СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Переход школ на обновлённые ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход школ на обновленные ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Переход школ на обновлённые ФГОС"»

Организация работы с обучающимися с ОВЗ в контексте реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО Переход школ на обновленные ФГОС   24 августа, 2022 год  СТЕПАНЕНКО Светлана Николаевна

Организация работы с обучающимися с ОВЗ в контексте реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО

Переход школ на обновленные ФГОС

24 августа, 2022 год

СТЕПАНЕНКО Светлана Николаевна

 В настоящее время Минпросвещения России разработан ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 );  ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.№287 ), обеспечивающий преемственность ФГОС НОО ОВЗ.

В настоящее время Минпросвещения России разработан

  • ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 );
  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.№287 ), обеспечивающий преемственность ФГОС НОО ОВЗ.
   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего  образования обеспечивает:    Единство образовательного пространства Российской Федерации в том  числе  единство  учебной  и  воспитательной  деятельности,  реализуемой  совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации  равных  возможностей  получения  качественного  основного  общего  образования;   Преемственность  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  общего  образования;  Вариативность  содержания  образовательных  программ  основного  общего  образования

  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;
  • Преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • Вариативность содержания образовательных программ основного общего образования
Раздел 1.п.10  учитывает  особенности  реализации  адаптированных  программ  основного  общего  образования  обучающихся  с  ОВЗ  различных  нозологических групп. Примерные АООП для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Раздел 1.п.10

  • учитывает особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
  • Примерные АООП для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

http://fgosreestr.ru Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития *Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г . № 1/22

http://fgosreestr.ru

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
  • *Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г . № 1/22
Раздел  1.  п.  14   Адаптированная  программа  основного  общего  образования  направлена  на  коррекцию  нарушений  развития  обучающихся,  реализацию  их  особых  образовательных  потребностей .

Раздел 1. п. 14

  • Адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных потребностей .
Раздел  1.  п  17   Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.   Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.  Для  обучающихся  с  ОВЗ  при  обучении  по  адаптированным  программам  основного общего образования , независимо от применяемых образовательных  технологий,  срок  получения  основного  общего  образования  может  быть  увеличен ,  но не  более  чем до шести лет . Для  обучающихся  с  ОВЗ  при  обучении  по  адаптированным  программам  основного общего образования , независимо от применяемых образовательных  технологий,  срок  получения  основного  общего  образования  может  быть  увеличен ,  но не  более  чем до шести лет .

Раздел 1. п 17

  • Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.
  • Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.

  • Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования , независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен , но не более чем до шести лет .
  • Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования , независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен , но не более чем до шести лет .
Раздел  2.  П.  33.1  Общий  объем  аудиторной  работы  обучающихся  с  ОВЗ  в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее  6018  академических  часов за  шесть учебных лет.

Раздел 2. П. 33.1

  • Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.
Раздел 1.  п.  19 Электронное  обучение,  дистанционные  образовательные технологии, применяемые при  обучении обучающихся  с  ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в  доступных  для них формах.

Раздел 1. п. 19

  • Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Раздел  2.  п.  31.3  В системе  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  программы  основного  общего  образования  обучающимися  с  ОВЗ  предусматривается  создание  специальных  условий  проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в  соответствии  с  учетом  здоровья  обучающихся  с  ОВЗ,  их  особыми  образовательными  потребностями.  В системе  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  программы  основного  общего  образования  обучающимися  с  ОВЗ  предусматривается  создание  специальных  условий  проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в  соответствии  с  учетом  здоровья  обучающихся  с  ОВЗ,  их  особыми  образовательными  потребностями.

Раздел 2. п. 31.3

  • В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
  • В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
Раздел  2  п  32.4.  Программа коррекционной работы должна обеспечивать: Выявление индивидуальных образовательных потребностей  у  обучающихся  с  ОВЗ,  обусловленных особенностями  их развития;  Осуществление  индивидуально  ориентированной  психолого-медико-  педагогической  помощи  обучающимся  с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их  психофизического  развития  и  индивидуальных  возможностей  (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической комиссии).

