1 | Организационный момент | Ребята, прежде, чем начать урок предлагаю улыбнуться своему соседу по парте. Молодцы! Поприветствовать наших гостей. Теперь мы с вами начинаем урок с хорошего настроения. - Ребята, а вы знаете, что такое «бит»? Бит – это единица измерения информации. Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Мотивация урока | Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона: …Шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Эти строчки станут эпиграфом нашего сегодня урока. В конце урока мы постараемся объяснить почему. | |
3 | Повторение и актуализация опорных знаний | Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Хорошо. Сейчас 5 ребят проверят свои знания по изученной теме с помощью теста (приложение 1), а с остальными ребятами поработаем коллективно. | -О хранении информации, о носителях информации. Выходят 5 учащихся, садятся за отдельные столы и выполняют тест | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
Фронтальный опрос, работа с интерактивной доской Какие действия с информацией вы знаете? Назовите их. Где человек хранит информацию? Что использует для хранения информации? Что такое носители информации? Посмотрите на доску, что вы видите? На какие группы можно разделить носители информации? Чем отличаются древние от современных носителей информации. | Получение, передача, хранение и обработка. В своей памяти, книгах, справочниках, на компьютере. Носители информации. Любой материальный объект, используемый для хранения информации. Носители информации. Один ученик выходит к доске и делит на группы носители информации. Древние носители информации были тяжелыми (камень), хрупкими (глиняные таблички), и не объемными в отличие от современных носителей |
4 | Формулирование темы и целей урока | Ребята, на доске вы видите ребус, разгадав его, вы узнаете тему нашего урока. Назовите тему и цель урока. | Тема: «Передача информации», Цель: узнать о способах передачи информации, информационных каналах | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта -анализ объектов с целью выделения элементов управления компьютером Личностные УУД: - умение структурировать знания; |
5 | Изучение нового материала | И первое что мы сделаем, это выясним, как происходит процесс передачи информации Фронтально – вопросы: 1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию? Молодцы. Мы постоянно осуществляем действия, связанные с передачей информации. Передача информации происходит при просмотре телепередач, чтении книг и когда мы просто общаемся с друзьями. Второй вопрос, ребята. - Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? А как можно назвать эти стороны? Молодец, правильно! Действительно, тот, кто передает информацию, называется – источником информации, а кто получает - приемником. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы были источником или приемником информации. | Общение людей по телефону, на уроках, в школе, слушаем новости по телевизору или радио. две стороны; -одна сторона, которая передает, другая, которая получает информацию. Приводят примеры из жизни: - я звонил своему другу по телефону, чтобы узнать домашнее задание; - мама оставила мне записку, чтобы я сходила в магазин. |
6 | Компьютерный практикум Работа в парах, с учебником | А сейчас посмотрите на доску, что вы там видите? (На экране даны части изображения схемы передачи информации). Подумайте, что можно с этими изображениями сделать? Верно. Давайте попробуем составить схему передачи информации. На компьютере выполним практическую работу по составлению схемы. Ребята рассаживайтесь за компьютеры по двое. Задание: вам нужно составить схему передачи информации в текстовом процессоре Microsoft Word c помощью объемных фигур, которые находятся на панели рисования. Если возникнут затруднения, обращаемся к учебнику (п. 6 с 41) или поднимите руку. Один ученик (кто раньше закончил) выходит к доске и составляет схему (путем передвижения фигур стилус – мышью). - Сравните, пожалуйста, свои схемы со схемой на доске. Давайте обсудим, как должна выглядеть схема передачи информации (спросить одного ученика)? - У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может. Кто сделал неправильно, исправляйте свои ошибки. | Надписи: источник информации, приемник информации, информационный канал; биологический; технический - составить схему; Ребята работают в паре, составляют схему передачи информации. Садятся за компьютеры и выполняют практическую работу
Сравнивают свою схему со схемой на доске. Источник информации, информационный канал, приемник информации.
Исправляют ошибки. | Личностные УУД: - формирование навыков управления ПК - развитие зрительной памяти Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи |
7 | Самостоятельная работа | А как вы думаете, ребята, сколько может быть источников информации и приемников в процессе передачи? А каким может быть информационный канал? Организовать самостоятельную работу с целью открытия нового знания. Приведите пример односторонней передачи информации и двусторонней. - 1 приемник и 1 источник информации; - несколько источников и один приемник информации; - 1 источник и несколько приемников информации. С какими информационными каналами вы познакомились? Приведите пример технических информационных каналов. | Затрудняются с ответом. Знакомятся с материалом презентации «Виды передачи информации» Приводят примеры из презентации | Личностные УУД: Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение. Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
8 | Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. Групповая работа | Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. Всего 3 группы. У каждой группы на столе лежат задания. Все группы должны сами прочитать задания и выполнить их. Первый информационный стол (приложения 2). Второй информационный стол (приложение 3). Третий информационный стол (приложение 4). На выполнение каждого задания дается 3 минуты. По истечении времени группы меняются местами по часовой стрелке и так до тех пор, пока группы не вернутся на свои места. Затем каждая группа, должна проверить те задания, которые окажутся на их первоначальном столе. И высказать свое мнение по поводу выполнения данного задания всеми группами, есть ли ошибки, если да, то какие. Обосновать свое решение. Если группа, которая выполняла это задание не согласна с мнением ребят, то она может вступить с ними в диалог и доказать свою точку зрения. | Высказывают свое мнение по поводу выполненных заданий, вступают в диалог с другими группами. | Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: - развитие логического мышления, -поиск и выделение необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения Приемников и источников информации; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
9 | Итоги урока | Итог урока Итак, давайте вернемся к эпиграфу урока. Почему строки из сказки А.С. Пушкина прозвучали в начале урока? Сегодня за урок каждый получил биты. Пять учеников с наибольшим количеством бит получат «5». Запишите в рабочую тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок. Биты положите в тетрадь и сдайте. Домашнее задание: § 6 стр. 41-45 Рабочая тетрадь: № 74, № 75, 76. | Отвечают на вопрос Записывают число бит в тетрадь. Сдают тетради учителю. Работа с дневниками | Личностные УУД: --рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - развитие самооценки |
10 | Рефлексия | - Ребята, комфортно ли вам было на уроке? - Что нового вы узнали? - Чему можете научить других? - Что особенно запомнилось на уроке? - Как оцениваете свою работу на уроке? Опросить по возможности всех. - Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! | Отвечают: - Я узнала, что схема передачи информации состоит из источника, информационного канала, приемника; -мне очень понравилось составлять схему на интерактивной доске; - Я теперь могу научить, всех работать с объемными фигурами в текстовом процессоре и определять источники и приемники информации в различных ситуациях. |