СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы на уроках обществознания и права по педагогическому сопровождению профессиональной ориентации школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации школьников"»

Шестибратова О.В. – учитель обществознания и права МБОУ гимназии «Пущино»

Педсовет по теме: «Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации школьников»

«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» (Чернышевский Н.)

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

Выбор профессии – это один из главных и сложных жизненных выборов, который приходится совершать каждому человеку в достаточно юном возрасте, так выбирая профессию, он выбирает и будущий образ жизни. Но как сделать верный выбор подростку? Без помощи в профессиональном самоопределении ему не обойтись, а главным помощником выступает школа. При этом помощь в профессиональном самоопределении должна осуществляться последовательно и непрерывно.

Профессиональное самоопределение - это один из этапов профессионального развития человека, включающий самопознание, т.е. соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями и принятие решения о будущей трудовой деятельности.

Одним из важных направлений профессионального самоопределения учащихся является учебный предмет.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен уметь определять содержание профориентационной работы по предмету, учитывая возрастные особенности и интересы учащихся. Главными задачами такой работы являются: ознакомление учащихся с различными видами труда и профессиями;

формирование позитивного отношения к труду, умения анализировать профессии, свои интересы и способности, информирование учащихся о путях получения избранных

профессий, углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности, содействие в построении плана профессионального образования, а также формирование готовности к непрерывному профессиональному образованию.

При этом очень важно, чтобы у учащихся не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, следует раскрыть и сложности, трудности работы в данной области. Но самое главное - раскрытие ее значения, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям. Нет престижных и непрестижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности - это люди, отлично знающие свое дело, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход.

Важными элементами работы по профессиональному самоопределению учащихся на любом уроке, в том числе на уроках обществознания, права и экономики, являются профессиональное просвещение и профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. Профессиональное воспитание предполагает формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии.

Несколько примеров о формировании профессиональной мотивации учащихся в рамках программного материала по курсу обществознание, экономики, права:

6 класс - На уроке «Познай самого себе» учащиеся пытаются оценить свои способности и интересы: что они могут делать, что не получается, чему хотели научиться, живой интерес и эмоциональный отклик вызывают психологические тесты «Добрый ли я», «Моя самостоятельность», «Капитан или пассажир» и др.

В теме «Человек и его деятельность» раскрывается значение труда как одного из основных видов деятельности человека, определяется значение для человека , общества, государства (не только материальное вознаграждение, но и радость от пользы и результатов деятельности). В теме «На пути к жизненному успеху» определяя слагаемые жизненного успеха, учащиеся приходят к выводу, что одними из важнейших являются привычка к труду и определение профессии. В ходе самостоятельной работы, а затем в общей дискуссии вырабатывают необходимые условия правильного выбора профессии и успешности в ней (умение правильно оценить свои способности, знание требований к данному виду деятельности, развитие в себе усердия, трудолюбия, ответственности, целеустремленности). Составляют карту «Мой путь к жизненному успеху». На дом получают задание: подготовить рассказ о профессиях своих знакомых и близких.

7 класс - на уроках, посвященных изучению деятельности правоохранительных органов, учащиеся знакомятся с профессией юриста и с существующими в данной профессии специальностями (прокурор, адвокат, нотариус, судья, частный детектив), требованиями к ним (личные качества, образование), возможностями трудоустройства и будущей карьеры. На данном этапе особое внимание уделяю личным качествам работников этих профессий. Например, судья. Учащиеся в группах обсуждают, выбирают 5 наиболее важных качеств (честный, смелый, принципиальный, с твердым характером и развитым чувством справедливости). В помощь может быть дана такая задача: судье предстоит рассматривать уголовное дело. Обвиняемый – бывший одноклассник главы местной администрации. Должно ли это обстоятельство повлиять на решение судьи?

Качества, необходимые адвокату, прокурора выделяем на основе конкретных случаев, представленных в материалах рубрики «Жил на свете человек».

На уроке «Мастерство работника» учащиеся знакомятся с понятиями квалификация, высококвалифицированный и малоквалифицированный труд, учатся приводить примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются. Выявляют причины увеличения спроса на высококвалифицированного труда, определяют факторы, влияющие на размер заработной платы работника. Особое внимание на этом уроке уделяется такому фактору как социальная значимость труда, т.е. востребованность профессии на рынке труда. На данном этапе учащиеся учатся читать объявления в газетах о свободных вакансиях, такая работа помогает им лучше понять какие специалисты нужны и что имеет значение при устройстве на работу (еще раз делаю акцент на качествах, необходимых в работе, а также на правилах общения с окружающими людьми).

