СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Создание условий для развития у воспитанников самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе педагогического совета у педагогов пополнились краеведческие знания о родном крае, городе.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Создание условий для развития у воспитанников самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем»»

Педагогический совет №2:

«Создание условий для развития у воспитанников самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем»

Цель: совершенствование работы в ДОО по созданию условий для развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем.

Повестка педсовета:

1.Итоги тематического контроля «Организация и эффективность работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» Ответственный: Старший воспитатель: Жигалова А.В.

2.Краеведческая квест-игра: «Родной свой край люби и познавай!»

Ответственный: Старший воспитатель: Жигалова А.В.

3. Решение педагогического совета.

Оборудование: игровой стол, карта маршрута краеведческой квест-игры, конверты с заданиями, карточки-буквы слова «ЗНАТОК», два набора строительного конструктора, значки для награждения участников игры «Знатоки родного края»; ТСО - аудиозаписи: «птичьи голоса», минусовки песен о реке Волге, презентации к игре, ноутбук, экран, проектор.

Предварительная подготовка: каждый педагог готовит сообщение по определенной теме станции маршрута квест-игры и задание для команды участников. Выбор темы определяется путём предварительной жеребьёвки между педагогами.

Команда участников: педагоги детского сада

Ведущий игры: старший воспитатель













Ход педагогического совета:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех на нашем втором педагогическом совете, тема которого: «Создание условий для развития у воспитанников самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем»

Начать наш педагогический совет хотелось бы с аналитической справки по результатам тематического контроля:

«Организация и эффективность работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края»

В МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №39» с 11.12.2023г. по 15.12.2023г. старшим воспитателем Жигаловой А.В. осуществлялся тематический контроль по «Организации и эффективности работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края».

Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению:

  • собран достаточный материал по данной теме (книги, иллюстрации, фотографии, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города, края и т.п.);

  • с детьми систематически проводятся: занятия, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, открыток, картин, целевые прогулки, экскурсии,;

  • организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации,

В МАДОУ накоплен определённый положительный опыт приобщения дошкольников к этнокультурным традициям родного края, об этом говорит создание предметно-пространственной среды каждой возрастной группы.

Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается анализом средовых условий групп. Работа находится на этапе активного развития. Педагогам следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных методов и форм проведения образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. стимулирующие развитие у детей самостоятельности и любознательности к познанию окружающего мира.

Рекомендации

1. Отметить качественную работу педагогов возрастных групп по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края: подготовительной к школе группы «Звездочки», старшей группы «Колокольчики», средней группы «Боровички» и второй младшей группы «Цыплята», в группах раннего дошкольного возраста работа в данном направлении только на этапе развития.

2. Воспитателям всех возрастных групп при организации образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем использовать разнообразные формы, методы работы организации детских видов деятельности по вопросам этнокультурных традиций родного края.

3. Воспитателям Обобщить и систематизировать свой опыт работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края.

Уважаемые коллеги, переходим ко второму вопросу нашей повестки: краеведческая квест-игра «Родной свой край люби и познавай!»

Мы рады приветствовать Вас – участников краеведческой квест-игры.

Слово «квест» переводится на русский язык, как «поиск». В квест-игре участники должны пройти весь маршрут и на каждой станции выполнить несколько заданий после прослушивания полезной краеведческой информации о нашей родной Челябинской области.

Докладчик в выполнении заданий своей станции не принимает участия. После выполнения всех заданий станции команда получает возможность двигаться дальше по маршруту. Игра проходит в условиях дефицита времени – каждое задание выполняется не более 3 минут. На каждой станции команда получает «букву». В конце игры игроки должны собрать из букв слово.

Старший воспитатель вручает команде карту - маршрут квест и объявляет первую станцию игры.

1 станция – «Наши зеленые друзья»

Сообщение со слайдовой презентацией «Растения Челябинской области, занесённые в Красную книгу»

Слайд 3-7 Важным событием в деле охраны природы стало создание Красной Книги.
Объекты растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу России, подлежат особой охране. Красная книга Челябинской области является официальным справочником о состоянии редких видов дикой фауны и флоры.