Раздел 2 п 32.4.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

  • Выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ, обусловленных особенностями их развития;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
АООП ООО должны также включать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ.
  • АООП ООО должны также включать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ.
Раздел  2.  П.  33.1  Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся.  Для  глухих  и  слабослышащих  обучающихся  исключение  из  обязательных  для изучения учебных  предметов учебного  предмета  «Музыка»;  Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся.  Для  глухих  и  слабослышащих  обучающихся  исключение  из  обязательных  для изучения учебных  предметов учебного  предмета  «Музыка»;

Раздел 2. П. 33.1

  • Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся. Для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
  • Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся.
  • Для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;

Раздел  2.  П.  33.1  Для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми  нарушениями  речи  включение  в  предметную  область  «Русский  язык  и  литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи»,  предметные  результаты  по  которому  определяются  Организацией  самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых  образовательных  потребностей,  в  том  числе  с  учетом  примерных  адаптированных  программ  основного общего образования.

Раздел 2. П. 33.1

  • Для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.
Раздел  2.  П.  33.1 Для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми  нарушениями  речи,  обучающихся  с  нарушениями  опорно - двигательного  аппарата  изменение  сроков  и  продолжительности  изучения  иностранного  языка.

Раздел 2. П. 33.1

  • Для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка.
Раздел 2. п 33.2. В адаптированной программе основного общего образования  в план  внеурочной  деятельности  включаются  индивидуальные  и  групповые  коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной  работы.

Раздел 2. п 33.2.

  • В адаптированной программе основного общего образования в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.
Раздел  2.  П.  33.1 Для  всех  обучающихся  с  ОВЗ  исключение  учебного  предмета «Физическая  культура»  и  включение  учебного  предмета  «Адаптивная  физическая  культура»,  предметные  результаты  по  которому  определяются  Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с  ОВЗ,  их  особых  образовательных  потребностей,  в  том  числе  с  учетом  примерных  адаптированных  программ  основного  общего  образования.

Раздел 2. П. 33.1

  • Для всех обучающихся с ОВЗ

исключение учебного предмета

«Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется только в отношении обучающихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года . Остальные обучающиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года, продолжают обучение по ним до завершения обучения . ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). При- мерная структура СИПР представлена в письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». http://www.consultant.ru

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • применяется только в отношении обучающихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года . Остальные обучающиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года, продолжают обучение по ним до завершения обучения .
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). При- мерная структура СИПР представлена в письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». http://www.consultant.ru

Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих получение образования обучающимися с ОВЗ

  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» .
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому». Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». Письмо «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (утверждено директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Е.А. Сильяновым, 20.02.2017 года № 07-818).

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому».

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ».

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».

Письмо «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (утверждено директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Е.А. Сильяновым, 20.02.2017 года № 07-818).

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 3.06.2021 года№ АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации». Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Ставропольском крае на период до 2030 года (утв. приказом министерства образования Ставропольского края от 27.12.2019 года № 1867-пр «О реализации решения коллегии министерства образования Ставропольского края»).
  • Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
  • Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 3.06.2021 года№ АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации».
  • Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Ставропольском крае на период до 2030 года (утв. приказом министерства образования Ставропольского края от 27.12.2019 года № 1867-пр
  • «О реализации решения коллегии министерства образования Ставропольского края»).
Рекомендуемая литература Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.– 167 с. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Дети с интеллектуальными нару- шениями. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 48 с. Кудрина Т.П., Любимов А.А., Любимова М.П. Дети с нарушением зрения. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 95 с. Организация специальных образовательных условий для детей с ограни- ченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2018. 92 с. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребѐнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С. Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 207 с Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ https://monm.rk.gov.ru/ru/article/show/1400 Интернет-ресурсы по коррекционной педагогике [электронный ресурс] Режим доступа: http://ikprao.ru   Форум родителей «Особые дети» [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kid.ru/forum/index.php?showforum=82

Рекомендуемая литература

  • Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.– 167 с.
  • Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Дети с интеллектуальными нару- шениями. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 48 с.
  • Кудрина Т.П., Любимов А.А., Любимова М.П. Дети с нарушением зрения. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 95 с.
  • Организация специальных образовательных условий для детей с ограни- ченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2018. 92 с.
  • Рудик О.С. Как помочь аутичному ребѐнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С. Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 207 с
  • Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ https://monm.rk.gov.ru/ru/article/show/1400
  • Интернет-ресурсы по коррекционной педагогике [электронный ресурс] Режим доступа: http://ikprao.ru
  • Форум родителей «Особые дети» [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kid.ru/forum/index.php?showforum=82
БЛАГОДАРЮ  ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ

ЗА ВНИМАНИЕ!