"Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации"
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми, способствующих их движению вперед в развитии ума, воли и чувств, является правильно организованное сотрудничество между учащимися и педагогом.
Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес учеников к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества
Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителями были Виктор Федорович Шаталов и Лысенкова Софья николаевна.
В направлении этой педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.
Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.
А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Поэтому, формы организации сотрудничества, используемые мной в работе с детьми, следующие: сотрудничество в паре, когда одного говорящего слушает только один человек; сотрудничество в группах, когда работают одновременно несколько человек; сотрудничество в парах сменного состава, когда с каждым общаются по очереди и отдельно.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Остановлюсь на обучение в группах.
Покажу на примере работу в группах на уроке математики с применением игры Математическая мозаика «Пирамида». Это набор карточек в виде равносторонних треугольников. Чтобы собрать все карточки в пирамиду, нужно решить около 30 примеров и сопоставить с ответом. Буквально на днях мы с учениками 6 класса работали в группах с применением этой игры. В итоге когда ребята собрали мозайку, не использованные числа 9 11 20 18 составлял дату того дня. Принцип работы в паре ещё и в том, что за короткое время можно решить как можно больше заданий.
Задача в группе каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что то вместе, а в том, чтобы познать что то вместе, чтобы каждый участник из группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.
Современное общество– это новый мир информационных технологий. Но с раннего детства человек всё равно находится в социуме: детсад, школа, ВУЗы, работа. И отрицать необходимость взаимного общения мы не можем. Но всему этому надо учиться не менее усердно, чем любому школьному предмету. А поскольку школа решает задачу не только образовательную, но и воспитательную, то естественно было бы использовать педагогику сотрудничества именно в этом направлении. Поэтому я как классный руководитель перенесла элементы этой педагогики в работу с учащимися моего класса. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития и самореализации учащихся. Здесь я хочу выделить следующее направления моей работы:
Патриотическое воспитание;
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
Культура и досуг;
Нравственное воспитание.
Здоровье.
Совместная деятельность родителей и обучающихся.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные мероприятия («День и м е н и н н и к а», « П р а з д н и к О с е н и », «А ну-ка мальчики» , Новый год.и др.); тематические классные часы и беседы («Т е р п е н ь е и т р у д в с ё п е р е т р у т»; «Я с б а б у ш к о й с в о е ю…», « П о ю Р е с п у б л и к у м о ю!», «Н о в ы й г о д ш а г а е т п о п л а н е т е» и др.).
Окончание четверти отмечаем поездкой на культурно массовое мероприятие: музей наук Джоуль парк, верёвочный парк Панда парк, посещаем кинотеатры, ходим в походы.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Весной этого года мы принимали активное участие в акции милосердия «Пасхальный перезвон»
В школьном конкурсе Осенний марафон мой класс занял 1 место. При подготовке к нему я убедилась ещё раз, какие всё таки у меня они талантливые.
Кудряшов Влад занял 2 место в муниципальном конкурсе Охрана труда глазами ребёнка...
По итогам участия моих детей в различных школьных и муниципальных конкурсах, мой класс занял почетное 3 место как Самый классный класс.
В своей работе тесно сотрудничаю с психологом Т.В, особенно по поводу Рудникова Д. Результаты в 6 классе видны.
В своей работе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов. Также проведена совместная работа с Владом и мамой мальчика, где мы приняли участие в конкурсах Твори, Участвуй, Побеждай, заняли 1 место и конкурсе Гордость Росси, диплом 1 степени
В заключении хочется сказать, что я, как и мои воспитанники, тоже продолжаю учиться, учиться вместе с ними, учиться Жизни. В этом мне помогают моя семья, родители, коллеги, дети. Благодаря детям, я поняла, что главное – не оценка за выученный или невыученный материал, а поддержка, внимание, поощрение, забота, уважение и любовь. Для некоторых детей я стала старшей сестрой, а для старшеклассников – близким другом. И, наверное, это и будет являться главным показателем нашего сотрудничества.
Говорить о том, что моя цель достигнута – рано. Ведь ещё столько предстоит сделать.
