ГККП ДШИ
Реферат
на тему:
«Переложение современных произведений и песен в младших классах фортепиано»
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Ходжибекова М.Ш.
г.Шымкент 2019г.
Содержание:
I. Введение
II. Основная часть
1. Саундтреки к фильмам
2. Популярные песни
3. Мультипликация
4. Мюзиклы
III. Заключение
IV. Список литературы и использованных ресурсов
V. Приложение
Введение
Как известно, обучение на фортепиано преподаватель строит на основе постоянного расширения музыкального репертуара, который включает в себя знакомство с произведениями русской и зарубежной классики, народного творчества, с лучшими образцами современной отечественной и зарубежной музыки. Из опыта работы с детьми можно сделать вывод: если, занимаясь с ребёнком, упустить время и обратиться к современным произведениям не с самого начала обучения, то они позже воспринимаются значительно хуже и с большими трудностями. Воспитываясь только на европейской музыке XVIII – XIX веков учащийся привыкает к некоторым ее особенностям: мажорный и минорный гармонические лады с преобладанием вводного тяготения в мелодии и квартово – квинтового в басу, периодичность строения, двух и трёхдольные метры и т.д. Изучение маленькими пианистами современной музыки требует освоения новых средств выразительности: интонаций иного характера мелодии, ладогармонических, ритмических средств музыкального языка, фактурных особенностей и принципов формообразования. Необходимо, чтобы буквально с самого начала ребёнок учился воспринимать каждый компонент музыкального языка не как нечто незыблемое, а как динамический, естественно развивающийся элемент - без этого невозможно ограниченное понимание современной музыки. При этом важно в первую очередь уделять внимание специфичным явлениям в области лада, ритма, формы. Но,работая с учениками над произведениями современных композиторов, нельзя забывать высказывание Л. А. Баренбойма: « Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классической, но не обгоняя и не опережая её». Классической музыке и обучению игре на фортепиано в классике посвящено много учебников , пособий и хрестоматий. Одновременно с классической музыкой и, почти не пересекаясь с ней, существует популярная музыка, которая создается и развивается по своим правилам и законам. Хоть между той и другой областями музыкальной культуры много общего (нотная грамота, отчасти гармония, многие музыкальные инструменты), существуют и различия. Часто бывает так, что ребенок смотрит телевизор и, в фильме или рекламе, слышит мелодию, которая цепляет за душу и он хочет обязательно отыскать , прослушать, а затем и играть ее полностью.
Из всего многообразия современного репертуара большое внимание привлекает к себе музыка таких композиторов как Х.Циммер, Г. Манчини, Э.Морриконе, А.Бадаламенти, Н.Рота, И. Крутой,И.Матвиенко и др.
II.Основная часть
1. Саундтреки к фильмам
Огромный вклад в развитие современной музыки внес немецкий композитор Ханс Циммер,который известен своими саундтреками к таким мультфильмам ,как «КорольЛев», «Принц Египта», сериям приключенческих фильмов «Пираты Карибского моря» и много других. Считается одним из наиболее востребованных композиторов современности.
Другой композитор 20 века Манчини Генрибыл пионеромпо включению в киномузыку джазовых элементов. Так что его одновременно называют джазовым музыкантом. Так же как Нино Рота(автор музыки к фильму «Ромео и Джульетта») проработал всю жизнь с Федерико Феллини, так и Манчини создал длительный союз со знаментым американским кинорежисером Блейком Эдвардсом. В этом союзе родилась музыка к таким фильмам, как «Завтрак у Тиффани», циклам и сериалам «Розовая пантера»,«Питер Ганн» и другие.В теме «BabyElephantWalk» из фильма «Hatari» Манчини использовал интересные приемы. Фильм о ловле диких зверей для зоопарков, смешанный жанр, который требовал разного подхода. Вот и пошли слонята в стиле буги-вуги в несколько комичном параде, к ним добавились «локомотивные» звуки, которые добивались при помощи инструмента «каллиопа». Звук этого инструмента накладывается на буги-вуги и вот уже неуверенно бредут зверята и трубят слоны,а возможно ассоциация с изначальной сюжетной линией – охотой на зверей. Любопытно построена тема из сериала «Розовая пантера». Лад,в котором он написан , не вполне привычен. Такой лад характерен для некоторых районов Восточной Европы. Возможно, благодаря этому тема стала одной из самых популярных в мире.
В репертуаре оркестра Поля Мореа, очень много произведений вызывающие интерес и желание детей. Это музыка к фильмам «Игрушка», «Шервудские зонтики», «Крестный отец», «Цыган» и др.
«MyHeartWillGoOn»(мое сердце будет биться дальше) – песня канадской певицы Селин Дион, главная тема к фильму «Титаник». Автор музыки – Джеймс Хорнер. Композиция стала одной из самых популярных за всю историю музыки и самой продаваемой в мире песней 1998г.
2. Популярные музыка
«Moonriver»- одна из песен , которую можно услышатьне только, но и во многих иностранных фильмах. Автор этой песни уже знакомый нам Г. Манчини.
