Педагогический сценарий работы над проектом
Тема: Оценка загрязнения воздуха в населенном пункте N
Выполнили:
Кораблева Татьяна Андреевна
Долгих Яна Александровна
Носовец Юлия Алексеевна
Полупанова Татьяна Юрьевна
Смолянова Юлия Александровна
Шильникова Екатерина Сергеевна
Погружение в проект
Этап проектной деятельности
№
Определение проблемного поля
Деятельность учителя
1
Выход на проблему, значимую для учащихся
Деятельность учащихся
Выводит учащихся в тематическое поле будущего проекта. Предлагает посмотреть и обсудить фильм «чистый воздух»
Результат
Сморят мультфильм. Осуждают, делают вывод о значимости проблемы загрязнения воздуха, ее влияние на растения животных, человека о путях решения проблемы
Подводит учащихся к выводу, как глобальная проблема касается своего населенного пункта. Подводит учащихся к проблеме проекта
Корректирует формулировку проблемы
Помогает определить целевую аудиторию
Определено проблемное место
Задаются вопросы КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ИМЕЕТСЯ ЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В НАШЕМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ, (С помощь чего, каких методов).Осознают нехватку знаний, умений, позволяющих точно определить степень загрязнения воздуха
Определяют целевую аудиторию (жители населенного пункта . Школьники администрация )
Сформулирована проблема
Определена целевая аудитория
Этап проектной деятельности
№
Выход учащихся на результат и тем будущего проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует определение проектного продукта
Корректирует формулировку темы проекта
Результат
Называют вероятный продукт проекта:
- обращение к администрации с просьбой принять меры по улучшению ситуации ;
-обращение к школьникам Алтайского края с предложением использовать выявленные нами методики, возможно в перспективе составить коллективную карту Алтайского края с самыми грязными населенными пунктами;
Описание наиболее допустимых методик определения загрязнения воздуха;
- плакат, листовка для жителей населенного пункта
Предлагает варианты формулировки темы проекта
Предлагают варианты формулировки темы проекта
Определен продукт проекта
Сформулирована тема проекта «ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА, ЧЕРЕЗ ДОПУСТИМЫЕ МЕТОДИКИ»
Этап проектной деятельности
№
Рефлексия
Деятельность учителя
1
Деятельность учащихся
Помогает оценить эмоциональное состояние учеников, степень их вовлеченности в проблему
Оценивают свое эмоциональное состояние, степень вовлеченности в проблему, готовность работать
Получена карта эмоционального состояния группу
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
Этап проектной деятельности
№
Постановка целей и задач
Деятельность учителя
2
Рефлексия
Деятельность учащихся
Организует определение цели и задачи проекта
Результат
Формируют цель, задачи
Проводит игру на выявление лидеров. Предлагает критерии для оценки возможностей и трудностей проекта
Участвуют в игре
Оценивают бэколог проекта, потенциал проекта, его предполагаемые трудности потенциальные выгоды (для природы, для себя, для других людей). Оценивают результативность проекта
Определены цель и задачи проекта
Выявлены потенциальные лидеры. Проведена оценка предполагаемых трудностей и потенциальных выгод проекта
ПОИСК РЕШЕНИЯ
Этап проектной деятельности
№
Поиск и изучение методик
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует работу с интернет -ресурсами для поиска методов и приемов оценки состояния загрязнения воздуха.
Помогает найти и выбрать соответствующие методики
Результат
Осуществляют мозговой штурм
Предлагают
способы поиска методик, с помощью которых можно определить загрязнение воздуха (в зависимости от подготовленности учащихся)
Работают с интернет - ресурсами, осуществляют поиск методик оценки загрязнения воздуха
Выбраны методы и приемы оценки состояния загрязнения воздуха
Этап проектной деятельности
Формирование проектной команды
Деление на группы
№
Деятельность учителя
3
Определение задачи работы группы
Рефлексия
Деятельность учащихся
Использует прием изображения растений - группа деревьев и кустарников/ хвойных и лиственных деревьев - для формирования групп
Организует распределение ролей между участниками проекта
Результат
Делятся на группы
Распределяют роли в группах
Способствует успешной коммуникации участников групп
Поводит диагностику, интерпретирует результаты
Сформированы группы по количеству выбранных методик
Определены роли участников проекта
Определяют собственную (локальную)цель и задачи группы
Сформулированы цель и задачи групп
Оценивают удовлетворительность работой на промежуточном этапе. Отслеживают. Как изменялось их отношение к проекту и оценка его реализуемости
Дана оценка вовлеченности учащихся в проект. Степени их заинтересованности в том, что проект будет успешным
Планирование
Этап проектной деятельности
№
Составление дорожной карты проекта, плана проекта.