Результативность опыта
В настоящее время я продолжаю работать над этой методической темой. И сегодня можно уже говорить о маленьких, но значимых «победах» как моих учеников, так и своих собственных:
- у учеников появился устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы (по данным анкет учебные предметы русский язык и литература стабильно занимают 2 или 3 место из всех школьных предметов);
- ребята стали менее скованными, у них появилось желание изучать предмет более углублённо (создаём собственные проекты, пишем стихи, сочинения, оформляем стенды и т. д.).
- школьники просят уделить им время после уроков;
-учащиеся участвуют в районных и областных олимпиадах по русскому языку и литературе, стабильно занимая первые или призовые места (за 4,5 года: 4 призёра в районной олимпиаде по русскому языку, 3 призёра – по литературе, 1 победитель – по русскому языку, 5 победителей – по литературе); принимаем участие в малой областной олимпиаде школьников по русскому языку и литературе (1 раз призёры).
- ребята принимают активное участие в подготовке и проведении литературно – музыкальных гостиных, творческих отчётов;
«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни»,- считаю я.
Мой девиз такой: «Дети в классе - твое отражение, поэтому старайся постоянно работать над собой». В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 В класса.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития и самореализации учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации, готовых к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «20-летие Конституции РФ», «На что имеем право», тематический классный час « К а к б ы т ь п р и л е ж н ы м и с т а р а т е л ь н ы м», « Я п о з н а ю м и р» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («В дружбе - сила», «Ответственность») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
На каждой перемене мой кабинет полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто положит спортивную обувь, кто сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет, поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит, они хотят быть со мной, хотят делиться со мной - это мой успех. А я замечаю: кто-то подстригся, у кого- то новая кофточка, сапожки, а кто-то появился после болезни, а у кого- то грустный вид.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса.
Осознавая, что здоровье школьников это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья
предметные праздники, посвященные охране здоровья («Мама, папа,я- спортивная семья»), и экскурсии на природу. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований («Весёлые старты»), турниров («Рыцарский турнир»), которые проводятся как в помещении, так и на свежем воздухе (конкурс снежных фигур «Снежная сказка»).
В настоящем учебном году многие дети класса охвачены досуговой деятельностью (3 ребят посещают кружок «Роспись по дереву»,2 ученика-«Английский язык», 6 мальчиков и 1 девочка занимаются в спортивной секции по волейболу).
С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные мероприятия («День и м е н и н н и к а», « П р а з д н и к О с е н и », «А ну-ка девочки» и др.); тематические классные часы и беседы («Т е р п е н ь е и т р у д в с ё п е р е т р у т»; «Я с б а б у ш к о й с в о е ю…», « П о ю Р е с п у б л и к у м о ю!», «Н о в ы й г о д ш а г а е т п о п л а н е т е» и др.); родительские собрания («О л ю б в и к ж и в о м у», «Поощрения и наказания детей в семье»,.).
Учащиеся моего класса принимали и принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях, где занимают призовые места, что подтверждено грамотами и дипломами.
Весной этого года мы принимали активное участие в акции милосердия «Пасхальный перезвон»
В школьном конкурсе Осенний марафон мой класс занял 1 место. При подготовке к нему я убедилась ещё раз, какие всё таки у меня они талантливые.
Кудряшов Влад занял 2 место в муниципальном конкурсе Охрана труда глазами ребёнка. Также проведена совместная работа с Владом и мамой мальчика, где мы приняли участие в конкурсах….., заняли 1 место.
По итогам участия моих детей в различных школьных и муниципальных конкурсах, мой класс занял почетное 3 место как Самый классный класс.
Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Все в моём классе знают Рудникова Данила, трудного ребёнка, постоянно плачущего по любому поводу. Этим учащимся уделяю особое внимание, привлекая их к участию в классных и общешкольных мероприятиях, посещая их семьи и проводя индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Тесно ведётся работа с психологом. И стоит заметить, что в 6 классе он гораздо реже стал плакать, дети стали к нему проявлять дружеские качества. Всё это трудно даётся, но мы стараемся. В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, хотя иной раз бывает всякое.
