Возраст | Методика | Применение |
Дошкольники |
Познавательное развитие, развитие основных психических функций |
0-1 год | Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт | Психическое развитие детей |
2-7 лет | Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик) | Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста |
| Мюнхенская функциональная диагностика развития | Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста |
3-4 года | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н. Л.) | Исследование интеллекта и поведения |
6 лет - 60 лет | Тест «Прогрессивные матрицы Равена» | Уровень невербального интеллектуального развития |
6-60 лет | Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка) | Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта |
6-7 лет | Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной. | Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей |
3-12 лет | Комплект диагностических материалов «Лилия» О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция» | Диагностика нарушений психического развития у детей |
3-12 лет | Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер | Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей |
6-7 лет | Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А. Г. Лидерса и В.Г. Колесникова | Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления |
4,5 - 8 лет | Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений) | Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов |
6-17 лет | Тест Тулуз-Пьерона | Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа |
5-9 лет | Методика Пьерона-Рузера | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 5 лет | Таблицы Шульте | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 5 лет | Красно-черные таблицы Горбова | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 6 лет | Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У.В. Ульенкова | Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости |
4-11 лет | Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова | Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака |
6,5 - 7 лет | «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер | Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями |
Дошкольник и | Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика А.Н. Берштейна) | Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению |
5-18 лет | Тест Е. Торренса | Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность |
от 5 до 17 лет | Креативные тесты Вильямса | Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает, как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики |
5-10 лет | Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа | Диагностика одаренности |
от 2,5 до 12 лет | Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Дошкольники и младшие школьники | Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени | Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению |
с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразо- вательной школы | Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л.И. Переслени и В.Л. Подопед | Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта |
3-7 лет | «Эксперсс-диагностика в детском саду». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко | Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Сапожки. Н.И. Гуткина | Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Методика «Домик». Н.И. Гуткина | Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Аналогии. Н.И. Гуткина | Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления |
Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл. | Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1 | Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе |
Дошкольный и младший школьный возраст | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека | Исследование готовности детей к обучению в школе |
6-7 лет | Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина | Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению |
с 5 лет | Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок Несуществующего животного, рисунок семьи). А. . Венгер | Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания. |
3-8 лет | Методика «Исключение предметов (4-й лишний)». Белопольская Н. Л. | Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала |
3-8 лет | Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л. | Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка |
3-8 лет | Методика «Понимание смысла сюжетных картинок». Белопольская Н. Л. | Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета |
3-8 лет | Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л. | Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы |
6-7 лет | Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская | Исследование навыков чтения, письма и счета |
6-7 лет | Графический диктант. Д.Б. Эльконин | Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого |
Особенности личностного развития |
3,5 - 7 лет | Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен | Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях |
Дошкольник, младшие школьники | Карта наблюдения Д. Стотта | Изучение эмоциональной и поведенческой сферы |
6-10 лет | Методика самооценки «Дерево» Д.Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко | Изучение самооценки дошкольников и младших школьников |
6 — 7 лет | «Лесенка» В. Г. Щур (модиф. А.М.Прихожан) | Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой |
с 6,5 лет | Определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова) | Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я- концепции |
6,5 - 7 лет | Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа) | Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности |
5-12 лет | Тест Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой | Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям |
с 6 лет | Моральные дилеммы (задачи Пиаже) | Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм |
от 2,5 до 12 лет | Контурный CAT М. М.Семаго | Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома |
от 2,5 до 12 лет | Метаморфозы. Н. Я. Семаго | Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит |
от 2,5 до 12 лет | Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (COMOP) Н. Я. Семаго | Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий |
5-7 лет | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения |
6-7 лет | Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Исследование мотивационной сферы |
от 4 до 11 лет | Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова | Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций |
Дошкольный возраст | Методика Ореховой О. А. «Домики» | Диагностика степени дифференцированности - обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. |
Дошкольный возраст | Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) | Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. |
4- 12 лет | Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская | Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста |
3-7 лет | Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке |
Дошкольный возраст | «Тест конфликтов» (Г.А. Волкова, А.Ю. Панасюк) | Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении |
16-30 мес. | Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-СНАТ | М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) |
Речевое развитие |
6-7 лет | Методика Т.А. Фотековой «Пересказ прослушанного текста» | Определение уровня речевого развития детей |
5-6 лет | Лексико-грамматические конструкции. А.В. Семенович | Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью) |
