Конспект
по учебной дисциплине Методика преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла с практикумом
Тема: Пейзаж. Виды пейзажа (4 класс)
Тип урока: сообщение нового знания.
Цель: познакомиться с видами пейзажа.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты: умеет строить логически обоснованные рассуждения; знает виды пейзажа, умеет различать их; знает особенности написания пейзажа; умеет работать с гуашевыми красками.
2. Метапредметные результаты: способен организовать рабочее место; умеет участвовать в диалоге с учителем; умеет работать в группе.
3. Личностные результаты: осознает свои эмоции; вырабатывает свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивает свою работу и работы одноклассников.
Задачи:
1. Воспитательные: воспитывать эстетические чувства; содействовать развитию творческой личности ребенка; воспитывать положительное эмоциональное отношение к тому, над чем дети трудились; воспитывать интерес к предмету.
2. Развивающие: развивать самостоятельность, воображение; способствовать активному развитию фантазии; содействовать развитию эстетического вкуса.
3. Образовательные: формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа.
Оборудование: презентация на тему «Пейзаж и его виды», кисточки, краски (гуашь), карандаши, линейки, листы бумаги А3.
Литературный ряд: стихотворения, загадки.
Музыкальный ряд: аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года».
Предварительная работа: изучение перспективы (ее законов) на предыдущих уроках и дополнительных заданиях; знакомство с пейзажем на уроках литературы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
2. Постановка темы, цели и задач урока
Учитель. Ребята, а вы знаете, чем мы сегодня займемся?
Дети. Нет.
Учитель. Но для того, чтобы это понять, вам нужно отгадать загадку. сможете отгадать ее?
Дети. Да!
Учитель. Взял ты кисти и тетрадь,
Начинаешь рисовать.
Лес, березу, подорожник.
Море, луг и виноград,
И фруктовый школьный сад.
Или маму за столом,
Или свой родимый дом,
Или в сказке Буратино.
И получится …
Дети. Картина.
Учитель. Мы с вами знаем, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других – красавица и полководец, а на третьих - вообще ваза с пионами. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости, что на них изображено, подразделяются на особые направления – жанры. Жанр – это тема картины, на которую она создана, ее сюжет. И сегодня мы с вами будем знакомиться с одним жанром изобразительного искусства. А с каким именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется … (Учитель показывает на презентации слово и картину с пейзажем).
Дети. Пейзаж.
Учитель. И что же такое пейзаж? Какие виды у пейзажа есть? Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы. Кто готов, поднимите руки.
Дети поднимают руки.
3. Сообщение нового знания
Учитель. Пейзаж – это сфера искусства, в котором формируется отношение к природе. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который наибольшим образом выразил себя в графике и в живописи. Пейзаж получил не менее широкое признание в фотографии, кино, музыке и литературе. Ребята! Посмотрите в окно и скажите, в каком жанре можно поработать с видом за окном?
Дети. В жанре пейзаж.
Учитель. Почему вы так думаете?
Учитель индивидуально опрашивает детей. Хвалит за хорошие ответы.
Учитель. Пейзаж бывает разных видов. Сегодня мы познакомимся с основными его видами.
Учитель показывает презентацию с картинками различных пейзажей. Пейзаж бывает:
- сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
- Городской пейзаж отличается от сельского рационально организованной руками человека пространственной средой, включая в себя здания, улицы, площади, парки.
- Парковый пейзаж. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
- Архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры). На архитектурных пейзажах художник главное внимание обращает изображению архитектуры в синтезе с окружающей средой.
- Исторический пейзаж (архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями). Исторические события, о которых напоминают архитектурные и скульптурные памятники на фоне пейзажа относятся к данному жанру.
- Морской пейзаж.
Учитель. Но прежде чем мы начнем рисовать пейзаж, нам необходимо ознакомиться с правилами перспективы при изображении природы. Сейчас мы с вами их изучим, а что-то даже вспомним. Работа над пейзажем строиться поэтапно: первое – это выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению. Второе - работа начинается с наброска карандашом. Третье - делим плоскость листа на 2 части: небо и землю, то есть проводим линию горизонта. Четвертое – это использование двух законов: линейной и воздушной перспективы. Их мы с вами сейчас вспомним. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. Итак, прежде чем мы начнем работу ответьте мне на вопрос: с чего мы начнем рисовать пейзаж?
Дети. Выбираем, как правильно расположить альбом, и проводим линию горизонта.
Учитель. Умницы! Отлично. Но прежде чем начать можно немного отдохнуть.
Физкультминутка
Я вышел в сад, осенний сад.
На ветках яблоки висят,
Качает ветер ветки.
Я в руки яблоки беру –
Веселые, как лето…
Закаты на одном боку,
А на другом – рассветы.
3. Практическая деятельность учащихся
Учитель. Ребята, разделитесь на группы, для этого вы подойдете и вытяните листочек с видом пейзажа, который вы с товарищами нарисуете. Это будет: сельский, городской, парковый или морской пейзажи.
Дети делятся на группы, берут нужные материалы, обсуждают, что будут рисовать.
Учитель. Вы уже выбрали, что будете рисовать?
Дети отвечают. Учитель хвалит идеи, корректирует при необходимости.
Учитель. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина, которой вы в итоге придумает название и расскажете ее историю. Давайте вспомним правила, которые вы должны соблюдать во время работы?
Дети: быть аккуратными, не мешать товарищам, не отвлекаться, держать рабочее место в порядке.
Учитель включает негромко музыку.
Дети под руководством учителя приступают к выполнению практической работы, поэтапно выполняя работу.
В процессе выполнения работы учитель контролирует приемы работы, напоминает, какие этапы необходимо сделать, наблюдает, оказывает помощь группам.
4. Демонстрация и анализ детских работ
Дети выполняют коллективную работу и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом о своей нарисованной картине. Товарищи комментируют картины друг друга.
5. Итог урока
Учитель. Расскажите, как именно вы выполняли задание? Были ли у вас какие-нибудь затруднения? Какие? Что вам больше понравилось в вашей картине?
6. Уборка рабочих мест.
Учитель: Вы сегодня прекрасно потрудились. Мне понравилось с вами работать. А теперь мы должны убрать свои рабочие места. Всем спасибо!