Учитель проводит мотивационную беседу, готовит обучающихся к постановке учебной задачи. В 1920 году глава Красной Армии Л.Д. Троцкий признал: «Мы разорили страну, чтобы разбить белых». Как вы думаете, что нужно было сделать большевикам, чтобы в условиях разрухи страны сохранить и удержать теперь свою власть? Учитель записывает на доске тему «Новая экономическая политика». Зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чём будем сегодняшний урок. Учитель параллельно с постановкой цели на доске записывает план урока: Причины перехода к нэпу. Его основные направления; Советское общество в годы нэпа; Экономические противоречия нэпа; Хлебозаготовительный кризис. Учитель использует приём кластер: Итак, в стране кризис. Вам необходимо познакомиться с текстом параграфа (стр. 132) и документами №1, №2, чтобы заполнить первую часть кластера «Причины перехода к НЭПу». Документ №1 Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде: « 3 сентября 1920 г….Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел два месяца назад, а мы получали все еще 5300. Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас … Дай бог получить до Нового года. А паек семейству вероятно, совсем не дадут, по той причине что не из чего… А наличными – ни гроша, и кругом в долгу». Документ №2 Из частного письма: « Дорогой братец, если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов, сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали». Экономические и социальные последствия Гражданской войны. В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 миллионов человек. Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь – рабочие. В социальной структуре произошли важные изменения; не стало буржуазии и помещиков; 85% населения России – крестьяне ( это около 70% состава армии в 5,5 млн.чел.); до 1,4-1,7 млн. сократилась численность рабочих. Резко увеличился бюрократический аппарат ( в 1917 г. число «управленцев» всех уровней – 1 млн., в 1921 г. – 2,5 млн. человек). Уничтожено 25% довоенного богатства страны. В 1921 году : промышленное производство сократилось в7 раз;продукция сельского хозяйства сократилась на 40%; продукция животноводства сократилось на 33%; посевные площади уменьшились на 15 млн.га. В 1921-1922 г. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной –летом 1921 года голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек. В 1919 г. в 40 губерниях европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболеваний сыпным тифом. По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. руб. , пуд пшена-192 тыс.руб., пуд картошки –более 20 тыс. рублей. За проезд в трамвае нужно было заплатить 500 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль. Январь – февраль 1921 г. было отмечены выступления рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!» Учитель ведет рассказ об осуществление данной политики с марта 1921 г. Что же представляла эта политика. На этот вопрос мы с вами ответим, поработав в группах (деление класса на группы), и заполнив следующую часть кластера «Основные мероприятия нэпа». I группа – Мероприятия НЭПа в области сельского хозяйства( Рабочий лист №1). Задание: Используя словарь, фрагменты текста учебника с.128,141;Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г., сформулируйте и запишите в таблицу основные мероприятия нэпа в области сельского хозяйства. II группа – мероприятия в области промышленности( Рабочий лист №1). Задание: Используя словарь терминов и фрагменты текста учебника с.128,142, выясните и запишите в таблицу новые формы организации производства в период нэпа. III группа – товарно-денежные отношения( Рабочий лист № 1). Задание: Используя фрагмент текста учебника на с. 142 и документ « О финансовой реформе 1922-1924 г.г», сформулируйте и запишите в таблицу мероприятия нэпа в области торговли и финансов. Учитель использует приём «тонких» и «толстых» вопросов: Каковы основные мероприятия нэпа? Что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом военного коммунизма? Какова сущность нэпа? В каких сферах экономии нэповский механизм наиболее эффективный? Согласны ли вы с мнением, что введение нэпа было решением вынужденным? Учитель дает задание: На основе работы с текстом учебника с. 143 заполните последнюю часть кластера, где назовите социально-экономические последствия НЭПа. |