Деятельность учителя
3
Составление плана для каждой группы
Рефлексия
Деятельность учащихся
Организует обсуждение этапов работы, планирование проекта
3
Результат
Осуществляют планирование деятельности по этапам и срокам
Мотивирует группы на разработку собственного плана исследования
Консультирует группы
3
Проводит рефлексию на степень коммуникации и эффективность взаимодействия в группах
Создана дорожная карта проекта
Разрабатывают план исследования для своей группы в рамках общего проекта
Для каждой группы сформулирован собственный план исследования
Оценивают уровень коммуникации в группе
Намечен путь улучшения взаимодействия между участниками группы
Реализация замысла
Этап проектной деятельности
№
Изучение методик
Деятельность учителя
4
Деятельность учащихся
Изучают методики
(Т.Я Ашихмина Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. Изд. 3-е испр. И доп. М.: Академический проект, 2006. – 416 с) стр. 50 – 71
Результат
Изучают методики
(Т.Я Ашихмина Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. Изд. 3-е испр. И доп. М.: Академический проект, 2006. – 416 с) стр. 50 – 71
1.По характеристике движения транспорта
2.По результатам лихенодиагностики
3.По морфологическим и анатомическим изменениям хвои сосны
4.По запыленности (скорость осаживания пыли в сутки)
Сформировано понимание теоретического материала
Этап проектной деятельности
Использование методик для выявления загрязнения воздуха.
№
5,6,7
Деятельность учителя
Оформление промежуточных результатов
Рефлексия
Деятельность учащихся
Организует исследования по изученным методикам
8
Результат
Проводят исследования по изученным методикам, каждая группа тестирует 1 методику
Разъясняет правила оформления проекта
Консультирует участников групп
Дана оценка загрязнения воздуха в населенном пункте N
Проводит оценку этапа работы, самооценку каждого участника
Подготавливают свою часть проекта к предзащите
Подготовлен промежуточный итог работы в виде доклада от групп
Оценивают эффективность работы во время исследования, свой вклад в общее дело
Выявлена степень удовлетворенности учащихся проделанной работой
Финализация проекта
Этап проектной деятельности
№
Подведение итогов, выявление наиболее удачных методик
Деятельность учителя
9
Обобщение итогов работы
Деятельность учащихся
Организует предзащиту групповых работ
10
Результат
Защищают свою работу, анализируют ход работы, удачи и сложности, положительные и отрицательные стороны методики
Учатся выступать и защищать проект
Проводит Круглый стол, создает ситуацию успеха, помогает оценить методики, сделать выводы
Представлены итоги исследований
Участвуют в круглом столе
Обсуждают, анализируют между группами результаты исследований, пытаются выбрать наиболее эффективный метод
Сравнивают результаты исследований, полученные с использованием разных методик,
выявляют наиболее достоверный, наглядный, доступный и эффективный метод/методы
Сводят воедино полученные данные, осуществляют межгрупповую коммуникацию по согласованию результатов проведенных исследований
Определены «+» и « - » использования каждой из методик для данного населенного пункта
Выбран наиболее эффективный метод
Этап проектной деятельности
№
Подготовка проектного продукта
Деятельность учителя
11
Деятельность учащихся
Направляет работу над продуктом проекта
Способствует эффективной коммуникации внутри групп и между ними
Результат
Распределяют задачи по подготовке продукта между группами
Планируют работу групп в рамках общего проекта
Обсуждают и оформляют проектный продукт
Готовятся к публичному выступлению по результатам проектной работы
Разработана методичка, выполнен плакат или листовка, подготовлено обращение к населению, обращение к администрации
Этап проектной деятельности
№
Защита проекта
Деятельность учителя
12
Архивация результатов
Деятельность учащихся
Помогает подготовиться к защите проекта
Осуществляет психологическую поддержку
Консультирует докладчиков
Осуществляет взаимодействие команды проекта с общественностью
Результат
Знакомят общественность с результатами исследовательской работы
Защищают проект, участвуют в конференции
Обеспечивает сохранность и доступность материалов
Ориентирует учащихся на продолжение работы
Доклад, презентация
результатов исследования.
Распространение листовок экологической направленности
Договариваются о вариантах использования результатов проекта, возможном его продолжении
Создан архив материалов, намечены возможные пути продолжения и развития проекта
Этап проектной деятельности
№
Рефлексия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Проводит работы над проектом
Помогает оценить эмоциональное состояние учеников, удовлетворенность работой над проектом диагностику итогов
Результат
Подводят итоги работы, анализируют степень успешности проекта
Оценивают свой вклад в реализацию проекта, приобретенные знания и навыки
Оценивают свое эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой над проектом
Получена карта эмоционального состояния группы
Оценивается, как изменилось эмоциональное состояние во время работы над проектом