СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет «Новые подходы к мотивации обучающихся как механизм повышения качества образования»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет «Новые подходы к мотивации обучающихся как механизм повышения качества образования»»

Педсовет «Новые подходы к мотивации обучающихся как механизм повышения качества образования»


(Слайд 1)

«Новые подходы к мотивации школьников»


Если тебе не нравится то, что ты получаешь,

измени то, что ты делаешь.

Карлос Кастанеда


Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

   (Слайд 2)

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.  Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

   Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

  Мотивационная сфера учения школьников для учителя - это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

(Слайд 3)

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  2. Второй уровень хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.)


(Слайд 4)

На данном слайде представлены факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников

Факторы

Положительные

Отрицательные

Политические

Личностный результат образовательной деятельности определяют ФГОС

Повышение спектра индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями школы и родителей

Экономические


Наличие высококвалифицированных

педагогов, эффективная система финансирования школы

Низкий уровень жизни общества, отсутствие профессиональных ориентиров

Социальные


Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования

Отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении школьника

Технологические


Закрепление в законодательстве необходимых трудовых умений учителя: применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу государственной итоговой аттестации (ГИА) может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что приведет к снижению учебной мотивации


Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения обучающихся в активную образовательную деятельность.





(Слайд 5)

Причины, по которым дети не хотят учиться

Проблема

Причины

Школьники не хотят учиться

1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. (Слабо понимают цель обучения, поэтому низкие мотивация и образовательные результаты)

2.Доступность знаний (любую информацию можно быстро найти в интернете, что снижает ценность получаемых в школе знаний)

3.Клиповое мышление (Э. Тоффлер, Ф.И. Гиренок) подростков:

( кратковременная концентрация на информации, что снижает способность ее анализировать;

– информация быстро сменяет другую информацию, поэтому трудно запоминать, поэтому снижается уровень усвоения знаний – ученики быстро забывают то, чему их недавно учили)

4.Страх перед школой. (Ученики находятся под постоянным давлением, регулярно оказываясь в ситуации стресса, они отказываются выполнять задания, потому что боятся ошибиться, не верят в хорошее к ним отношение)

5.Обучающиеся не верят в справедливость оценки, выставляемой учителем в виде отметки в журнал


6. Отношение ученика к учителю.

7. Отношение учителя к ученику.

8. Личная значимость предмета

9. Умственное развитие ученика.

10. Продуктивность учебной деятельности.



Новые подходы к мотивации школьников

На любой наш аргумент в пользу мотивации к учению у обучающихся найдется демотиватор. Знаете, что это такое?

(Слайд 6)

Демотиватор (демотивационный постер) – разновидность настенного плаката. Демотиватор пародирует мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения), используя схожие с мотиваторами изображения, но с подписями, формально направленными на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий.

Один учитель другому:

– В этом году пятый класс ну просто невыносим. Что будешь делать?

– Придется опять готовиться к каждому уроку…


Методика Дейва Берджеса в книге «Обучение как приключение» объясняет причины нулевой мотивации.

Учитель истории Дэйв Берджес много лет работал над тем, как превратить свои уроки в настоящее шоу. Теперь его ученики ходят в школу только ради него. Он наряжается в костюмы, разыгрывает немые сцены и считает, что ловить на себе странные взгляды — это часть работы учителя. О своей методике он подробно написал в книге «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными». В понимании Берджеса, пират — это не только морской разбойник, а ещё и дерзкий авантюрист, который не боится идти на риск и плыть на край света без всякой гарантии на успех. Они независимы, не заботятся об общественном мнении и легко уживаются с самой разношёрстной командой. А ещё все их любят. Это описание в равной степени подходит хорошему пирату и хорошему педагогу, считает Берждес. Его пиратская философия складывается из шести элементов, каждый из которых соответствует одной букве из слова «Pirate» (с англ. «пират»).

