Педагогический совет.
«Ранняя профориентация и задачи профориентационный работы с детьми дошкольного возраста».
Цель. Совершенствовании профессиональной компетенции педагогов по вопросам ранней профориентации дошкольников, создание условий для введения инноваций в образовательный процесс.
План педсовета.
-
Анализ проведенной диагностики.
-
Анализ анкет «Что мы знаем о профориентации дошкольников?».
-
Что такое профориентация в дошкольном возрасте?
-
Ранняя профориентация как фактор социализации ребенка.
-
Проблемы ранней профориентации дошкольников.
-
Организация работы по формированию профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста.
-
Подведение итогов.
Слайд №1.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Слайд №2.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
-
понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
-
уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
-
познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
-
были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
-
учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей.
-
Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
-
Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
-
Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
-
Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Слайд №3.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Выявлена проблема - дети не знают, кем работают их родители или, называя профессию, не могут объяснить ее суть.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача любого педагога состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.
Слайд №4.
Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Слайд №5
Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Необходимость профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. По мнению В.И. Логиновой: «Знания о труде, отношении к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми».
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального самоопределения. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе игр, рассматривании иллюстраций и бесед, а также через экскурсии и целевые прогулки.
Согласно современным педагогическим исследованиям в процессе профессионального самоопределения, дошкольный возраст определяют как фантазийный этап в системе непрерывного образования. Результаты эмпирических исследований разных авторов показывают, что первичная актуализация профессионального выбора нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии, либо чем-то поразившие воображение ребенка, побудившие желание следовать определенному образцу, либо требующие специфических склонностей, способностей, которые также выявляются еще в детстве (спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель).
Слайд №6.
Н.С. Пряжников говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).
На практике ранняя профессиональная ориентация в ДОУ заключается в создании комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя консультации для родителей.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы ребенок познакомился с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Важно развить у него веру в свои силы путем поддержки. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Слайд №7.
Мы подготавливаем детей к тому, чтобы они могли легко вступить в самостоятельную жизнь:
-
понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни;
-
уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
-
познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
-
учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Не обязательно доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям.
Труд дошкольников должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соотношении с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом.
Ранняя профориентация является центральным фактором социализации ребенка. Она включается в создании системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа подводит детей к главному выводу, что труд является значимой сферой жизни.
Слайд №8.
Слайд №9.
-
Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на накопление собственного опыта в доступных видах деятельности.
Слайд №10.
2. Содержательный компонент модели предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, мы выделили основные направления работы.
Слайд №11.
3. Операционально – деятельностный компонент модели определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач профориентационной работы.
Ранняя профориентация осуществляется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. В ролевой игре происходит ориентировка в смыслах профессиональной деятельности человека, у детей возникают новые мотивы, стоящие на грани сознательности – быть как взрослый, выполнять общественно значимую деятельность (Д.Б. Эльконин). На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) нами была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх (термин В. П. Кондрашова).
Занятия и различные мероприятия по профориентации способствуют раннему самоопределению дошкольников. «Ранняя профориентация детей призвана:
– дать ребенку максимальное разнообразие представлений о профессиях;
–формировать у ребенка положительное отношение к труду и миру профессий;
– дать возможность пробовать свои силы в доступных видах деятельности
с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, он смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно».
Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути».
Основная идея профориентации в том, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Наша с вами цель: создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего поселка, района и области, формирование профессиональных способностей дошкольников.
Для достижения цели будем решать следующие задачи:
- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий (в том числе разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий) и интереса к профессионально-трудовой деятельности;
- организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- ориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем поселке, районе, области.
- определить целевые ориентиры дошкольного образования по направлению профессионального самоопределения
Слайд №12.
Ожидаемых результаты:
• построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;
• создание системы работы по ранней профориентации детей;
• активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
• расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Список литературы:
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М, 1996.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
4. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис Пресс, 2004.
5. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2
6