СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет Декоративно-прикладное искусство родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

2018 Педсовет Декоративно-прикладное  искусство родного края

Просмотр содержимого документа
«Педсовет Декоративно-прикладное искусство родного края»

Приобщение дошкольников к народному искусству
родного края.


Одним из направлений системы работы по краеведению является раздел «Встречи с прекрасным», который предусматривает ознакомление детей

с народным искусством, живописью, музыкой, поэзией родного края.

Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

Приобщение к духовным ценностям необходимо начинать с малых лет, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства.

Дошедшее до нас культурное наследие Романово-Борисоглебского края уникально и очень ценно для осуществления нравственно-патриотического воспитания, потому что, как писал В.Сухомлинский: «понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

Город наш талантлив очень.

Красоту из века в век

Через промыслы, ремесла

Наш проносит человек.


Наряду с классическими методами ознакомления детей с искусством наиболее эффективными являются экскурсии, где дети имеют возможность соприкоснуться с творчеством народных мастеров. Эти встречи находят отклик в детских сердцах, пробуждают интерес, воспитывают чувство гордости, уважения и любви к родному краю.


На протяжении многих лет я водила детей на выставки, организованные в музее СОШ №6, в МЦ «Галактика», в Доме Природы.

В последнее время в библиотеке создано творческое объединение «Свое ремесло», (руководитель Ю.Н.Прохорова) которому присвоено высокое звание «Народный самодеятельный коллектив»

В зале библиотеки проходят выставки коллектива, которые мы регулярно посещаем.


Ярославская кистевая роспись

Ярославская кистевая роспись – старинный художественный промысел. Ярославский стиль узоров сложился в XVIII веке и отличался от напыщенной злато­красной хохломы, от строгой и холодной геометрии архангельского рисунка. Специалисты утверждают, что по технике мазка она сложнее знаменитой «Городецкой».

Художник работает кистью, наносит на дерево без предварительной прорисовки одновременно две-три контрастные краски, и рисунок получается словно объемным.

На ярославской земле мастера полюбили теплые цвета: зеленый, желтый, синий и красный. Причем зеленый – был основным.

Природолюбивые ярославцы вместо всяких треугольничков и лошадок вплетали в роспись цветочки, ­листочки­, лепестки.

«Озеленяли» ярославские умельцы прялки, сундуки, коромысла, сани, деревянную посуду, мебель, конные дуги.

Говорят даже, что вместе с купцами Демидовыми дошла ярославская роспись до Урала. В Ярославском художественном музее хранятся образцы старинных изделий наших земляков



В Тутаеве в тридцатых годах прошлого века создали промкомбинат – филиал ростовской мебельной фабрики, при котором была художественная мастерская. Художники занимались росписью изделий выпускаемых на комбинате - разделочные доски, рамы под зеркало, шкатулки, столы, шкафы, табуретки, детская мебель.

С распадом СССР тутаевская фабрика была закрыта. Некоторое время ярославская кистевая роспись продолжила свое существование в деревообрабатывающем цехе ТМЗ («Маяк»), затем в бюро эстетики ТМЗ, где расписывали очень красивую деревянную сувенирную продукцию: расписные доски, тарелки, пасхальные яйца и многое другое.

И ушла бы безвозвратно ярославская кистевая роспись, если бы не энтузиазм преподавателя дизайна в училище культуры Снежко Евгения Алексеевича. Совершенно случайно он нашел в Тутаеве следы древней росписи, Реаниматор ярославского народного творчества опубликовал статью в журнале, где показал всей России, что есть такая кистевая роспись.

Выпускники училища культуры привозили потом свои работы в Москву, и там удивленно смотрели на сложившийся, но неведомый ранее стиль. Долго определялись, назвать ее тутаевской росписью или ярославской. С одной стороны, традиции сумели сохранить в Тутаеве, но истоки и возрождение ее принадлежат Ярославлю, поэтому и роспись называется ярославской.

В этой технике работают мастера Ягилева И.Ф., Белякова Марина, Жеварина Н.А – директор Микляихинской школы. Ярославской росписи обучалась у художника В.Г.Раздобурдиной Художницы из Тутаева успешно участвует в различных выставках декоративно-прикладного искусства.



Романовское коклюшечное кружево



Романовское кружево представляет собой ценное историко-культурное наследие в области народных промыслов Романов-Борисоглебского края.

Оно отличается от других кружев своими художественными особенностями и приемами плетения. Рисунки кружева имели своеобразные, характерные только данной местности названия: «бачино», «бантик», «бараньи рожки», «паучки», «куличики», узор «шлёнский».


Я знал, что кружевоплетение

Искусство местных мастериц.

На кружевах – с лугов растения,

Розетки, ромбы, контур птиц.

С фольклором связь, с родной сторонкою

Улавливаешь здесь легко.

Изящная работа, тонкая

Была известна далеко.



По воспоминаниям старых кружевниц, живших в конце ХIХ века, промысел существовал давно: они «не запомнят того времени, когда бы у них не плели кружев: почитай, что с самой Екатерины все плетут и плетут». Отсюда следует предположить, что начало промысла уходит корнями в XVIII век. Плели из ниток, которые покупали в Москве на фабрике купца Хлудова. Нитка была тонкая, и кружево из-под умелых рук мастериц выходило тонкое и изящное.

Плетеи плели в основном на заказ. Заказчиками выступали местные купеческие семьи. К концу XVIII — ХIХ веков все романовское кружево шло на приданое купчих: согласно местным обычаям подобная заготовка белья невестам начиналась с 10-летнего возраста. Причем все полотенца, простыни и покрывала для подушек обшивались кружевом, и все приданое для новорожденных также отделывалось местным кружевом.