«В мире животных» - музыкальная тема из одной из наших легендарных телепередач, любимой миллионами. В интернете несложно узнать, что в ней играет композиция в исполнении оркестра Поля Мориа, однако он автором музыки не является – он лишь создал аранжировку известного французского шлягера «Alouettie». Однако , и он не является оригиналом. Оригинал – это отрывок из кантаты «Рождество господне». Автор – аргентинский композиторArielRamirez.
3.Мультипликация
Любовь к мультфильмам начинается еще в раннем возрасте и многие люди сохраняют ее на протяжении всей жизни. В чем секрет такого постоянств? Мультфильмы – это добрые, смешные, трогательные истории, которые порой наполнены таинственностью и волшебством. Они понятны абсолютно любому и имеют увлекательные и близкие каждому сердцу сюжеты. особую прелесть этому жанру придает музыка. Такие знакомые и близкие многим мелодии, которые очаровывают зрителей с первых звуков – это только усиливает эмоциональные воздействия мультфильмов. Композиции так органично вписываются в сюжет, тонко и четко передают мысли, чувства героев, общую атмосферу. В этом нет никакого секрета – это всего лишь удивительная сила музыки, которая так же влияет на детей, вызывая у них желание исполнить ее.
Диснеевская сказка «КорольЛев» покорила зрителей всего мира не только красивейшей анимацией и доброй историей, но весомую роль сыграл хорошо продуманный музыкальный ряд. На славу постарались обе группы творцов: сочинители песен, включая Элтона Джона, и сочинитель фоновой музыки –Х. Циммер . Прекрасная «ThisLand» отражает всю любовь к своей земле, а «Kingofpriderock» раскрывает африканский колорит. Советский мультфильм «ПриключениякапитанаВрунгеля» о кругосветных путешествиях опытного моряка Врунгеля, который соглашается принять участие в международной парусной регате. Невероятные приключения героев сопровождаются музыкой, песнями среди которых самой известной является комично-пародийная песня «Мы – бандито, гангстерито» композитора Георгия Фертича.
Любимый музыкальный мультик «Бременские музыканты» знают и любят несколько поколении. Песенки из этого мультфильма знают наизусть взрослые и дети: «Песня атаманши», «Ничего на свете лучше нету», «Пусть нету ни кола и не двора», Говорят мы бяки-буки». Это не полный перечень песен, которые входят в репертуар пианиста.
4.Мюзикл.
Мюзикл – музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающие в себе музыкальное драмматическое, хореаграфическое и оперное искуство. Одними из лучших примеров этого жанра являются мюзиклы «Призрак оперы» и «Нотр Дам де Пари». Идея дать новую жизнь персонажам Гюго пришла в голову Люку Пламондону, который обратился за помощью к композитору Рикардо Коччианти, который тут же предложил ему несколько мелодий, впоследствии ставших хитами – Belle, DansemonEsmeralda, LeTempsdesCathedrales. «Призрак Оперы» - мюзикл, созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру – по праву считается одним из выдающихся достижении британского музыкального театра 80-х. несмотря на то, что мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелий под Парижской Оперой, была неоднократно экранизирована, для многих и многих название «Призрак Оперы» ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойд-Уэббера
III.Заключение.
Музыка нашего времени настолько разнообразна, что пока ещё невозможно говорить о наличии какого – то единого современного стиля. Но уже можно говорить о некоторых общих закономерностях присущих современной музыке. Это, прежде всего , ладовые и ритмические особенности, новые приёмы звукозаписи, особенности фортепианной техники и фактуры. Изобразительные и технические приёмы современной музыки для детей значительно расширились. В них есть образная передача таких отвлечённых понятий как юмор, героизм, сарказм, динамизм бытия, что прежде не причислялось к области детского восприятия. Современные средства музыкального языка – острота гармонии, особенности ритма и мелодии – расширяют музыкальный кругозор учащихся, развивают их и в слуховом, и в интеллектуальном отношении. Изучение музыки разных народов, имеющих яркую национальную окраску, всегда интересно детям. Музыка нашего дня отвечает духу бурной, стремительной современной эпохи. Она - динамична, остроритмична. Включение в репертуар произведений современных композиторов наряду с произведениями композиторов – классиков создаёт значительный контраст в каждодневных занятиях и позволяет с раннего возраста ощутить разнообразие стилей. Это, в свою очередь, поможет легче постигнуть закономерности классической и современной музыки. Кроме того, знакомство ученика со звуковыми гармонически и ритмически сложными последовательностями способствует развитию у него интеллектуального творческого начала. Чем способнее ученик, тем больше его мотивация в изучении современной музыки. И интерес, проявленный учеником при работе над этими произведениями не пропадёт, так как всё, что он узнал и полюбил во время работы н ад ними будет и дальше побуждать его к игре и разучиванию пьес современных композиторов.
IV.Список литературы и информационных ресурсов
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Л. Тарасов «Музыка в семье ». Ленинград «Детская литература», 1985
3. http://allbest.ru/
4. http://ekogradmoscow.ru
5. https:// shkolazhizni.u
6. https://www.ivi.ru
7. П. Живайкин «Как играть современную популярную детсую музыку» Москва издатель Смолин К.О., 2001г.
ГККП СДМШ №1
Методический доклад
на тему:
«Переложение современных произведений и песен в младших классах фортепиано»
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Ходжибекова М.Ш.
С. Аксукент 2019г.