СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перечень диагностических методик, применяемых в практической работе педагогом-психологом

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечень диагностических методик,

применяемых в практической работе педагогом-психологом

Просмотр содержимого документа
«Перечень диагностических методик, применяемых в практической работе педагогом-психологом»

Перечень диагностических методик,

применяемых в практической работе педагогом-психологом


Основная направленность методики (теста)

Название методики

Дошкольный возраст

Определение уровня мотивационной готовности к школе


  • «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников»  М.Р. Гинзбург;

  • «Экспресс-тест на мотивационную готовность к школе»;

  • «Мотивационная готовность» А. Венгер;

  • Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской);

Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности   и отношения ребёнка к школе.

Определение уровня социальной готовности


  • Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» разработана Н.И. Гуткиной;

  • Социометрические методики «Два дома», «Капитан корабля»;

  • Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Определение волевой готовности


  • «Графический диктант»;

  • Лото Когана;

  • Для определения личностной готовности: Тест-опросник на определение школьной зрелости;

  • Лестница;

  • Три желания

Внимание

  • Методика «Вежливость»;

Методика «ДА и нет»

Память.

  • Методика «Назови цифры»

Методика «Запомни фразы»

Мышление

  • Методика «Домик на полянке»

  • «Подбери пару»;

  • «Доски Сегена»;

  • «Разрезная картинка»;

  • «Найди сходства и отличия»;

  • «Картинка или рассказ со скрытым смыслом»;

  • «Перепутаницы»;

  • «4-й лишний»;

  • Серия картинок»;

  • «Объясни пословицу, крылатое выражение»;

  • «Предметная классификация»;

  • «Кубики Коса»;

  • «Выделение предметов на зашумленном фоне»;

  • «методика 10 слов» А.Р. Лурия;

  • «Методика 5 слов» по Леонтьеву;

« Отгадывание загадок».

Развитие мелкой моторики у дошкольников

  • Методика «Змейка»;

Методика «Продолжи узор».

Младший школьный возраст

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

у обучающихся в начальной школе




1 класс

  • Стартовая.

  • Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.

  • Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).

  • Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .

  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

  • Итоговая.

  • Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации

  • первоклассников к школе».

  • Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».

  • Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).

  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).


2 класс

  • Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

  • Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).

  • Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».

  • Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.


3 класс

  • Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).

  • Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).

  • Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия.


4 класс

  • Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).

  • Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)

  • Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).

  • Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.

Сформированности психологических особенностей.

  • Система из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».


Диагностика интеллектуальных способностей


  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина;

  • Проверка способности извлекать информацию на слух;

  • Понимание причинно-следственных связей;

  • Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов;

  • Тест «Сформированность навы­ка чтения»;

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).

Диагностика школьной тревожности

  • Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;

Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф-Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман)

Диагностика школьной мотивации

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации

  • Н. Лускановой;

  • Проективные методики «Школа звере», «Я школьник», «Что я люблю в школе».

Подростковый и старший школьный возраст

Диагностика уровня развития познавательных процессов

  • ШТУР;

  • Красно-черные таблицы Шульте;

  • Методика “Отыскивания чисел”;

  • Методика пиктограмм (по А.Р. Лурии);

  • Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ;

  • Г.Бурдон «Корректурная проба».

Диагностика личностных особенностей

  • Тест Филипса;

  • Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн:

  • Тест-опросник на выявление акцентуации характера К. Леонгард (мод. Шмишека);

  • ПДО Личко;

  • Тест Люшер;

  • Проективная методика - «Дом Дерево Человет» Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»;

  • Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая;

  • Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии;

  • «Кто Я»;

  • «Карта интересов личности».

Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

  • Методика Лири;

  • Метод социаметрических измерений;

  • Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина);

  • Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»;

  • Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения).

Критические ситуации

Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой

Диагностика интеллектуальных способностей


  • Тест Амтхауэра;

  • Методика Мюнстерберга;

  • КОТ Краткий Ориентировочный тест;

  • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел;

  • Матрицы Ровена;

Методика «Интеллектуальная лабильность».

Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений

  • “Тест Руки” Э. Вагнера;

  • Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”;

  • Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»,

  • Методика РАТ (Л. Н. Собчик);

  • Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”;

  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова);

  • Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”;

Цветовой тест отношений (ЦТО).

Профессиональная ориентация

  • Тест Голланда;

  • Анкета интересов личности;

  • Матрица выбора профессии;

  • Опросник готовности к профессиональному самоопределению;

  • “Перекресток”;

  • ДДО (Е. Климов);

  • Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель);

  • Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.);

  • Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта;

  • Методика «Опросник профессиональной готовности».
  • (Л. Н. Кабардовой);

  • Ценностные ориентации – мечты, желания;

Самооценка уверенности в себе.

Педагогический коллектив

Особенности личности и оценка профессиональной направленности

  • Методика Юнга;

  • Тест агрессивности (А. Ассингера),;

  • Тест общительности (В. Ряховский);

  • Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса);

  • Опросник профессиональной направленности учителя,

  • Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения.

Родители


  • Опросник родительского отношения,

методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);

  • В.В.Ткачева «Лесенка для родителей»;

  • Методика Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.).