Профессиональный стандарт педагога – новое качество образования
ТК РФ Статья 195.1, статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Статья 76, Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, Приказы Минтруда России (N 544н N 514н N 613н N 608н)
В сфере образования утверждены
4 профессиональных стандарта:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Приказ Минтруда России N 544н от 18.10.2013 г.
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Приказ Минтруда России N 514н от 24.07.2015 г.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Приказ Минтруда России N 613н от 08.09.2015 г.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.
Применение профессиональных стандартов: нормативная база
Постановление Правительства Российской Федерации
от 27 июня 2016 года № 584 «Особенности применения
профессиональных стандартов в части требований,
обязательных для применения государственными
внебюджетными фондами Российской Федерации,
государственными или муниципальными учреждениями,
государственными или муниципальными унитарными
предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в ставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584
Разработка планов по организации применения профессиональных стандартов,
содержащих в том числе:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном
обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников,
полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в
профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении
соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций,
подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, в
том числе по вопросам:
• подбора и расстановки кадров;
• трудовых функций работников, разработки штатных расписаний, должностных
инструкций;
• подготовки, ДПО работников;
• аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.
Переход на профессиональные стандарты – до 2020 года.
Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
(Приказ зарегистрирован Минюстом России
6 декабря 2013 года).
Профессиональный стандарт педагога
начинал работать
с 1 января 2018 года
Групповая дискуссия «Что такое стандарт? Зачем нужен новый стандарт педагога?»
Синквейн
Профстандарт
новый, обсуждаемый
изучать, определяться, стремиться
измеритель квалификации педагога
работа над собой
Трудовые функции
воспитание
обучение
развитие
Структура профессионального стандарта
Необходимые знания
Зачем педагогам нужен профстандарт?
Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях:
- основа для анализа и реформирования педагогического образования;
- основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.
Практическое применение профессионального стандарта
Для работодателя – формулировка требований к работникам;
Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требования рынка труда и конкретного работодателя.
Профстандарт и ФГОС
ФГОС - предъявляет требования к результатам образования .
Профстандарт педагога - требования к профессионализму и личности учителя
Стандарт –это:
- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
-инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
-объективный измеритель квалификации педагога;
-средство отбора педагогических кадров в образовательной организации;
-основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Профтандарт педагога–это
основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога
Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Работа с девиантными, зависимыми, социально-запущенными и социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
- Соответствовать международным нормам и регламентам.
- Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Требования к личным качествам педагога
Стандарт должен:
- готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
- Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
- Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Составление плана-действий (дорожной карты) по совершенствованию педагогов школы
Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
Способы совершенствования профессиональной компетентности
Участие в конкурсах
Повышение
Разработка программ
квалификации
* Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
*Дистанционное обучение
*Проблемные семинары
*Производственная учёба в школе
*Самообразование
*Изучение информационно-компьютерных технологий
*Конкурсы профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней
*Мониторинг развития личности и индивидуальности младшего школьника
*Воспитательная система класса
*Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в городе ,в Интернете;
*Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
« Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему.
Он – скульптор, но его труда никто не видит.
Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.. Где ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают его – планы, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской… А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой…»
Симон Соловейчик
Национальная система учительского роста
Категория
Требования
Учитель
- Знание предмета
- Умение взаимодействовать с детьми
- Навыки общения с родителями
- Готовность совершенствоваться в
Старший учитель
профессии
- Обладание квалификациями учителя
- Владение передовыми педагогическими практиками
- Разработка индивидуальных методик обучения, воспитания и развития.
- Проектирование коррекционной работы
Ведущий учитель
- Обладание квалификациями старшего учителя
- Разработка и внедрение образовательных программ
- Координационная психолого-педагогическая деятельность
профессиональными компетенциями
- Качественное обучение учащихся
1. Определить одним из приоритетных направлений работы школы - совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению профессиональной компетентности в условиях мероприятий по реализации Профессионального стандарта педагога. 2. Включить в тематику заседаний школьного Методического совета и школьных методических объединений изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях внедрения профессиональных стандартов. 3. Учителям совершенствовать педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями: со специальными потребностями в образовании, одарённых учеников, учеников, для которых русский язык не является родным, учеников с ОВЗ и т.д. 4. Методическим объединениям учителей в ходе введения и реализации ФГОС адаптировать методическую работу по повышению профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО,ООО и СОО.
Творческое задание
«Портрет педагога»
«Внедрение стандарта педагога может принести бедствия , а может дать импульс движению вперед»
Евгений Александрович Ямбург
Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!
- качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
- профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
- профессиональный стандарт не только повышает ответственность педагога за результаты своего труда, но соответственно повышает качество образования.
Ничто не является хорошим или плохим, все зависит от того, как мы смотрим на вещи.
В любой ситуации выбор всегда за вами. Вы либо гуляете под дождем, либо просто под ним мокнете.
Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% - из того, как мы на это реагируем.
Решение педсовета:
- Педагогам школы планировать направление профессионального развития с учетом анализа профессиональных компетенций в условиях введения профстандарта (курсы повышения квалификации и переподготовка).
- Скорректировать темы самообразования педагогов с учетом изучения и применения активных форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий, соответствующих профессиональной, психолого-педагогической компетентности педагога.
- Совершенствовать свою педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями.
Педагогам школы планировать направление профессионального развития с учетом анализа профессиональных компетенций в условиях введения профстандарта