Просмотр содержимого документа
«"Переход школ на обновлённые ФГОС"»
Организация работы с обучающимися с ОВЗ в контексте реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО
Переход школ на обновленные ФГОС
24 августа, 2022 год
СТЕПАНЕНКО Светлана Николаевна
В настоящее время Минпросвещения России разработан
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 );
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.№287 ), обеспечивающий преемственность ФГОС НОО ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;
- Преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Вариативность содержания образовательных программ основного общего образования
Раздел 1.п.10
- учитывает особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
- Примерные АООП для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
http://fgosreestr.ru
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- *Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г . № 1/22
Раздел 1. п. 14
- Адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных потребностей .
Раздел 1. п 17
- Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.
- Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.
- Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования , независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен , но не более чем до шести лет .
- Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования , независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен , но не более чем до шести лет .
Раздел 2. П. 33.1
- Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.
Раздел 1. п. 19
- Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Раздел 2. п. 31.3
- В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
- В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
Раздел 2 п 32.4.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- Выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ, обусловленных особенностями их развития;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- АООП ООО должны также включать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ.
Раздел 2. П. 33.1
- Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся. Для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
- Предусматривает замену учебных предметов по типам нозологии учащихся.
- Для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
Раздел 2. П. 33.1
- Для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.
Раздел 2. П. 33.1
- Для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка.
Раздел 2. п 33.2.
- В адаптированной программе основного общего образования в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.
Раздел 2. П. 33.1
- Для всех обучающихся с ОВЗ
исключение учебного предмета
«Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- применяется только в отношении обучающихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года . Остальные обучающиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года, продолжают обучение по ним до завершения обучения .
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). При- мерная структура СИПР представлена в письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». http://www.consultant.ru
Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих получение образования обучающимися с ОВЗ
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» .
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому».
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
Письмо «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (утверждено директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Е.А. Сильяновым, 20.02.2017 года № 07-818).
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 3.06.2021 года№ АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации».
- Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Ставропольском крае на период до 2030 года (утв. приказом министерства образования Ставропольского края от 27.12.2019 года № 1867-пр
- «О реализации решения коллегии министерства образования Ставропольского края»).
Рекомендуемая литература
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.– 167 с.
- Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Дети с интеллектуальными нару- шениями. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 48 с.
- Кудрина Т.П., Любимов А.А., Любимова М.П. Дети с нарушением зрения. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2020. – 95 с.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограни- ченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2018. 92 с.
- Рудик О.С. Как помочь аутичному ребѐнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С. Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 207 с
- Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ https://monm.rk.gov.ru/ru/article/show/1400
- Интернет-ресурсы по коррекционной педагогике [электронный ресурс] Режим доступа: http://ikprao.ru
- Форум родителей «Особые дети» [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kid.ru/forum/index.php?showforum=82
БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!