2-4 года | Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. | Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б. | Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б. | Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка |
5-6 и 6-7 лет | Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р. А. Кирьянова | Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций. |
с 4 до 8 лет | Методика «Логопедическое обследование детей». В.М. Акименко | Диагностика речевого развития детей |
Дошкольный и младший школьный возраст | «Методика обследования нарушений речи у детей». Г.А. Волкова | Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта |
5 лет 3 мес. - 7лет 2 мес. | Диагностико - коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен | Исследование речевого развития детей |
Школьники |
Познавательное развитие, развитие основных психических функций |
Младшие школьники | Выбор по аналогии. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина | Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления. |
Младшие школьники | Повороты фигур. Классификация. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина | Определение сформированности у ребёнка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления. |
Младшие школьники | Дополни набор. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина | Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов |
С 7 лет | Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия) | Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения |
8-11 лет | Нейропсихологическая батарея Лурия - Небраска | Исследование нейропсихологического функционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект |
7-14 лет | Методика совмещение признаков Когана | Исследование умственной работоспособности. Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания |
Младшие школьники | «Полянки». А.Л. Венгер | Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления |
Младший школьный возраст | Изучение словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене | Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций |
5-18 лет | Рисуночный тест Р. Силвер | Проверка уровня понимания Пространственных горизонтальновертикальных и перспективных отношений, отношений формы и расстояния между объектами. |
С 7 лет | Фигура Тейлора, Рея-Остеррица | Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации |
7-9 лет | Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э.Ф. | Определение уровня умственного развития детей |
10-11 лет | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой) | Уровень интеллектуального развития учащихся |
13-16 лет | Школьный тест умственного развития (ШТУР) М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова и др. | Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социальнопсихологическому нормативу |
16-17 лет | АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К. М. Гуревич, М.К. Акимова и др. | Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социальнопсихологическому нормативу |
13 - 60 лет | Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра | Уровень развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации |
от 15 до 60 лет (имеющих образование не ниже среднего) | Интеллектуальные тесты Айзенка (вербальный, числовой, пространственный) | Оценка интеллектуальных способностей, нестандартности мышления, типа мышления, оценка памяти, уровня развития, внимания. |
Подростки | Тест «Креативность» Н. Вишнякова | Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль |
8 - 11 кл. | Опросник кретивностиРензулли | Для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению |
8 - 10 кл. | Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). | Предназначен для измерения интеллекта старшеклассников |
12-15 лет | Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ | Определение уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), и структурных особенностей интеллекта. |
7 - 11 кл. | Методика изучения физико- математических способностей. Самойлова-Ясюкова | Изучение физико-математических способностей старшеклассников |
Младший школьный возраст | Стандартизированная методика исследования навыков чтения СМИНЧ А. Н. Корнев | Установление уровня сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения (КТЧ) и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка |
Младшие подростки | Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф | Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков |
7-8 лет | Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения (Е.А. Екжанова) | Диагностика уровня развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе и их возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью |
3-6 классы | Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л.А. Ясюковой. Часть 2. | Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе |
Особенности личностного развития |
С 8 лет | Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла | Диагностика особенностей личности человека |
7- 14 лет | Тест школьной тревожности Филлипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой |
| | |
6-9 лет | Прихожан А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (на основании методики Amen E.W., Renison N.) | Для диагностики школьной тревожности |
7-12 лет | Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А. М. Прихожан) | Изучение тревожности как относительно устойчивого образования |
с 1 кл. | Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бук | Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития |
8-10 лет | Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.) | Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) |
6,5 - 8 лет | Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) | Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
с 9 лет | Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда | Диагностика способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения |
10 -16 лет | Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д.Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой) | Изучение эмоционального отношения к учению |
4- 11 кл. | Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой | Изучение отношения к учебным предметам, выявление предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного отношения к ним, изучение мотивов учения |
Школьный возраст | Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) | Изучение мотивов: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха |
7-12 лет | Сказочный проективный тест (К. Колакоглоу) | Оценка личностной динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи |
9-11 лет | Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н.В.) | Тест позволяет получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности |
С 10 лет | Цветовой тест отношений. А. М. Эткинд | Изучение эмоциональных компонентов отношений личности, выявление эмоционального отношения школьников к учителю, одноклассникам |
12 лети старше | Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерс, Р. Даймондом, адапт. Т.В. Снегиревой | Диагностика состояний школьной адаптации - дезадаптации, особенностей представления школьника о себе |
1-11 кл. | Опросник «Саморегуляция» для педагогов А.К. Осницкий | Определение уровня сформированности регуляции у школьников |
с 10 лет | Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена | Изучение структуры мотивационносмысловой сферы школьников, временную перспективу будущего |
5 -11 кл. | Тест аксиологической направленности школьников А.В.Капцов | Диагностика ценностной сферы |
