СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет. "Ранняя профориентация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет. "Ранняя профориентация"»

Педагогический совет.

«Ранняя профориентация и задачи профориентационный работы с детьми дошкольного возраста».

Цель. Совершенствовании профессиональной компетенции педагогов по вопросам ранней профориентации дошкольников, создание условий для введения инноваций в образовательный процесс.

План педсовета.

  1. Анализ проведенной диагностики.

  2. Анализ анкет «Что мы знаем о профориентации дошкольников?».

  3. Что такое профориентация в дошкольном возрасте?

  4. Ранняя профориентация как фактор социализации ребенка.

  5. Проблемы ранней профориентации дошкольников.

  6. Организация работы по формированию профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста.

  7. Подведение итогов.


Слайд №1.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.


Слайд №2.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.

Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

  • были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

  • учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей.

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.


Слайд №3.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Выявлена проблема - дети не знают, кем работают их родители или, называя профессию, не могут объяснить ее суть.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.


Слайд №4.

Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.


Слайд №5

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Необходимость профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. По мнению В.И. Логиновой: «Знания о труде, отношении к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми».

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального самоопределения. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе игр, рассматривании иллюстраций и бесед, а также через экскурсии и целевые прогулки.

Согласно современным педагогическим исследованиям в процессе профессионального самоопределения, дошкольный возраст определяют как фантазийный этап в системе непрерывного образования. Результаты эмпирических исследований разных авторов показывают, что первичная актуализация профессионального выбора нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии, либо чем-то поразившие воображение ребенка, побудившие желание следовать определенному образцу, либо требующие специфических склонностей, способностей, которые также выявляются еще в детстве (спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель).


Слайд №6.

Н.С. Пряжников говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).

На практике ранняя профессиональная ориентация в ДОУ заключается в создании комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя консультации для родителей.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.


Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы ребенок познакомился с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Важно развить у него веру в свои силы путем поддержки. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.


Слайд №7.

Мы подготавливаем детей к тому, чтобы они могли легко вступить в самостоятельную жизнь:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни;

  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

  • учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Не обязательно доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям.

Труд дошкольников должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соотношении с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом.

Ранняя профориентация является центральным фактором социализации ребенка. Она включается в создании системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа подводит детей к главному выводу, что труд является значимой сферой жизни.


Слайд №8.


Слайд №9.

 

  1. Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возрастаРанняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на накопление собственного опыта  в доступных видах деятельности. 


Слайд №10.

2. Содержательный компонент модели  предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, мы выделили основные направления работы.

 

Слайд №11.

3. Операционально – деятельностный компонент модели  определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач  профориентационной работы.

Ранняя профориентация осуществляется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. В ролевой игре происходит ориентировка в смыслах профессиональной  деятельности человека, у детей возникают новые мотивы, стоящие на грани сознательности – быть как взрослый, выполнять общественно значимую деятельность (Д.Б. Эльконин). На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина)  нами была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх (термин В. П. Кондрашова).

 

 Занятия и различные мероприятия по профориентации способствуют раннему самоопределению дошкольников. «Ранняя профориентация детей призвана:

– дать ребенку максимальное разнообразие представлений о профессиях;

–формировать у ребенка положительное отношение к труду и миру профессий;

– дать возможность пробовать свои силы в доступных видах деятельности

с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, он смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно».

Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути».

Основная идея профориентации в том, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Наша с вами цель: создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего поселка, района и области, формирование профессиональных способностей дошкольников.

Для достижения цели будем решать следующие задачи:

- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий (в том числе разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий) и интереса к профессионально-трудовой деятельности;

- организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

- ориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем поселке, районе, области.

- определить целевые ориентиры дошкольного образования по направлению профессионального самоопределения

Слайд №12.


Ожидаемых результаты:

• построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;

• создание системы работы по ранней профориентации детей;

• активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;

• расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.



Список литературы:

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М, 1996.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.

4. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис Пресс, 2004.

5. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!