Основная направленность методики (теста) | Название методики |
Дошкольный возраст |
Определение уровня мотивационной готовности к школе | «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М.Р. Гинзбург; «Экспресс-тест на мотивационную готовность к школе»; «Мотивационная готовность» А. Венгер; Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской); Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности и отношения ребёнка к школе. |
Определение уровня социальной готовности | Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» разработана Н.И. Гуткиной; Социометрические методики «Два дома», «Капитан корабля»; Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской). |
Определение волевой готовности | |
Внимание | Методика «ДА и нет» |
Память. | Методика «Запомни фразы» |
Мышление | Методика «Домик на полянке» «Подбери пару»; «Доски Сегена»; «Разрезная картинка»; «Найди сходства и отличия»; «Картинка или рассказ со скрытым смыслом»; «Перепутаницы»; «4-й лишний»; Серия картинок»; «Объясни пословицу, крылатое выражение»; «Предметная классификация»; «Кубики Коса»; «Выделение предметов на зашумленном фоне»; «методика 10 слов» А.Р. Лурия; «Методика 5 слов» по Леонтьеву; « Отгадывание загадок». |
Развитие мелкой моторики у дошкольников | Методика «Продолжи узор». |
Младший школьный возраст |
Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе | 1 класс Стартовая. Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг. Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман). Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) . Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Итоговая. Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе». Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба». Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман). Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). |
| 2 класс Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия). Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия». Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия. |
| 3 класс Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже). Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая). Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак). Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия. |
| 4 класс Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна). Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак) Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия. |
Сформированности психологических особенностей. | |
Диагностика интеллектуальных способностей | Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина; Проверка способности извлекать информацию на слух; Понимание причинно-следственных связей; Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов; Тест «Сформированность навыка чтения»; Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене). |
Диагностика школьной тревожности | Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф-Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман) |
Диагностика школьной мотивации | Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой; Проективные методики «Школа звере», «Я школьник», «Что я люблю в школе». |
Подростковый и старший школьный возраст |
Диагностика уровня развития познавательных процессов | ШТУР; Красно-черные таблицы Шульте; Методика “Отыскивания чисел”; Методика пиктограмм (по А.Р. Лурии); Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ; Г.Бурдон «Корректурная проба». |
Диагностика личностных особенностей | Тест Филипса; Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн: Тест-опросник на выявление акцентуации характера К. Леонгард (мод. Шмишека); ПДО Личко; Тест Люшер; Проективная методика - «Дом Дерево Человет» Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»; Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая; Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии; «Кто Я»; «Карта интересов личности». |
Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье | Методика Лири; Метод социаметрических измерений; Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина); Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»; Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения). |
Критические ситуации | Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой |
Диагностика интеллектуальных способностей | Методика «Интеллектуальная лабильность». |
Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений | “Тест Руки” Э. Вагнера; Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”; Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», Методика РАТ (Л. Н. Собчик); Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”; Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова); Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”; Цветовой тест отношений (ЦТО). |
Профессиональная ориентация | Тест Голланда; Анкета интересов личности; Матрица выбора профессии; Опросник готовности к профессиональному самоопределению; “Перекресток”; ДДО (Е. Климов); Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель); Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.); Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта; - Методика «Опросник профессиональной готовности».
(Л. Н. Кабардовой); Ценностные ориентации – мечты, желания; Самооценка уверенности в себе. |
Педагогический коллектив |
Особенности личности и оценка профессиональной направленности | Методика Юнга; Тест агрессивности (А. Ассингера),; Тест общительности (В. Ряховский); Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса); Опросник профессиональной направленности учителя, Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения. |
Родители |
| методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой); В.В.Ткачева «Лесенка для родителей»; Методика Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.). |