Предлагаем Вам посмотреть на экран (читаю растения)

В лесу , в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Слайд 8-9

Задание 1. Дидактическая игра – четвертый лишний «Лекарственные растения» (ЧИСТОТЕЛ И КЛЕВЕР не занесены в Красную книгу)

Слайд 10

Задание 2. Решение проблемной ситуации.

Дошколята нарвали большой букет цветов для воспитателя с экологической тропы и решили подарить его ей, но воспитатель не обрадовался, а наоборот расстроился? (как вы думаете почему?)

Цель: воспитание чувства меры и бережного отношения к природе.

2 станция - Наши пернатые друзья.

Сообщение со слайдовой презентацией «Птицы родного края»

Слайд 11

На территории Челябинской области многообразие встречающихся видов птиц довольно большое. Однако следует отметить, что более чем 2/3 пернатых относятся к мигрирующим птицам, гнездятся в этом краю, а на зиму улетают в теплые страны. Населяют все эти птицы самые разные местности: открытые просторы и густые леса, сухие степи и берега водоемов, где за ними можно с удовольствием вести наблюдение. На территории области постоянно или временно (во время миграций) обитают следующие виды птиц: воробей, ворон, ворона, грач, галка, сорока, сойка, зяблик, снегирь, щегол, дрозд, жаворонок, овсянка, соловей, горихвостка, иволга, ремез, камышовка, королёк, зарянка, свиристель, трясогузка, голубь, лебедь, сыч, филин, чайка, стриж, орёл, ястреб и другие.

Задание 1. Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?» (с использованием аудиозаписи). Задание: прослушайте и ответьте - кто это поёт?





3 станция - Ребятам о зверятах.

Сообщение со слайдовой презентацией «Животный мир Челябинской области».

Животный мир Челябинской области разнообразен. Сложившуюся на территории Челябинской области совокупность животных представляют сообщества: млекопитающих (78 видов), птиц (264), пресмыкающихся (7), земноводных (10), рыб (48), насекомых (13 тыс.), моллюсков и другие. Насекомые наиболее многочисленны среди всех живых организмов. В Челябинской области выделены 3 природно-географические зоны: лесная, лесостепная и степная. В каждой преобладают те виды животных, которые наиболее адаптированы к ее условиям.

Наиболее характерным для лесной и лесостепной зон области из крупных животных является лось, а также косуля сибирская.

В горнолесной зоне встречаются такие крупные хищники, как бурый медведь и рысь. Среди ценных пушных зверей в этой зоне встречаются хорек черный, ласка, выдра, куница лесная, пушистый колонок, европейская норка, горностай, лисица обыкновенная и другие.

В лесных массивах степной зоны, из крупных животных можно встретить тех же представителей, что и в горнолесной зоне: лося и сибирскую косулю.

Крупные хищники степной зоны – волк, обыкновенная лисица, корсак.

Грызуны наиболее широко распространены именно в зоне степной. Они представлены многими семействами и видами: суслик, сурок (байбак), тушканчик, хомяк, водяная крыса и много различных видов мышей.
Из птиц наиболее характерными для зоны являются дрофа, стрепет, серая куропатка, перепел, жаворонок и хищные степные орлы, коршуны, ястребы и т. д. Кроме того, степная зона – это царство прямокрылых, здесь они наиболее разнообразны.

В Челябинской области обитают более 60 видов млекопитающих и 232 вида птиц. Это по-настоящему впечатляющее количество, которое подталкивает нас к изучению дальнейших деталей.

Слайд № 12

Задание 1. Дидактическое упражнение «Назови животное по звуковой схеме» (белка, лось, медведь)

Задание 2. Дидактическая игра на словотворчество «Придумайте каждый загадку о домашнем животном, используя его характерные признаки».

4 станция - Течёт река…

Сообщение со слайдовой презентацией «Река Ай».

