Педсовет на тему: «Реализация образовательных потребностей, как формирование нравственного развития ребенка».
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под нравственным воспитанием понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Особенно в младшем школьном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Формирование таких качеств, как любовь к своему дому, к ближнему, к Родине постоянно осуществляется при прослушивании и исполнении песенного материала. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель.
По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам опыта работы дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные песни. Я считаю, необходимо развивать у младших школьников способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему через песню. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения.
Я, как педагог, стараюсь знакомить учащихся не только с современными эстрадными песнями, но и пополнять репертуар патриотическими песнями. Изучая песни патриотической направленности и участвуя в конкурсах патриотической песни, главная цель которых посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной стране, природе, к истории и культуре страны, к родному дому, семье и к матери. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные песни, которых хоть и немного в репертуаре моих учащихся, ненавязчиво знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием.
Народная песня она всегда проста и мелодична, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
1