Тема: «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
29.11.2017
Цель: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.
План
Вступительное слово – ст.воспитатель
Презентация опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» - педагоги ДОУ
Воспитание души ребёнка средствами музыки – неотъемлемая составляющая системы духовно – нравственного воспитания - муз.руковод.
Деловая игра
Решение педсовет
1.Вступительное слово – ст.воспитатель
Сл.2.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Сл.3. Задачи духовно-нравственного воспитания, находят развитие в государственных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012г. №273 -ФЗ), «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», и вступившем в силу с 1 января 2014 года «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (пр.№1155 от 17.10.2013 г). Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Сл.4.В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Сл. 5.Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:
-в качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-в перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного и речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
-физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).
Сл.6, 7, 8. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
Развитие в ребёнке духовных, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родному городу, уважительного отношения к государству, усвоения элементарных знаний по истории своего родного края.
Сл.9. Исходя из Концепции на этапе дошкольного образования формируем у детей:
2. Презентация опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» - педагоги ДОУ
3. Воспитание души ребёнка средствами музыки – неотъемлемая составляющая системы духовно – нравственного воспитания.Выступление муз.руковод.
4. Деловая игра
1.«Мозговая разминка».
Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта? (Принцип дифференциации).
Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
Земля, где ты родился? (Родина).
Древнее название России? (Русь).
Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
Что означает «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте).
Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно в таком порядке?(Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.)
Кто определил именно такое расположение цветных полос?(Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый)).
Официальная эмблема государства? (Герб).
Перечислите основные элементы герба. Что они означают?(Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца ( святого Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.)
Что символизируют цвета и на гербе?(Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный». Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.)
Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (Гимн)
Кто автор слов и музыки гимна России?(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
Сл.11-14.2. «Мозговая атака».
Герб
Гимн
Россия
Честь
Родина
Москва
Война
Победа
Ордена
Память
4 раунд. «Бой пословиц».
1 команда.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше | когда над ней крыша одна. |
Глупа та птица, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | которой свое гнездо не мило. |
Семья сильна, | хорошие дети растут. |
В хорошей семье | Родины нашей. |
2 команда.
Восстановите пословицы
Человек без Родины, | дороже всякого богатства. |
В своем доме и | счастье дорогу не забывает. |
Народное братство | что соловей без песни. |
В семью, где лад, | а в ленивом доме пусто. |
В прилежном доме – густо | стены помогают. |
5 раунд. «Мозголомы».
Кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»
1.Присущий, свойственный гражданину.
2.Населенный пункт.
3.Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
4.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
5.Страна, в которой мы живем.
6.Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его.
7.Ячейка общества.
8.Место рождения, происхождения кого – нибудь или чего – нибудь.
9.Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Ответы на кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»
| | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | |
| | | | | | | 9 | н | р | а | в | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
| | | | | | | | | | | | | о | | | | | | | | |
| | | | 3 | | | | | | | | | л | | | | 7 | | | | |
| | 2 | | г | | | | 5 | | | | | е | | | | с | | | | |
| | г | | р | | 4 | п | р | а | в | о | | р | | | | е | | | | |
| | о | | а | | | | о | | | | | а | | | | м | | | | |
1 | г | р | а | ж | д | а | н | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь | | | | |
| | о | | д | | | | с | | | | | т | | | | я | | | | |
| | д | | а | | | | и | | | | | н | | | | | | | | |
| | | | н | | | | я | | | 8 | р | о | д | и | н | а | | | | |
| | | | и | | | | | | | | | с | | | | | | | | |
| | | | н | | | | | | | | | т | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | ь | | | | | | | | |
раунд. «Черный ящик».
Против команд играют родители ДОУ.
Внимание! Вопрос!
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Рефлексия «Всё в наших руках»
Представьте что в ваших руках куб на гранях которого, Вы написали то, что считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите его в руки. Вы видите, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» А.С. Макаренко
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!
5.КОДЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ.
7. Решение
1. Всем педагогам направлять свою деятельность на формирование у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу в целом.
Срок: постоянно
Ответственные: педагоги МБДОУ.
2. Расширять и педагогически обогащать планирование работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию.
Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги МБДОУ.