Перечень формулировок логопедического заключения при первичности и вторичности речевой неполноценности.
Формула логопедического заключения: структура речевого дефекта + форма речевой патологии.
Структуру речевого дефекта составляют звуковая и смысловая стороны речи.
Звуковая сторона речи включает в себя:
Смысловую сторону речи составляют:
К формам речевой патологии относятся:
Дислалия.
Дизартрия, дизартрический компонент.
Ринолалия.
Алалия и др., т. е. это все те клинические заключения, которые пишет врач.
Таким образом, если речевая неполноценность первична, то могут быть следующие логопедические заключения:
для детей от 2,5 до 5-и лет:
ОНР (1-2 ур.)_______________________ Срок обучения 3 – 4 года.
ЗРР, если первые слова и фраза появились поздно, и это заключение чаще всего отражено в справке от невролога. ЗРР – только до 3-х лет.
Заикание__________________________ Срок обучения 1 год.
Темповая задержка речевого развития, если первые слова и фраза, по анамнезу, появились в срок, но дальнейшее развитие речи не наращивает в соответствии с нормой:
- медленно наращивается словарь,
- с отставанием формируется слоговая структура слов, грамматические категории языка.
Детей с ЗРР и темповой задержкой речевого развития в 5 лет смотрим вторично и устанавливаем логопедическое заключение в соответствии с возрастом.
С 5-и лет: ФН (фонетическое недоразвитие речи, или Срок обучения
дефекты произношения звуков)___________________от 2-3х до 6-и мес.
ФН ( фонематическое недоразвитие)_______________________6 мес. ФФН__________________________________________________________1 год. ОНР (III ур.)_________________________________________________2 года.
ОНР ( I и II ур.) у детей этого возраста тоже могут быть. ОНР (IV ур.) диагностируем в школе.
С учётом формы речевой патологии (там, где это имеет место) логопедические заключения могут выглядеть так:
*******************************************************************************
З
РР у ребёнка с дизартрией;
Темповая ЗРР у ребёнка с дизартрическим компонентом;
ФН у ребёнка с заиканием;
ФФН у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,с сум-
букозной щелью (оперированного или неоперированного)
*****************************************************************************
ФН и ФФН при указанных выше формах речевой патологии – Срок обучения-2 года.
*******************************************************************************
у ребёнка с дизартрией;
ОНР у ребёнка с дизартрическим компонентом;
(
I-II-III уровень) у ребёнка с моторной или сенсорной формой алалии;
у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба, с сумбу-
козной щелью (оперированного или неоперированного);
у ребёнка с заиканием.
******************************************************************************
НВ ОНР (не резко выраженное ОНР) – снято из обращения самим автором: Ястребовой А.В.
******************************************************************
Двуязычие – это не речевая патология. Это трудности в усвоении другого языка. Дети с двуязычием (если у них нет снижения языковой способности и соответственно не нарушен родной язык) не являются объектом обучения для логопедов.
Для таких детей нужны национальные группы с изучением местного языка и по подготовке к школе.
******************************************************************
Логопедические заключения, если речевая неполноценность вторична.
Это касается детей____________________ с ЗПР;
____________________________________с У/О;
____________________________________с ДЦП;
____________________________________с выраженным нарушением зрения.
Если у ребёнка нарушена вся система языка (звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь), логопедическое заключение будет звучать так:
Недоразвитие речи системного характера тяжёлой (средней, лёгкой) степени.
(Тяжёлую и средние степени тяжести указываем с 2,5 лет, и дети обучаются в коррекционной группе 3-4 года)
Когда нарушена не вся система языка, логопедические заключения могут быть следующими:
Недостаточная сформированность средств языка: дефекты произношения звуков (указать каких).
Недостаточная сформированность средств языка: трудности различения оппозиционных звуков. (Так пишут детям, которые испытывают трудности в дифференциации фонем).
Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. (Это относится к детям, у которых отмечается недостаточность развития лексики, грамматики и связной речи).
В случаях сложных сочетанных дефектов речи логопедическое заключение должно отражать как структуру речевого дефекта, так и форму речевой патологии.
Логопедические заключения могут быть сформулированы следующим образом:
у ребёнка с дизартрией;
Н
едоразвитие речи у ребёнка с дизартрическим компонентом;
с
истемного характера у ребёнка с моторной или сенсорной формой алалии;
т
яжёлой (средней, у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,
л
ёгкой) степени сумбукозной щелью (оперированного или неоперирован-
ного);
у ребёнка с заиканием.
Недостаточная
у ребёнка с дизартрией;
с
формированность у ребёнка с дизартрическим компонентом;
с
редств языка: у ребёнка с заиканием;
дефекты у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,с сум-
произношения букозной щелью (оперированного или неоперированного)
звуков
Недостаточная
у ребёнка с дизартрией;
с
формированность у ребёнка с дизартрическим компонентом;
с
редств языка: у ребёнка с заиканием;
трудности у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,с сум-
различения букозной щелью (оперированного или неоперированного)
оппозиционных
звуков
Недостаточная
у ребёнка с дизартрией;
с
формированность у ребёнка с дизартрическим компонентом;
с
редств языка с у ребёнка с заиканием;
преобладанием у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,с сум-
неполноценности букозной щелью (оперированного или неоперированного)
смысловой стороны
речи
Специфическое системное недоразвитие речи у ребёнка с РАС