На уроке «Виды и формы бизнеса» знакомимся с понятиями «бизнес» и предпринимательство», определяем какими качествами и знаниями должен обладать современный предприниматель. Организую дискуссию на тему «Выгодно ли быть честным бизнесменом», ребята формулируют аргументы «за» и «против». Задача подвести к мысли, что прибыль от обмана оказывается значительно меньше, чем убытки, связанные с организацией собственного дела и потерей деловой репутации. Отдельный урок посвящаю бизнес-проектам. Учащимся в группах предлагается определить вид бизнеса (торговый, производственный, посреднический) и его форму (единоличную или партнерскую), который можно было бы организовать в г. Пущино. Представляя проект, учащиеся должны обосновать конкурентоспособность своего предприятия, а также остановиться на том, что понадобится для организации своей фирмы. В итоге учащиеся приходят к выводу: бизнес – тяжелый, рискованный труд, требующий широких и глубоких знаний, особенно в сфере права и экономики. К данной теме мы возвращаемся в 10 классе на уроке экономики, где учащиеся должны представить свой бизнес- проект, но уже значительно усложненный с расчетами затрат и получения прибыли.

8 класс – на уроке «Образование, его роль в жизни человека, общества и государства» предлагаю учащимся задуматься о траектории своего дальнейшего образования, в том числе профессионального. Учащиеся самостоятельно пытаются определить преимущества и недостатки одного из путей продолжения образования после окончания основной школы: переход в 10 класс с возможностью профильного обучения; поступление в среднее профессиональное учебное учреждение; самообразование. Выбирают для себя самый предпочтительный (формулируют траекторию профессионального самоопределения).

В 9 классе на уроке «Право на труд», учащиеся знакомятся с понятием трудовой договор (обязательные и дополнительные условия), правами и обязанностями, видами ответственности работника и работодателя, с основным документом работника – трудовой книжкой.

Уроки экономики в 7-8 классах ориентированы на расширение кругозора в сфере профессий. Для достижения данной цели организуются мини- конференции на разные темы, например: «10 самых популярных профессий», «Есть такая профессия», «Моя будущая профессия». В своих сообщениях учащиеся должны отразить следующее: общая характеристика профессии, требования к индивидуальным особенностям специалиста (качества личности, здоровье), требования к профессиональной подготовке, возможности трудоустройства. Также провожу конкурс компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии», диспут на тему: «Типичные ошибки при выборе профессий», игру «В мире профессий» (смысл прост: учащиеся разбиваются на группы, получают карточки с названиями профессий, нужно рассказать, что о ней известно: ее значение, в какой области применяется, востребована ли она), «Рынок профессий». На уроке «Как найти работу» учащиеся знакомятся со способами получения информации о вакантных рабочих местах, учатся правильно читать объявления, можно использовать упражнение «Телефонный звонок» (учащиеся работают в парах работник-работодатель и приходят к выводу, что к телефонному звонку нужно готовиться). При устройстве на работу важно уметь себя подать, для этого использую упражнение «Самореклама» (вспомогательные вопросы на доске). На уроках также проводится анкетирование и тестирование, направленное на определение профессиональной области «человек-человек», «человек- природа», «человек –художественный образ», «человек-знак».

В старших классах на уроках права профессиональному самоопределению учащихся уделяется особое внимание. Так, и в 10, и в 11 классах в рамках учебной программы отводится несколько часов на изучение юридических профессий, особенностям профессиональной юридической деятельности и профессиональному юридическому образованию. На мой взгляд, задача таких уроков заключается уже не столько в том, чтобы дать представление учащимся об особенностях этих профессий (хотя это немаловажно), сколько в необходимости создания условий для их личностного развития (формирование активной жизненной позиции, коммуникабельности, инициативности, способности принимать решения и нести за них ответственность) и развития профессиональной мотивации. Для этого мною используются проблемные ситуации, дискуссии, диспуты, круглые столы, различные практикумы, благодаря которым учащиеся могут применить полученные теоретические знания на практике и попробовать себя в роли судьи, адвоката или законодателя. Например, на уроке «Правотворчество. Законодательный процесс» учащиеся получают задание создать свой НПА (правила поведения в школе, дежурство по классу и т.д.)

В заключении хочу сказать, что осознанное профессиональное самоопределение во многом зависит и от учителя, от его умения связать учебный материал с жизнью, а также от умения создать условия для личностного развития учащегося и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения.



Скачать

© 2019, 273 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!