста являются следующие.

1. Основой познавательно-исследовательской деятельности являются развитые психические познавательные процессы.

2. В своем становлении познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная направленность.

























Приложение 2.

Деловая игра для педагогов.

Игра «Сложи мозаику из стихов»



1.Ах, зима, зима, зима, Всех свела ты нас с ума,

Русская красавица, Зимушка нам нравится!


2. На деревьях бахрома Разукрасила зима

Из снежинок, инея. Белым небо синее


3.Зимние елочки От иглы к иголочке

В шубки нарядились Инеем покрылись.


4. Выпал снег, настал мороз, У щенка на черной спинке

Кошка лапой моет нос, Тают белые снежинки!


5.Снова приоделись ели И метут, метут метели.

В шубы с белой бахромой, Ох, как холодно зимой!


6.Стоит берёзка в пелеринке, Чем легче, чем нежней снежинки —

Звенит на ветках бахрома. Тем холодней стоит зима!


7.Съезжают санки сами вниз, Чтоб с горки мчались сани,

Но есть у них один каприз. Мы вверх их тащим сами.


8.Слышен тихий свист метели, В белых шапочках дома.

И снежинки полетели. Здравствуй, русская зима!


9.Снова приоделись ели И метут, метут метели.

В шубы с белой бахромой, Ох, как холодно зимой!


10.Кто мяукнул у дверей? Очень холодно зимой.

Открывайте поскорей! — Мурка просится домой.


11.Белоснежным покрывалом. Стужа лютая настала.

Приукрасились дома. Вот и к нам пришла зима.


12.Жгуч мороз трескучий, Серебристый иней

На дворе темно; Запушил окно.



13.Лёгкая пушинка, Мотыльком порхает,

Крошечка-снежинка Белизной сияет.


14.Заметает пурга белый путь. Ветер резвый уснул на пути:

Хочет в мягких снегах потонуть. Ни проехать в лесу, ни пройти.



Игра «Расшифруй название команды»

С

Т

А

Н

Д

А

Р

Т

Е

Д

И

Н

С

Т

В

О





Игра «Найди нужную снежинку»


















Выбор темы проекта.

Формулирование проблемы,

цели и задачи проекта.

Сбор информации, материала для

реализации цели проекта.

Подбор диагностического инструментария

для выявления знаний детей.

Изучение опыта педагогов-новаторов

по теме проекта.













































Метод «Модель трёх вопросов»

Выявление интереса и уровня знаний

детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне

родительской компетентности

в вопросах обозначенной темы.

Дети объединяются в рабочие группы.

Распределение обязанностей.
















































Организация образовательной

деятельности с детьми.

Проведение круглых столов,

консультаций по теме проекта и

реализации задач.

Чтение литературы, просмотр

презентаций по теме проекта.

Проведение конкурсов и смотров

в рамках проекта.

Совместная работа детей,

родителей и педагогов.

























л лр





















Презентация проекта.

Проведение итогового мероприятия.

Награждение победителей конкурсов

грамотами и родителей

благодарственными письмами.

Анализ результатов

проектной деятельности.



































Организационно-

подготовительный

этап















Аналитический

этап

















Практический

этап















Итоговый

(заключительный)

этап

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!