Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Ласточка» Кувандыкского городского округа
Оренбургской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ
«Правовое воспитание детей и родителей.
Декларация прав ребенка.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Воспитатель:
Степанова С.А.
Кувандык, 2020
Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы это будущее было светлым, позитивным, мы должны с Вами вырастить здоровых физически и психологически детей! Но, к сожалению, не во всех семьях царят мир, любовь и понимание. Довольно часто мы сталкиваемся с такой проблемой, как жестокое обращение с детьми. Защита детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники учреждения при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?
К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:
-Декларация прав ребенка (1959)
-Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В Декларации, провозглашаются права и детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация является основой для нового важнейшего международного документа- Конвенции о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государство должно обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Выделяется четыре формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – это умышленное причинение ребёнку телесных повреждений, использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению ПРАВ и др., которые причиняет вред физическому или психическому здоровью ребёнка, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения отклонений.
Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребёнка в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребёнка, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера и нарушению психического развития.
К психическому насилию относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме:
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребёнка, нарушению его развития или получению травмы.
Признаки жестокого обращения с детьми
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
• следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
• запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т. д.);
• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».
5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.
6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.
8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
9. Физическое насилие в любом виде пугает
10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка.
11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное
Надеемся, что в вашей жизни никогда не произойдёт таких ситуаций, когда всплеск эмоций захлестнёт ваш разум, и вы совершите насилие над ребёнком.
Четыре заповеди мудрого родителя.
Ребёнка просто любить мало. В ребёнке надо видеть человека, личность, уважать его. Не забывайте также и о том, что воспитание – это процесс не моментального действия, а процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ваше чадо не оправдывает ваших ожиданий, не паникуйте. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, чем можете помочь ребёнку.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Не бывает так, чтобы человек всё знал и всё умел. Самые умные и мудрые взрослые не способны быть успешными во всём. Не надо принуждать, заставлять ребёнка, чтобы он занимался всем, что кажется вам полезным для развития. Попробуйте подобрать то занятие, которое действительно увлечёт малыша, будет приносить ему радость и удовольствие. Хвалите малыша за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Успехи детей всегда приносят моральное удовлетворение родителям. А успехи чужих детей нередко вызывают желание сравнивать своего ребёнка с другим. Воспринимайте удачи чужих, как информацию и не более того. Никогда не говорите, что ваш малыш не такой, как другие. Это может зародить в ребёнке первые ростки зависти, ощущение себя ущербным, не таким, как все. Сомнение в родительской любви.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего лексикона такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это самый неэффективный метод донести информацию до ушей ребёнка. Ребёнок не просил вас родить его, вы сами решили это, и будьте добры, не перекладывайте ответственность на него.
4. Не ругайте ребенка прилюдно.
Довольно часто возникают ситуации, когда вам становится стыдно за поведение вашего ребёнка. Например, ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине, обидел младшего. Надо в первую очередь твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. В таких ситуациях призывать малыша к стыду вполне уместно. Но во всех наказаниях есть мера, и главное не забывайте это!
В конце беседы родителям раздаются памятки с заповедями мудрого родителя.