с 16 лет | Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) | Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля: показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности |
с 14 лет | Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести) |
12 -16 лет | Шкала «Я-концепции»Е. Пирс, Д.Харрис адаптация А.М. Прихожан | Изучение общего уровня самоотношения подростка, отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе |
10-16 лет | Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан | Определение уровня личностной тревожности |
4-13 лет | Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В. Тарабриной) | Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. |
с 15 лет | Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной) | Определения степени агрессивности подростка и взрослого человека, как тенденции враждебно реагировать на большинство высказываний, действий, поступков. Также методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности и удовлетворению потребностей личности. |
Подростки и взрослые | «Тест юмористических фраз» (ТЮФ) А.Г. Шмелев. | Определение наиболее напряженных и фрустрированных потребностей человека - источник его нервно- психического неблагополучия |
7-17 лет | Определение мотивов учебной деятельности (М.Р. Гинзбург) | Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива |
16 до 55 лет | «Личностный опросник ММР1» | Для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. |
Старшие школьники | Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Ильин Е. П., Ковалев П. А. | Выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности |
Подростки (младшие и старшие) | Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной) | Методика предназначена для определения способов реагирования на конфликтные ситуации |
Подростки (младшие и старшие) | Патохарактерологический диагностический опросник по А. Е. Личко (ПДО) | Изучение акцентуированности (заострённости) некоторых черт характера |
Подростки (младшие и старшие) | «Уровень субъективного контроля» Д.Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) | Изучение сформированного у испытуемого уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями |
Подростки (младшие и старшие) | Тест «Субъективное время» — классическая психофизиологическая проба | Исследование субъективного восприятия времени человеком |
9 - 11 кл. | «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков» (МПДО) С.И. Подмазина | Применяется с целью выявления личностных особенностей подростков |
7-15 лет | «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) Г. Айзенк | Предназначен для определения типа личности (экстраверт, интроверт, амбиверт) |
Подростки | Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | Позволяет оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии |
5 - 11 кл. | Выявление суицидального риска у детей. А. А. Кучер, В. П. Костюкевич | Выявление признаков суицидального поведения |
старше 10 лет и взрослыми | Тест Сонди. Диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей | Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений |
Средний и старший школьный возраст | Модифицированная анкета мотивации «Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой | Диагностика школьной мотивации для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об отношении ребёнка к классному руководителю. Данная анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации |
| Графическая методика «Кактус». М.А. Панфилова | Изучение состояния эмоциональной сферы, наличия агрессивности, ее направленности, интенсивности |
| Графическая методика «Человек под дождем». Е. Романова и Т. Сытько | Диагностика способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, диагностика личностных резервов и особенностей защитных механизмов |
7-11 лет | Тест «Рука». Э. Вагнер | Диагностика агрессивности. В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность). |
Подростки, взрослые | Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). Н. Л. Белопольская | Метод позволяет диагностировать нарушения формирования самосознания |
Школьный возраст | Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л. А.Ясюковой. Часть 2. | Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников |
Межличностные отношения |
4 - 11 кл. | Социометрия | Изучение особенностей социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы |
3-10 лет | Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак); | Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников. |
подростки | «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера) | Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте |
с 12 лет | Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре) | Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации |
с 12 лет | Тест интеллектуального потенциала (ТИП) | Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. |
Школьный возраст | Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала) | Диагностика отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. |
Профессиональная направленность |
9 - 11 кл. | Активизирующий опросник «Перекресток» Н. С. Пряжников | Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив |
9 - 11 кл. | Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда) | Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека |
Старшие ШКОЛЬНИКИ | «Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой | Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. |
Старшие школьники | «Матрица выбора профессии». Г. В. Резапкина | Изучение профессиональной направленности |
Старшие школьники | Ориентационный опросник «Диагностика направленности личности» В. М. Басса (ОпросникСмекала-Кучера) | Определение направленности личности в профессиональной сфере. Исследование особенностей личности |
Старшие школьники | Профориентационная диагностика: «Ориентир» (от института «Иматон»), | Диагностика профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи и взрослых людей |
С подростково го возраста | Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е. А. Климов | Выявление склонности (предрасположенности) человека к определенньм типам профессий |
с 12 лет | Тест механической понятливости Д. Беннета | Выявление технических способностей |
Старшие школьники | Анкета «Ориентация» А. Н. Степанов, И. Л. Соломин, С. В. Калугин | Позволяет выявить профессиональные склонности и представления о собственных профессиональных способностях учащихся старших классов, а также взрослого населения |
Старшие школьники | Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) | Диагностика профессиональных склонностей респондентов |
9- 11 кл. | Опросник профессиональной готовности (ОПТ) (автор Кабардова Л. Н.) | Определение предпочтительной сферы профессиональной деятельности (по классификации Б. А. Климова), обоснованность или необоснованность профессионального плана консультируемого |
Речевое развитие |
с 7 кл. | Методика Эббенгауза «Заполнение пропущенных в тексте слов» | Выявление развития речи, продуктивности ассоциаций, проверка критичности мышления |
Младший школьный возраст | Оценка способа чтения с помощью теста оперативных единиц чтения ТОПЕЧ А. Н. Корнев | Определение типа слогов, с тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговой сложности слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе |
Младший школьный возраст | Диагностика развития письменной речи Корнева | Проверка уровня сформированности навыка письма |
Младший школьный возраст | Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников | Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей |
| | |
| | |