Река Ай уверенно занимает одно из первых мест среди самых красивых и интересных рек Урала. Река интересна как многочисленными высокими скалами с пещерами, так и историческими достопримечательностями, окутанными интригующими легендами. С башкирского языка слово «ай» переводится как «луна» (месяц). То есть Ай – «лунная река». Река Ай — это водоток в Челябинской области России. Ее путь лежит через Златоуст и окрестности, обеспечивая огромное влияние на местную экосистему. Сама река является важным водным ресурсом для этого региона. Река Ай берет свое начало на Южном Урале. Она идет вдоль города Златоуста и является левым притоком реки Уй. Вода в реке прозрачная, и река обладает достаточно быстрым течением, что делает ее приспособлением для любителей активного отдыха и сплавов на байдарках или плотах. В целом, река Ай представляет собой небольшой, но критический водоток, оказывающий влияние на окружающую среду, природу и жизнь в мире. Вдоль реки Ай растут густые хвойные леса, которые украшают собой горные ландшафты. Поэтому регион широко известен своими красивыми пейзажами, уникальной флорой и фауной, что делает его популярным местом для туристов и любителей активного отдыха.

Задание 2. Упражнение «Составь рассказ по цепочке о реке Ай».

5 станция - Как человек использует богатства природы?

Сообщение со слайдовой презентацией «Как человек использует богатства природы?»

а). Воздух и его сила…….: человек дышит, плавает на парусных лодках, занимается воздухоплаванием, создает ветряные мельницы, вырабатывает электроэнергию.

 

б). Как используется человеком вода?

(Человек ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, купается. Использует для полива растений, изготовления бумаги, выпечки хлеба, разведения рыб, движения судов.)

 - Пресной воды в мире очень мало, и ее надо беречь!

- Как мы можем с вами бережно к ней относиться?

(Закрывать прочно кран, чистить зубы, используя стакан.)

 

в). Поговорим о подземных кладовых – полезных ископаемых.

(Индивидуальные, заранее подготовленные рассказы учащихся о нефти, газе, угле.)

- Какое значение для жизни человека играют домашние животные и культурные растения? ( отвечают)

Вывод: растения и животные – все это живые природные богатства.


Задание 1. Какую опытно-экспериментальную деятельность можно организовать с дошкольниками, изучая природные ресурсы Челябинской области?

6 станция – «Космические достижения Челябинской области».

Сообщение со слайдовой презентацией «Космические достижения Челябинской области».

Слайд 15


Южный Урал по праву можно назвать «космическим». И это не только из-за метеорита, благодаря которому Челябинск попал в рейтинг самых популярных туристических городов. Наш регион может гордиться как известными космонавтами, так и научными достижениями. Что же связывает Челябинскую область с космосом?

  • В Челябинске родился лётчик-космонавт Максим Сураев, который первым из российских космонавтов стал вести блог во время полёта.  Впервые в космос он полетел в 2009 году, будучи командиром корабля «Союз ТМА–16». Спустя год, по возвращении на Землю, Сураеву было присвоено звание Героя РФ. Максим Сураев - уроженец Челябинска, не раз выходил в открытый космос.

  • Челябинская область, а именно Верхний Уфалей, стал домом для ещё одного российского космонавта-испытателя Марка Серова. Он родился в Пензе, но считает малой родиной именно этот город, где в 1991 году окончил среднюю школу №1, и до сих пор живут его родители. Однако по состоянию здоровья Серов после долгой космической подготовки в последний момент, в конце 2011 года, был отстранен от полёта на орбиту. Тем не менее, сейчас он является инженером-испытателем ракетно-космической корпорации «Энергия» и разрабатывает принципиально новый космический пилотируемый корабль. Поэтому Серов до сих пор не оставляет надежду полететь в космос.

  • А вот его супруга Елена Серова осенью 2014 года стала четвертой россиянкой, полетевшей в космос. При этом за последние 17 лет на орбиту летали только мужчины. Серова провела на борту МКС (международная космическая станция) полгода, где занималась научными экспериментами. При этом на Земле космонавта ждала 11-летняя дочь.