(Слайд 7)

В своей книге «Обучение как приключение» Дэйв Берджес утверждает, что успех его методики заключается во взаимосвязи шести ключевых элементов:

(Слайд 8)

Страсть (Passion). Вы знаете, что должны страстно любить свою работу учителя.

Человек не исчерпывается профессией. И жить ей одной тоже сложно. Поэтому, чтобы поддерживать в себе страсть к учительству, нужно найти как можно больше способов включить в работу личную страсть.

«Если я могу использовать на занятии фокусы, чтобы проиллюстрировать то, о чём говорю, я делаю это. Если вы страстно любите играть на гитаре — играйте в классе. Людей тянет к тому, кто страстно любит что-то в своей жизни».


(Слайд 9)

Погружение (Immersion). Легко давать указания, оставаясь при этом в стороне, в безопасности, однако такой подход не всегда самый действенный. Чтобы по-настоящему вовлечь учеников в учебный процесс, вы и сами должны погрузиться в него.

Дети чувствуют, когда учитель во время урока занят только ими. И так же чувствуют, когда он ведёт урок отстранённо или думает о чём-то другом.

Легко давать указания, оставаясь при этом в стороне, но, чтобы по-настоящему вовлечь учеников в учебный процесс, учитель должен «плавать» вместе с ними

Это значит целиком отдавать себя каждому моменту урока и помнить, что главное — это не тесты или контрольные, не одобрение школьного руководства, а дети и только они.


(Слайд 10)

Контакт (Rapport). Чтобы подготовить почву для обучения, вы должны лично узнать своих учеников, показать им, что они для вас не очередная группа обучающихся, а затем создать для них безопасную и непринужденную атмосферу.

У увлечённых учеников нет проблем с дисциплиной: плохое поведение на уроке обычно говорит о том, что ученику скучно, он перегружен или не может ничего понять.

Ключевыми для создания правильной обстановки в классе Берджес называет первые три дня — время, когда у учеников формируются ожидания от курса. Он делает всё, чтобы этой эмоцией было предвкушение. Для этого он вешает интригующие таблички на дверь кабинета, включает музыку и придумывает интересные задания для знакомства.

(Слайд 11)

Вопрос и анализ (AskandAnalyze). Чтобы родилась творческая идея, сначала нужно задать правильные вопросы. Чтобы творческая идея нашла отклик у аудитории, необходим постоянный анализ и готовность услышать самые разные ответы.

«Вам это легко. Вы — творческая личность». Эту фразу часто произносят люди, которые считают, что все люди делятся на две категории: одни обладают творческими способностями, а другие нет (и, конечно, относят себя ко второй категории). И тем самым оправдывают себя за то, что их преподавание никуда не годится. На собственном опыте Берджес утверждает, что творческие способности развиваются тяжёлым трудом, с помощью направленного внимания и неустанного погружения в творческий процесс. Чтобы процесс начался, нужно начать задавать себе правильные вопросы — такие, которые заставят мозг постоянно искать ответ.

(Слайд 12)

Трансформация (Transformation). Если вам кажется, что вы или ваши ученики постоянно натыкаетесь на препятствия, возможно, пора изменить свое представление о том, что возможно в классе, а что нет.

Для многих учеников школа — это нудная и бессмысленная рутина, и нет ничего удивительного в том, что они не хотят ходить в школу. И каждый урок — либо передышка от этой рутины, либо её часть.

«Когда ученики не видят ни связи конкретного школьного предмета с реальным миром, ни его ценности, они задаются вопросом, стоит ли вкладывать в его изучение силы и время.

(Слайд 13)

Энтузиазм (Enthusiasm). Самым мощным инструментом в классе является прежде всего энтузиазм.

Учитель всегда должен быть в режиме «включено». Последний урок учебного дня должен оказывать такое же сильное воздействие на учеников, как и первый. Они не виноваты в том, что учитель устал или не выспался. Если энтузиазма нет, его можно даже имитировать — Берджес уверен, что через некоторое время естественное воодушевление придёт само собой.


Что такое философский камень?

