2. Сообщение темы, задач урока. Повторение пройденного. Изучение нового материала. | - На прошлых уроках вы говорили о пейзажах. Давайте вспомним, что вы узнали. - Что такое пейзаж? - Какие виды пейзажа в живописи вы знаете? -Что передаёт лирический пейзаж? Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. -Приведите пару примеров. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени. - Что такое обратная перспектива? Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными. - Что такое сама перспектива? Перспектива — это система изображения пространства и объемных тел на плоскости. - Что такое линия горизонта? Линия горизонта — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя, линия, где нам кажется, что небо встретилось с землёй. - Так же, как вы уже знаете, существуют линии схода и точка схода, что это? Линии схода — это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе. Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода. Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. - Что вы знаете о линейной перспективе? Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов изображения объектов, расположенных на разном расстоянии. - Что даёт нам применение перспективы на рисунке? Знание и применение перспективы помогает передать глубину пространства на картине. - Напомните ещё раз основные правила линейной перспективы. 1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется; 2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта; 3. Линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту и стремиться к точке схода; 4. Линии, расположенные ниже уровня горизонта, будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода; 5. Мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные; 6. Если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя. - Как в живописных работах вы передаёте настроение? (цветом, колоритом, мазками) И так, вы уже научились рисовать пейзажи передавая настроение цветом, но сегодня мы научимся делать это линиями, штрихами. Тема сегодняшнего нашего урока: «Пейзаж в графике» - А что такое графика? Графика - это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне карандашом, тушью или углем. В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. - Чем отличается такой пейзаж от обычного? Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш, ручка или уголь. - Что является основой языка графики? Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по-черному. - Какие материалы используют художники для графического пейзажа? Материалы, используемые художниками - графиками: тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангина, карандаш и т.д. Митурич-Хлебников, Май Петрович (1925-2008) – советский художник и иллюстратор. Гео́ргий Семёнович Вере́йский (1886—1962) — советский график и живописец. Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца 15 в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разработанности и орнаментальности изображения. Иллюстрация "Фаворский Владимира. Андр. «Отдых стада»" в Большой Советской Энциклопедии. - А что такое гравюра? ГРАВЮРА – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на линолеуме, дереве, металле. Для того, чтобы научиться быть хорошим пейзажистом, надо сделать много эскизов и рисунков с натуры. Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений. Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и пасмурный день, утром и вечером. Вечер - «Вчера был веселый, ясный день. Небо как голубая эмаль. Изредка проносились пушистые, белые клочки. Теневые пятна, как чудовищные птицы, бесшумно двигались по лугам и по рощам. Все пестрело контрастом света и тени. Сегодня совсем другая картина! Белый, перламутровый день! С утра небо покрыто тонкой полупрозрачной пеленой, и лучи солнца, проникая сквозь нежную преграду, не играют на листве, на стволах яркими, световыми пятнами, тени не ложатся на траву. Краски потухли, все приобрело общий смягченный колорит, и пейзаж стал казаться нереальным, существующим только в наших мечтах». Остроумова-Лебедева А.П. «Пейзажи Павловска. Гравюры на дереве» Пейзаж лунной ночью. «Парк обыкновенно пустынен, и за это я его особенно люблю; люблю, когда только одна природа дает здесь свои представления. В них участвуют толпы полевых цветов, плывущие облака и тучи – от них тени на лугах – встающая над щетиной деревьев луна». | 1.Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. 2. Природный- пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Морской, сельский, городской, архитектурный, парковый, индустриальный (промышленный). ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. |