Нужен ли педагогу стандарт?
Что такое профессиональный стандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.
Цель введения педагогического стандарта
создать условия, позволяющие решить стратегическую задачу образования — повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Профессиональный стандарт
(Цель применения)
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требований
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
СТАНДАРТ
Основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Инструмент повышения качества образования
Средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
Объективный измеритель квалификации педагога
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений
Соответствовать международным нормам и регламентам
Избавить педагога от выполнения несвойтвенных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога
Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств
Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении
Цель системно-деятельностного подхода :
Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
* ставить цели;
* решать задачи;
* отвечать за результаты
Структура урока
в технологии системно-деятельностный подход
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Открытие нового знания.
4.Первичное закрепление.
5.Самостоятельная работа.
6.Закрепление знаний.
7. Рефлексия.
Каким должен быть современный учитель?
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий; - инициирует пробные действия детей; - консультирует, корректирует действия; - ищет способы включить в работу каждого Воспитатель - создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей; - «соучастник» Педагогическая поддержка - оказывает адресную помощь ребёнку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая её преодолеть
Учитель-профессионал
Требования к учителю
Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.
Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.
Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры.
Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие:
· коммуникативной способности,
· установки на использование этой способности.
Учитель русского языка должен:
· Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.
· Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.
· Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.
· Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.
· Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.
· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.
· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
· Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).
Успехов в работе,
коллеги!