И многие другие...


  • О челябинском метеорите, взорвавшемся в небе на Южным Уралом 15 февраля 2013 года, слышали все. Но мало кто знает, что с метеоритами Южному Уралу всегда везло. Причём встречаются удивительные совпадения. На территорию Челябинской области за относительно короткий промежуток времени падали целых три метеорита. Один в 1941 году — так называемый катавский метеорит. Но началась война, и об этом событии быстро забыли. Уже в 1949 году упал метеорит в Кунашакском районе, причём угодил в озеро Чебакуль. Название практически созвучное озеру Чебаркуль, куда упал метеорит в 2013-м.​



  • Кстати, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в мае 2013 года стала обладателем осколка метеорита «Челябинск». Примечательно, что в самой столице Южного Урала в 60-е годы в честь Терешковой был назван детский парк в Тракторозаводском районе. Также в Челябинске есть Центральный парк культуры и отдыха имени Гагарина.



  • В Троицке базируется поисково-спасательный вертолётный полк, который обеспечивает безопасность космонавтов по возвращении. Экипажи полка вылетают в соседний Казахстан, куда приземляются капсулы с космонавтами. Лётчики должны как можно быстрее найти спускаемые аппараты, а при необходимости и помочь космонавтам.

 

  • Один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники располагается в Миассе. Государственный ракетный центр назван именем конструктора боевой ракетной техники, академика Виктора Макеева. Предприятие занимается проектированием космических аппаратов, предназначенных для краткосрочных прогнозов землетрясений, разработкой авиационного ракетного комплекса космического назначения «Воздушный старт» и комплекса с ракетой-носителем тяжелого класса «Россиянка» с многоразовой первой ступенью, дооборудованием баллистических ракет подводных лодок в космические ракеты-носители. 



Задание 1. Конструктивная игра «Инженеры-строители летательных космических аппаратов». Команда делится на две группы и из ЛЕГО- конструктора создает: первая группа - модель космической ракеты,



вторая группа - модель космического спутника.

Спутник - это космический аппарат, запущенный на орбиту планеты, для выполнения определённых задач. А ракета - это носитель, с использованием реактивной тяги, по-средствам которой этот спутник был доставлен на орбиту. Спутник (если вопрос про искусственный спутник), это грубо говоря груз, полезная нагрузка, а ракета это транспортное средство с помощью которой этот спутник (груз, полезная нагрузка) доставляется на орбиту. Каждая группа презентует свою модель летательного аппарата.

Итог игры. Заключительное задание: команда собирает из полученных букв слово «ЗНАТОК».

Старший воспитатель благодарит всех за игру, вручает участникам значки «Знатоки родного края»

Заключительное слово ведущего квест-игры:

Уважаемые, знатоки родного края, поздравляю вас с успешным прохождением маршрута квест-игры. Надеемсяь, что краеведческие знания о родном крае у вас пополнились, вся информация, полученная в ходе игры окажется для вас и ваших воспитанников полезной и занимательной, возникнет желание узнать более шире затронутые темы. Выполняя задания игры, мы вспомнили методы и формы организации детских видов деятельности, стимулирующие развитие у детей самостоятельности и любознательности к познанию окружающего мира, которые можно применять в организации образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем.

Слайд 16

    1. Решения педагогического совета

1. Педагогам принять рекомендации по итогам тематического контроля «Организация и эффективность работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края».

2. Педагогам систематически применять при организации образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем различные методы и формы организации детских видов деятельности, стимулирующие развитие у детей самостоятельности и любознательности к познанию окружающего мира (срок – постоянно).

3. Обобщить и систематизировать свой опыт работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края (срок – май, 2024 г.)

Спасчибо за внимание.









Карта-маршрут краеведческой квест-игры



«Наши зеленые друзья»





«Наши пернатые друзья»





«Животный мир Челябинской области»







«Река Ай»







«Космические достижения Челябинской области»