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой.
Я очень тесно сотрудничаю с родителями. В своей работе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов
Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше провести праздники, организацию новогодней ёлки.
На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, участвуют во всех организационных вопросах.
Результатом наших с ними бесед, дискуссий, убеждений является следующие показатели % качества обученности за 4 класс и за 5 класс.
Заключение.
Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.
И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»
Анкетирование???
Анализ качества и обученности 4-5 класс???
Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес учеников к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества
Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик, Виктор Федорович Шаталов.
В направлении этой педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере. Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике второй половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Долгие годы вырабатывается такая педагогика… Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет, - перемена в отношениях с учениками. Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из первых мест.
Технология сотрудничества
Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы..
Пример: «Мастерская Деда Мороза», акция «Кормушка»
Работа с семьёй – важная задача школы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. В основе моей работы с семьёй лежит педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: “Школа - для семьи, вместе с семьёй”.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам класса, школы, мне помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе, формы сотрудничества. Преобладающими методами «педагогики сотрудничества» являются: проблемно – поисковый, творческий, диалогический, игровой.
В ходе работы были рассмотрены следующие проблемы деятельности педагогики сотрудничества:
-обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся;
-обучение без принуждения;
-идея трудной цели;
-самоанализ деятельности (коллективной и индивидуальной);
-интеллектуальный фон класса;
-психолого-педагогический климат класса;
-развитие самоуправления учащихся;
-сотрудничество учителей друг другом и с родителями детей.
Основные идеи педагогики сотрудничества
1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студентами более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрежки
3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора - самый простой путь к развитию творческой мысли.
4. Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя со студентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей [7].
5. Оценка работ. Конспекты В.Ф.Шаталова привлекли общее внимание, ими пользуются преподаватели любых предметов в техникумах и вузах - от сопромата и самолетовождения до теории государства и права. Причина успеха еще и в том, что опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде - одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке. Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов - от младших до старших, что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти - зрительной, слуховой и моторной - приводит к тому, что хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить.
Ш.Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок, С.Н.Лысенкова не ставит двоек, потому что у нее все дети успевают, В.Ф.Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учета знаний. Формы разные, а суть одна - учение без принуждения.
Особенно это относится к младшим классам. Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей, - такой учитель крайне опасен для школы, он может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Учению без принуждения должны учить в педагогических училищах. Как? Учением без принуждения.
6. Идея опережения. Трудные головоломки, непосильные и взрослым, дает детям Б.П.Никитин. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках. Важным открытием надо считать большую и малую перспективу С.Н.Лысенковой. До сих пор учитель на уроке лишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь «вчера» и «сегодня». С.Н.Лысенкова впервые вводит на урок «завтра». Кроме повторения и обьяснения нового, она отводит некоторое время для изучения материала, который будут проходить через пятьдесят или сто уроков. Оказывается, это совершенно необходимо, потому что многим из маленьких детей не хватает предусмотренных программой уроков. На усвоение темы одним детям нужно пять уроков, другим - пятьдесят. Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, С.Н.Лысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвыкают от работы, как это часто случается. Больше всего выигрывают в сотрудничестве сильные ученики, «главный резерв учителя». Их ничто не сдерживает, они ведут за собой коллектив. Класс становится думающим, трудолюбивым и улыбчивым.
7. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. По десять-двадцать уроков обьединяет в один блок В.Ф.Шаталов, на одном уроке раскрывает смысл и красоту большого произведения Е.Н.Ильин, сводит в единое навыки, необходимые для разных профессий И.П.Волков, подробно разрабатывает способы преподавания крупными блоками П.М.Эрдниев, по пять-шесть крупных творческих дел проводят в день на коммунарских сборах в методике И.П.Иванова, экспериментирует с идеей «погружения» М.П.Щетинин. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти уроков за один урок? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена - и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.
8. Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В.Ф.Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И.П.Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов. Е.Н.Ильин, анализируя художественное произведение, добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: прием, вопрос и деталь; получается художественный анализ художественного произведения.
9. Идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Е.Н.Ильин подводит своих учеников к размышлению о собственной жизни: «А как поступаю я? А что я представляю из себя?» Сильно развит коллективный анализ ответа учеников у доски в методике В.Ф.Шаталова, потому что отметка за работу в этом случае не ставится, и ученики не боятся делать замечания отвечающему, свободно обсуждают его работу. Ш.А.Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.
В методике И.П.Иванова каждое общее дело - будь то производительный труд, или пионерский сбор, или комсомольское собрание, или вечер отдыха, или поход - словом, каждое дело обязательно должно быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незаконченной. Обучение ребят коллективному самоанализу - дело долгое и трудное. Оно требует большого мастерства от педагога, но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых, ученики чувствуют себя хозяевами в пионерской и комсомольской организациях, приучаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело; быстро развиваются их общественные навыки. Невозможно переоценить дисциплинирующее значение такой работы. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.
10. Интеллектуальный фон класса. На конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его «интеллектуальный фон» (термин В.А.Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным. В.Ф.Шаталов проводит великое множество экскурсий, в его классе всегда есть набор папок с газетными вырезками самых важных статей, которые должен прочесть каждый. С.Н.Лысенкова старается давать как можно меньше письменных заданий на дом, чтобы освободить время детей для чтения.
11. Коллективное творческое воспитание. Смысл методики состоит в том, что ребят с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило «Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество коллективных творческих дел на пользу людям, для школы, для своего класса. В них участвует весь коллектив - деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросли сотни тысяч ребят.
Для ребенка младшего школьного возраста коллективность самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека. [15] «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». В. А. Сухомлинский [13].
12. Творческое самоуправление. На тех же принципах строится и школьное самоуправление. Весь актив в школе, в пионерской и комсомольской организациях меняется несколько раз в год, потому что детям и подросткам нельзя слишком долго ходить в активистах. Самоуправление рассматривается не как управление без взрослых - наоборот, дух сотрудничества заставляет ребят искать помощи у старших друзей. Как только на деле осуществляется принцип «Все творчески, иначе зачем», ребята сами не хотят решать дела без взрослых, потому что они стремятся к высоким результатам работы.
13. Сотрудничество с родителями. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя– школа и семья– не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания». [6] .Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся ко взрослым - в школе и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье. Мы не делаем даже самых малых критических замечаний о детях на родительских собраниях. Нельзя ссорить детей с родителями. Учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Педагог стараетя показать родителям, что их дети хорошо учатся, учит любить своих детей. Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Лучше потратить на одного ребенка хоть год, говорила Ф.Я.Шапиро, замечательный ленинградский воспитатель, чем бросаться от одного трудного к другому. [16]
14. Личностный подход. Сухомлинский считал, что учитель должен в первую очередь уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Он писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» [5] Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. В школу приходят не только ученики - существа, занятые учением, нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребенок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый на каждом уроке получает оценку своего труда, и в том, что каждый выбирает задачи по своему вкусу, и в том, что внешкольное творчество каждого ребенка получает признание и оценку, и наконец, в том, что каждый на самом деле, а не на словах и не в призывах уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе и в своей школе.
Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья - ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.
15. Сотрудничество учителей. У каждого из учителей от 25 до 40 лет педагогического стажа, опыт говорит, что любой учитель может осуществить ее принципы, хотя, конечно, не в один месяц и не в одну четверть. Кто будет хотя бы держать эту новую педагогику в уме, скоро заметит улучшение его работы. Ведь для педагогики сотрудничества не нужно никаких особых условий - при тех же самых программах и учебниках каждый может начать перестройку в своем собственном классе, если он учитель, в своей собственной школе, если он директор. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти как дети - в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность [9].
Тем не менее, педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания – вот главная задача современной педагогики. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо использовать в своей работе не только стандартные методы ведения урока, но в большей степени проявлять инициативу и строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ученик был постоянно в него вовлечен. В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное. Педагогу необходимо сначала самому научиться мыслить комплексно, сочетая в своей работе все доступные способы достижения целей и выполнения поставленных задач.