СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Успешная реализация контрольно-оценочной деятельности учащихся как необходимый фактор повышения качества образования"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Успешная реализация контрольно-оценочной деятельности учащихся как необходимый фактор повышения качества образования"»

Педагогический совет

«Успешная реализация контрольно-оценочной деятельности учащихся как необходимый фактор повышения качества образования»


Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности

Задачи: раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;

рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;

проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами школы;

выработать рекомендации по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.


ХОД ПЕДСОВЕТА

Мы рады сегодня Вас приветствовать на педагогическом совете «Успешная реализация контрольно-оценочной деятельности учащихся как необходимый фактор повышения качества образования».

Звучит Гимн Республики Беларусь

Порядок и регламент педагогического совета

Повестка педсовета

1. О выполнении решений предыдущего педагогического совета

2. Теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учителя как средство повышения качества урока. (заместитель директора по учебной работе А.А.Ермакова)

3. Психологические аспекты оценочной деятельности учителя (педагог-психолог П.А.Дрозд)

4. Осуществление оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения (учитель начальных классов Е.В.Савицкая)

5. Методический арсенал методов, форм и приемов по формированию навыков контроля и оценки на уроках в начальной школе (председатель учебно-методического объединения учителей начальных классов, О.В.Савченкова, учитель начальных классов)

6. Особенности оценки результатов учебной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (председатель учебно-методического объединения учителей английского языка Т.И.Казючиц, учитель английского языка).

7. Формирование мотивации к учению через грамотно организованную контрольно-оценочную деятельность на уроках естественно-математического цикла (учитель химии Д.А.Цыбулько)

8. Выполнение творческого задания участниками педагогического совета

9. Проект решения педагогического совета

10.Рефлексия педагогического совета


Вашему вниманию представляется видеосюжет «Несправедливая отметка».

Справедливо или несправедливо оценивает учитель учащегося!?

Сегодня мы вместе попробуем осмыслить проблему оценивания знаний, умений и навыков учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.

В ходе подготовки к педагогическому совету были проведены заседания учебно-методических объединений и посещены уроки учителей с целью изучения степени владения ими современными приемами организации контрольно-оценочной деятельности.

Анализ посещённых уроков показал, что в школе обучение осуществляется в основном в традиционной форме: цель урока формулирует сам учитель через свою деятельность (дать понятие…,  сформировать…, познакомить…); в деятельности учителя преобладает объяснение нового материала, проверка выполнения заданий; в деятельности учащихся преобладают слушание учителя и более успешных учащихся, наблюдение того, что делает учитель; как правило, преобладают фронтальные формы работы, используются объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы и соответствующие средства наглядности.

Проанализируем итоги успеваемости учащихся за I, II четверть. На слайде видим, что динамика успеваемости учащихся в целом положительная, однако наблюдается незначительное снижение рейтингу учебных достижений в 7 классах.


Предполагается, что отметки за четверть отражают результаты педагогической деятельности учителя и уровень обученности учащихся. Доминируют два варианта оценки результатов обучения: выставление отметок, получаемых учащимися во время текущего (поурочного) и посредством тематического контроля. В реальности это выглядит так: на уроках учащиеся опрашиваются выборочно, а по окончании темы все учащиеся пишут тематическую самостоятельную работу или контрольную работу.

В таком контроле учебных достижений учащихся усматривается несколько недостатков:

во-первых, учитель не знает, как усвоили учебный материал учащиеся, которых он сегодня не опросил;

во-вторых, учитель не имеет возможности организовать коррекцию знаний и деятельности тех учащихся, которые на данном уроке оказались вне поля его внимания;

в-третьих, коррекция знаний в большинстве случаев носит формальный характер (по итогам проверки работы над ошибками);

учащиеся часто предполагают, когда они будут вызваны учителем и нерегулярно готовятся к урокам, что приводит к фрагментарности их знаний;

тематический контроль по некоторым учебным предметам представлен одной контрольной работой.

Прежде всего 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, которая была введена МО РБ с 1 сентября 2002 года, призвана учесть индивидуальные возможности каждого учащегося и имеет более широкий диапазон оценки качества знаний, с ее введением уровень обученности учащихся должен отражаться более объективно.

Хотелось бы напомнить об нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя:

Постановление МО РБ от 11.07.2022 № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования».

Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (15.09.2022).

Учебные программы по предмету.

Учебный процесс - это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.

При подготовке к педагогическому совету было проедено анкетирование педагогов «Школьная оценка». Анализ анкетирования педагогов показал следующее:

На вопрос какими критериями вы руководствуетесь при выставлении отметок основная часть педагогов соотносит ответ с требованиями программы и сравнивает знания с установленными нормами.

Все педагоги понимают необходимость оценивания в образовательном процессе и комментирование выставленных отметок.

Большая половина учителей часто ставит неудовлетворительные отметки, когда учащийся не готовит домашние задания, не работает на уроке.

Большинство педагогов при несогласии учащегося с выставленной отметкой объясняют, аргументируют её в соответствии с нормами, предлагают учащемуся улучшить отметку (дополнительный вопрос, задание, аналогичное задание и т.п.).

100% учителей считают, что оценка влияет на учебную мотивацию.

17,6% педагогов использует только традиционные формы оценивания.

Среди трудностей, которые испытывают педагоги школы при оценивании знаний и умений учащихся перечислены следующие:

сложно учитывать при оценивании невыполненную домашнюю работу и активную работу на уроке;

оценивание при переходе с первой на вторую ступень обучения;

непринятие выставленной отметки;

непринятие родителями неуспехов ребёнка;

оценка слабого ответа учащегося.

