Просмотр содержимого документа
«Педагогическое творчество как важнейшая характеристика инновационной деятельности учителя»
Педагогическое творчество как важнейшая характеристика инновационной деятельности учителя А.А. Кастрикина – учитель биологии, химии МБОУ «Тирянская ОШ»
Ключевая составляющая в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса –
это формирование уровня творческого саморазвития личности педагога,
а так же его креативных (творческих) способностей
КРЕАТИВНОСТЬ:
«способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации»
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ А.А. ИВИНА
КРЕАТИВНОСТЬ:
«способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства»
ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
КРЕАТИВНОСТЬ:
«уровень творческой одаренности,
способности к творчеству,
составляющий относительно
устойчивую характеристику
личности»
Коджаспирова Г.М.
Педагогический словарь
Эллис Пол Торренс, американский психолог, выделял следующие критерии креативности:
- беглость - способность создавать большое количество идей:
- гибкость - способность придумывать различное решение проблем;
- оригинальность – способность производить необычные, нестандартные идеи;
- разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;
- сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
- абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно.
Различие между креативностью и инновацией
- Креативность – это способность…
… заново комбинировать существующее или использовать необычным образом,
… идти новыми путями,
… находить множество решений одной и той же задачи.
- Инновации – это результат воплощения креативной идеи
Существует закономерная связь и взаимообусловленность между педагогическим творчеством и инновационной деятельностью: одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности
педагогическое
творчество
инновационная
деятельность
Внедрение перспективных нововведений - создание условий для педагогического творчества и нововведений
Уровни педагогического творчества:
- уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других.
- уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;
- эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с ребенком;
- высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало.
Параметры креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.
«Мы сами как дерево и от нас зависит, что именно растет на этом дереве: великолепные цветы, вкусные плоды или увядшие листья»
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников.
Педагог-творец видит шире и значительно дальше.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!