Философский камень — в легендах средневековых алхимиков это субстанция, некое вещество, обладающее способностью превращать металлы в золото, а также служащее основным ингредиентом эликсира жизни.


Если говорить о философском камне, то по некоторым версиям, он тоже должен был заключить в себя пять элементов – земля, вода, огонь, воздух и… волю.

В чем ошибка моих рассуждений? На слайде с пиратом элементов шесть. Что можно объединить, как считаете? Страсть и Энтузиазм. Если учитель страстно влюблен в свой предмет, он сможет пробудить в детях энтузиазм.


Почему у нас Мотивация учения последние годы стала падать?


(Слайд 14)

Опираясь на жизненный опыт, опыт учителя, попытаемся составить пять элементов философского камня учителя.

Важная работа

Интересная работа

Командная работа

Результативная работа

Творческая работа


(Слайд 15)

Давно известно, что существуют 4 способа повысить мотивацию к учению:

  • стимулирующие возможности учебного материала

  • особая организация учебной деятельности

  • мотивирующее оценивание результатов деятельности

  • демонстрация позитивного отношения

Как вы думаете, как соотнести их с элементами философского камня учителя?

Все распределили? Нет? А важная работа – это про что? Про мотивацию самого учителя. И тогда вспоминаем то, что Берджес назвал Страстью.


Считается, что хороший учитель должен страстно любить преподавать. Но ни в каких университетах не объясняют, как найти и сохранить эту страсть. Берджес раскладывает это чувство на три составляющих, которые должны работать сообща.

(Слайд 16)

Любой учитель в рамках своего предмета испытывает тематическую страсть. Например, историк с горящими глазами рассказывает о движении за гражданские права в США или проводит совершенно звёздные уроки о контркультуре 1960-х, ставя ученикам лучшую музыку этого периода. Но учебный план не может состоять только из любимых тем учителя. И ему придётся рассказывать о строительстве железных дорог или промышленной революции, даже если эти страницы его совсем не увлекают.

И вот тут в действие вступает профессиональная страсть — это то самое, из-за чего человек когда-то решил стать учителем

Не потому, что он очень любил историю (в таком случае можно было стать учёным), а потому, что ему нравится вдохновлять учеников, пробуждать у них интерес к знаниям, повышать их самооценку и уверенность в себе.

Человек не исчерпывается профессией. И жить ей одной тоже сложно. Поэтому, чтобы поддерживать в себе страсть к учительству, нужно найти как можно больше способов включить в работу личную страсть.

(Слайд 17)

Вспомним, что такое СТАГНАЦИЯ.

Так вот творческая стагнация обычно возникает в результате:

• нежелания «выпрыгнуть» за пределы своих профессиональных знании и умений;

• неспособности увидеть, как на первый взгляд несвязанные идеи могут быть объединены в нечто новое и интересное.


Творческая алхимия в действии:

Когда вы развиваете себя для того, чтобы выйти за пределы своей учительской ипостаси, вам может показаться, будто вы тратите время попусту и должны испытывать чувство вины. Не попадитесь в эту ловушку! Ваши усилия очень важны, и они обязательно окупятся не только в жизни, но и в занятиях в классе.

(Слайд 18)


Хороший учитель, как и хороший артист эстрады. Для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок.

Хенрик Джон Кларк


Что такое урок? Это взаимосвязь трех элементов – содержания, методики/приема, преподавания.

Воздействие урока не будет максимальным, если он не будет подкреплен мастерским преподнесением учебного материала.

Если в вашем уроке нет содержания, то вы либо развлекаете детей, либо нянчитесь с ними.

Переходы и паузы убивают. Каждый раз, когда вы в ходе преподавания материала допускаете ненужную задержку. Вам надо снова возвращать заинтересованность и импульс, которые вы потеряли.

Вне зависимости от того, как хорошо вы умеете делать эту работу, – начинайте ее делать! Смелость обернется гениальностью, волшебством и силой [Иоганн Вольфганг фон Гете].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!