СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет на тему «Создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем курса внеурочных занятий «Разговоры о важном»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему «Создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем курса внеурочных занятий «Разговоры о важном»»

Педсовет на тему «Создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем курса внеурочных занятий «Разговоры о важном»


  1. Актуальность внедрения курса внеурочных занятий «Разговоры о важном» в учебно-воспитательный процесс


1 сентября 2022 года Владимир Путин провёл в Калининграде первый «Разговор о важном». Это новый формат внеурочной деятельности в этом учебном году. Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации и Государственного гимна Донецкой Народной Республики. «Разговоры о важном» — инициатива, о которой начали говорить в апреле 2022 года, когда министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что «историческое образование» будет введено в школах с 1-го класса. Позже выяснилось, что новый предмет для первоклассников придумывать не станут, но история все-таки будет изучаться «в рамках существующих учебных планов и внеурочной деятельности». А далее последовали новые разъяснения: оказалось, что внеурочные занятия, посвященные России, ее прошлому, будущему и настоящему, будут введены не только в начальной школе, но вообще во всех классах российских школ — с 1-го по 11-й. И станут частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма. В некоторых школах подобные занятия начали проводиться еще в конце прошлого учебного года, а с 1 сентября они стали обязательной частью школьного расписания по всей России. В конце августа на сайте проекта были опубликованы подробные методические рекомендации, в которых есть планы занятий для 1–2-х, 3–4-х, 5–7м, 8–9-х и 10–11-х классов, а также учащихся СПО. Речь о традиционных духовно-нравственных ценностях. Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрило большой проект «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания.

Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС описал возможные темы занятий так: «События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное, — про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое». Министр подчеркнул еще один важный аспект: рекомендуемый формат «Разговоров о важном» — не лекция, а дискуссия. Учителя, по словам Кравцова, на этих занятиях должны «не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение». Для этого есть весь методический материал по урокам – поурочный план, презентации, видеоматериалы, интерактивные упражнения, методические рекомендации, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз контент, приятный голос дикторов в видеоматериалах, по всему учебному году, таким образом у нас в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках нашей урочной деятельности. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад. Использовать предложенные Министерством просвещения материалы или нет — выбор педагогов, гарантированный им статьей 47 Федерального закона «Об образовании». На сайте «Разговоров о важном» говорится, что разработки носят рекомендательный характер.

Все официальные материалы «Разговоров о важном» размещены на сайте «Единое содержание общего образования»: здесь можно скачать методические рекомендации, сценарии, видео, плакаты, презентации и интерактивные задания к урокам. Материалы появляются постепенно. Сценарии уроков и задания различаются в зависимости от возраста учеников. Задача учителя — вовлечь класс в обсуждение и ответить на вопросы, которые волнуют детей. Сценарии уроков включают в себя игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали. Начиная с 3-го класса, ученики могут оставить обратную связь о занятии в анкете, которая доступна по QR-коду. Подготовиться к проведению «Разговоров о важном» учителя могут с помощью серии интенсивов «Классный марафон» от Академии Минпросвещения — ссылки на предстоящие трансляции появляются на странице «Сервиса для классных руководителей». Посмотреть записи уже прошедших интенсивов можно в группе Академии ВКонтакте — они собраны в отдельный плейлист.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Педагог помогает обучающемуся:

•в формировании его российской идентичности;

•в формировании интереса к познанию;

•в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

•в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

•в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

•в развитии у школьников общекультурной компетентности;

•в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

•в осознании своего места в обществе;

•в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

•в формировании готовности к личностному самоопределению.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике

соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.


В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

1.соответствие датам календаря;

2.значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.

Даты календаря можно объединить в две группы:

Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.

В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.

Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств.

Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.

1 Историческая память

•Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;

•историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

•историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

2 Преемственность поколений

•Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

•семья построена на сохранении преемственности поколений.

Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.

Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

3 Патриотизм — любовь к Родине

•Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;

•любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;

•патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

4 Доброта, добрые дела

•Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,

поддержать, помочь без ожидания благодарности;

•благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.

Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.

5 Семья и семейные ценности

Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями —взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;

учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;

семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.

6 Культура России

Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;

культура представлена достижениями в материальной сфере(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере(народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.

Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном».

Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».

7 Наука на службе Родины

Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».



Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках внеурочной деятельности. Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены. Все классные руководители провели первые восемь занятий и сегодня некоторые поделятся своим опытом.

Спасибо за внимание!