          Плетение производилось при помощи круглых подушек (валиков) — бобины (так их именуют в данной местности), набитых мхом, устанавливаемых на лукошки. Считалось, что мох делает подушки более упругими и тяжёлыми. Подушки мастерицы шили себе сами, коклюшки были точеные, в основном – кленовые. Бумагу для сколов брали любую. Плели кружевницы в основном полностью семь месяцев в зимнее время, а летом урывками между огородом и сбором ягод и грибов в лесу.

Исключительно на заказ лучшее кружево плели в Романове. На другой стороне Волги, в Борисоглебске, оно было значительно грубее. На рубеже XIX и ХХ веков кружевоплетение в этом городе было совсем оставлено.

В настоящее время в процессе воссоздания по старинным сколам из музейных и частных коллекций и архивов разработаны схемы плетения романовского коклюшечного кружева.

Возрождением Романовского коклюшечного кружева занимаются учителя технологии Средней общеобразовательной школы №6 г.Тутаева Е.А.Родинская и Л.Н.Денежкина. Их работы экспонируются на выставках и фестивалях районного, областного, Всероссийского уровня. Разработана авторская программа по кружевоплетению, которая введена в образовательный курс по предмету «Технология».

Русский «плетюшечный» промысел

Лозоплетение

Лозоплетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Самый популярный материал для плетения — ивовый прут. Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые подходящие — белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник.

Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения. Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель — кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы, посуда, игрушки; дорожные принадлежности — сундуки, чемоданы, сумки.

Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.

Оглоблин Алексей Васильевич 



Художественная резьба по дереву

Был срублен мой одноэтажный город

Под перезвон и говор топоров.

Резьба крылец, наличники с узором –

Знак непомеркшей славы мастеров.


Во многих уголках земли Ярославской можно встретить дома, у которых окна, ворота, крыльцо, калитки украшены художественной резьбой.

Мастера использовали сочетание техники прорезного декора и плоскорельефной резьбы. Такая резьба воздушна, ажурна, она не только радует глаз, но и согревает душу.

В работах мастеров, представляющих свои работы на выставках, преобладают натюрморты, пейзажи родных мест, изображения храмов.

Александр Иосифович Белов, Павел Владимирович Бураков 



Роспись по бересте

Береста – интересный материал, из которого рукодельницы выполняют птичек счастья, шкатулки, вазочки, панно. 

Мочалова Людмила Викторовна

Сидорова Валентина Васильевна


Рукоделие:

Издавна наш край славился ткачеством, вязанием, вышивкой.

В музее СОШ №6 был настоящий ткацкий станок, старинные изделия рукодельниц, (особенно славилась вышивка крестом).

Фокина Нелли Юрьевна

Современные мастерицы представляют на выставках самые разнообразные техники рукоделия: вязание на спицах, крючком, вышивка бисером, лоскутное шитье и многое другое.


Традиционная народная кукла

Это создание талантливых рук и творение души человека.

В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей жизни. Достаточно произнести названия кукол, чтобы оценить их значение.

Кувадка – первая куколка, которая встречает ребенка, едва он появился на свет, вешалась над колыбелькой.

Пеленашка, Сонюшка, Крупеничка, Покосница, Утешница, Кубышка-травница, Отдарок на подарок, а так же – Птичка, Бабочка, Колокольчик, Веснянка, Ангелочек и другие.

Изготовлением народной куклы занимается Букова Татьяна Ивановна


Романовская школа иконописи

Еще одно культурное и духовное наследие, которым по-праву может гордиться наш край. Имя талантливейшего романовского иконописца Максима Федоровича Архиповского было известно в дореволюционной России. Надолго забытые, во многом утраченные, рассеянные по всему миру иконы были собраны на выставке в Рыбинском музее. Вышла в свет книга «Иконы Романовского письма».

Ярославская майолика

Майолика - особая технология росписи предметов из красной глины, когда готовое изделие расписывают по белой сырой эмали, а потом обжигают в специальной печи. В Россию майолику завезли при Петре I голландцы и итальянцы.  Ярославская майолика целиком основывается на характерной для Ярославской области красной глине, благодаря которой в области зародились традиции лепного и гончарного промысла.

 Ярославская майолика — особенный вид искусства; в руках мастеров из кусочков огненно-красной глины рождаются колоритные образы, сказочные персонажи и просто милые безделушки: сувениры, елочные украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки, декоративные вазы, кашпо, предметы интерьера, картины и барельефы из керамики.
Роспись изделий в традициях русского рисованного лубка.

Многие здания и храмы старинной постройки сохранили фрагменты изразцов ярославской майолики.

Древнее мастерство со временем не было утрачено. Основанное в 1992 году «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва» специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из керамики.

Все изделия – это полностью ручная работа

 Сейчас изделия из майолики можно увидеть на художественных выставках, в специализированных магазинах. Все  это - творчество современных художников, сумевших познать и точно передать почерк мастеров прошлых столетий.


Ростовская финифть
История возникновения промысла в Ростове более 200 лет. Ростовские мастера украшали иконы, церковную утварь, ювелирные изделия, создавали копии картин, пейзажей. Высоко ценились портретные миниатюры.

Петр 1 награждал своими портретами, выполненными в технике финифти особо отличившихся соратников.

Прелесть Ростовской финифти в том, что нет ни одной одинаковой миниатюры. В каждом изделии проявляется индивидуальность мастера.

Русский народ проявлял свои творческие способности в создании предметов, необходимых для труда и быта. В этом отражалась его духовность, его понимание окружающего мира, красоты природы



Я верю: промыслы народные И в наши дни не пропадут. Их люди умные, свободные, Как часть культуры сберегут.

К.В.Конюшев