В наших руках великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.

Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания. О психологических аспектах оценочной деятельности учителя расскажет педагог-психолог Полина Андреевна Дрозд


Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятие «Оценка» и «Отметка».

Согласно толковым словарям русского языка:

Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;

Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Так можно ли учить без оценок?

Можно. Если не ставить задачу научить, если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно – уходи!». И при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (необходимость, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети.

*Опытом контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения поделиться учитель начальных классов Елена Владимировна Савицкая.


Маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. В начальной школе отметки часто становятся важнейшим стимулом к учебе. Часто наблюдается даже своеобразное коллекционирование отметок, соревнование, кто больше получил «девяток» и «десяток». Как это происходит в начальной школе, на примере, своей педагогической деятельности расскажет председатель учебно-методического объединения учителей начальных классов О.В.Савченкова, учитель начальных классов. и поделиться «Методическим арсеналом методов, форм и приемов по формированию навыков контроля и оценки на уроках в начальной школе»


Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Ведь оценка является специфическим стимулом и определяет успех. А успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться.

*Особенностями оценки результатов учебной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла поделиться председатель учебно-методического объединения учителей английского языка Т.И.Казючиц, учитель английского языка.


Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения. При этом в самом трудном положении оказывается учитель. Как это происходит, на примере, своей педагогической деятельности расскажет учитель химии Цыбулько Д.А. «О формировании мотивации к учению через грамотно организованную контрольно-оценочную деятельность на уроках естественно-математического цикл»


Выполнение творческого задания участниками педагогического совета

Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в образовательном процессе. 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Данная система имеет 5 функций - образовательная, контролирующая, диагностическая, стимулирующая, социальная.

Насколько успешно реализуется 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся покажет предложенное задание.

В начале педагогического совета вы получили программы. Разделитесь на группы согласно цветовой гамме программ.

1.Образовательная функция-розовый цвет

2.Контролирующая функция-оранжевый цвет

3.Диагностическая функция-синий цвет

4.Стимулирующая функция-желтый цвет

5.Социальная функция-зеленый цвет

Все вы получаете раздаточный материал с названием функций и толкованием. Ваша задача определить, как можно реализовать предложенную вам функцию на уроке.

1. Образовательная функция

Сущность:

Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся

Реализация:

осуществление оперативной обратной связи;

самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;

цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе — «Типология разноуровневых заданий»);

выделение типичных ошибок;

комментирование отметок (по «Нормам…»);

использование различных форм контроля;

создание ситуаций для повышения мотивации учения;

наличие «эталона», к которому должны стремиться учащиеся.

2. Контролирующая функция

Сущность:

Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся

Реализация:

качественная проверка (соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий;

качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания);

систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока;

грамотное составление и содержание разноуровневых заданий;

использование различных видов контроля;

включение учащихся в оценочную деятельность;

аттестация учащихся.

3. Диагностическая функция

Сущность:

Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности

Реализация:

подведение итогов урока и перспектива (выходной тест –самопроверка - д/з -проверка учителем - следующий урок);

ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;

анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.

4. Стимулирующая функция

Сущность:

установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.

Реализация:

объяснение критериев оценки;

разумные требования;

принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);

вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);

частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);

оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда»


5. Социальная функция

Сущность:

дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.

Реализация:

оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;

дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;

объективная оценка учебных достижений учащихся;

реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;

работа с высокомотивированными и способными учащимися.

создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;

укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.

Подведение итогов работы в группах (анализируют и обсуждают реализацию функций).


Но тем не менее, многие педагоги допускают субъективные ошибки при оценивании:

- великодушие, снисходительность проявляется в завышении отметок;

- перенос симпатии или антипатии с учащихся на отметку;

- отметка по настроению;

- отсутствие твердых критериев (учитель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);

- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок: например, не ставить единиц, двоек и десяток);

- неустойчивость системы (учитель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

- близость отметки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов учащийся не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);

- ошибки ореола (проявляются в тенденции учителя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

- перенос оценки за поведение на отметку по учебному предмету;

- завышение и занижение отметок.

Выставляя отметку, думайте: все ли я сделал для того, чтобы учащийся был удовлетворен полученными знаниями. Что учащийся будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Сегодня мы приподняли небольшой пласт данной проблемы. Контрольно-оценочная деятельность была, есть и будет постоянной составляющей образовательного процесса и подлежит развитию.

Я благодарю всех, кто принял участие в подготовке педсовета, выступивших на сегодняшнем педсовете, принявших участие в обсуждении, всех, кого эта тема не оставила равнодушным. Спасибо за внимание! И предлагаю проект решения педагогического совета.


ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Разместить материалы педагогического совета на сайте школы для использования в работе. Срок исполнения: до 05.01.2024.

2. Использовать рекомендации по организации совершенствования контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний. Срок исполнения: постоянно.

3. Провести декаду педагогического мастерства (серию открытых учебных занятий) «Эффективность контрольно-оценочной деятельности в рамках современного урока». Срок исполнения: март 2024.

4. Опубликовать методические наработки в научно-педагогическом журнале «Народная асвета», «Адукацыя і выхаванне». Срок: до 31.08.2024.


РЕФЛЕКСИЯ

Блиц-интервью центрального агентства новостей. 

Сегодня на педагогическом совете присутствует видеограф. Каждый из вас имеет возможность на видеокамеру поделиться своим впечатлением (дать интервью) одним словом о сегодняшнем педсовете. Данное интервью покажут в новостях инстаграмма школы.