Протокол № 5
заседания педагогического совета школы
от 24 ноября 2016 года
Присутствовали - 31
Отсутствовали – 4
Тема заседания: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»
Цель: обсудить психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии и подходы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
Повестка педсовета
1.«Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников». 2 .«Методы и формы работы по здоровьесбережению»
3.«Здоровье ребенка как цель совместных усилий школы и семьи»
4. «Профилактика вредных привычек у младших школьников»
5.«Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»
6.Состояние организации питания в школе
7. Состояние работы группы продленного дня.
Слушали:
1. Александрову Н.П., которая раскрыла смысл понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Нина Петровна подчеркнула, что, именно в школе под «присмотром» учителей школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных- осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, – педагог, именно на педагога возлагают профилактическую работу по сохранению здоровья учащихся.
Александрова Н.П. перечислила ряд мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу школы и предложила внедрять их, так как их реализация по силам педагогическому коллективу школы. (Приложение 1)
2. Агенкову С.А., которая выступила перед коллегами с презентацией «Методы и формы работы по здоровьесбережению».
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Современные школы решают эту задачу с помощью здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности
Учитель остановился на требованиях к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения:
гигиенические условия в классе,
разнообразие видов учебной деятельности и их чередование,
использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся,
динамические и физкультпаузы,
включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни,
благоприятный психологический климат на уроке
Агеенкова С. А. рассказала о правильной двигательной активности человека:
Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем.
На организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики;
Двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптимальный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительностью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются средства двигательной направленности. Одним из этих средств являются физкультминутки.
Применение в учебном процессе физкультурных минуток, физкультурных пауз способствует: повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса, сохранению и укреплению физического здоровья детей, способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся, созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus -одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Материал в этом случае подаётся ярко, красочно, на большом экране. Сочетание релаксирующих красок, размера и нестандартности проведения такой физкультминутки способствует качественному и эффективному профилактическому и расслабляющему воздействию на организм ребёнка.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения.
Поэтому рекомендуются упражнения для снятия общего или локального утомления, пальчиковая гимнастика.
Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития.
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так массировать ушные раковины, чтобы уши “горели”.
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
В конце выступления было отмечено, что нужно активно заниматься спортом, привлекать в спортивно массовые мероприятия детей, почаще проводить профилактические беседы, организовать просмотр видеофильмов по профилактике заболеваний. (Приложение 2)
3.Зеленцову В.А. по теме «Здоровье ребенка как цель совместных усилий школы и семьи», которая в своей презентации обратила внимание на то, что в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.
Учитель рассказал о системной комплексной программе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? В настоящее время только 20% учеников не имеют хронических заболеваний. Роль учителя состоит в осведомленности об индивидуальных особенностях здоровья каждого ученика в классе согласно медицинским картам. Систематические беседы с родителями позволят выявить наличие у детей хронических заболеваний или каких-либо отклонений в физическом и психическом здоровье.
При сниженной остроте зрения у школьника учитель обязан посадить его на первые парты; при наличии дефектов осанки – сколиозов и кифосколиозов – также поближе к себе, чтобы контролировать и корригировать рабочую позу ребенка. Детей, подверженных частым простудным заболеваниям и ангинам, учитель должен уберечь от сквозняков, следить за адекватностью их одежды времени года, самочувствием на уроке. Необходимо контролировать физические нагрузки на уроках физкультуры у детей с ослабленным здоровьем, соблюдать рекомендуемые педиатрами группы здоровья.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Cовременная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях – педагог.
Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий:
- ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;
- чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.
Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи – крайне редко. Работа с семьей включает: целенаправленную санитарно-просветительскую работу, ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в школе, ее целями и задачами, ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей, привлечение родителей к составлению программ оздоровления детей, обучение родителей методам и приемам оздоровления. Родители являются важным звеном в общей цепи учебно-воспитательного процесса. Работа школьного коллектива невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в этот процесс. (Приложение 3)
4. Никитину Л.Н. по теме: «Профилактика вредных привычек у младших школьников».
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой - психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов:
Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.
Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.
Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.
Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.
Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.
У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.
Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.
Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.
К концу обучения в начальной школе в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.
Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует "чудеса храбрости": не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других "подвигов". В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение.
Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению и приему алкоголя. Это обусловливает определенные требования к первичной профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Далее учитель раскрыл задачи первичной профилактики употребления ПАВ, основной из которых является разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
Никитина Л. Н. подробно рассказала о содержании работы в этом направлении. (Приложение 4)
5. Орлову О.В, которая выступила с презентацией «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности», обратив внимание на то, что в соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального образования и направлена не только на формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, но и на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП начального общего образования реализуется учителями через следующие формы организации образовательного процесса: урок, внешкольная деятельность и внеурочная деятельность по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Далее учитель рассказал, какие кружки внеурочной деятельности, реализуются в МБОУ СОШ №3.
Ключевым концептуальным содержанием всех курсов является саморазвитие личности ученика, формирование мировоззрения, эрудиции, кругозора и навыков здорового образа жизни.
Пятница Е. В. рассказала о задачах и направления деятельности в области здоровьясбережения
при проведении внеурочных занятий. (Приложение 5)
6-7. Алексееву Н. Н., которая зачитала справки по итогам внутришкольного контроля, который походил в ноябре, по темам: «Состояние организации питания в школе», «Состояние работы группы продленного дня». (Приложение 6)
Наталья Николаевна предложила решение педагогического совета по обсуждаемой проблеме.
Голосовали: «за» -единогласно.
Решение педагогического совета:
1. Применять в работе с классным коллективом современные здоровьесберегающие технологии.
2. Учитывать возрастные особенности при использовании различных технологий в организации учебно- воспитательного процесса.
3. Вовлекать обучающихся в спортивно массовые мероприятия.
4. Продолжить изучение новинок методической литературы по вопросу «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе».
5. Классным руководителям продолжить работу по охвату горячим питанием каждого ученика в классе.
6. Довести до сознания учащихся и родителей, что горячий завтрак и обед - основа крепкого здоровья, а соблюдение режима питания - заряд энергии на целый рабочий день.
7. Воспитателю ГПД усилить дифференцированный подход при подготовке домашнего задания, не допускать переутомления слабоуспевающих детей, использовать ключевые алгоритмы выполнения письменных заданий, организовать сотрудничество в группах с социальным педагогом, с психологом для проведения воспитательной и развивающей работы с учащимися, аккуратно вести документацию ГПД, записывать план работы в журнал в соответствии с календарно-тематическим планированием своевременно.
Председатель педсовета /Н.А.Венедиктова/
Секретарь педсовета /В.А.Зеленцова/