СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перемещение и описание движения. Графическое представление равномерного и прямолинейного движения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перемещение и описание движения. Графическое представление равномерного и прямолинейного движения.»

Урок физики в 8 классе

Тема урока: Перемещение и описание движения.

Графическое представление равномерного прямолинейного движения.

Цели:

Образовательные: 1. Сформировать умение графически представлять равномерное прямолинейное движение, и использовать графики для решения расчетных и качественных задач по этой теме.

2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физике.

Развивающие: 1. Развивать навыки построения графиков;

2.Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельности;

3. Развивать умение анализировать и делать выводы

Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;

2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.

Оборудование:

  • Раздаточный материал

  • Мультимедиа-проектор

  • Компьютер, медиаобъекты ЭП.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и способов деятельности.

Технологии:

Информационно-коммуникативные;

Развивающее обучение.

План урока:

  1. Филлворд «Графики», определяющий тему урока.

  2. Объяснение нового материала, решение различных задач с помощью графиков.

  3. Работа в парах по решению расчетных задач.

  4. Выполнение теста, с проверкой результатов друг у друга.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

Учитель: Для объявления темы вам необходимо решить филлворд (Слайд№1)

Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся букв составьте слово. Филлворд распечатан на отдельных листах и находится на каждой парте в виде раздаточного материала к уроку.

1.Длина траектории, пройденной телом за время наблюдения-(путь)

2. Раздел физики, изучающий движение тел- (механика)

3. Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела-(перемещение)

4. Единица измерения перемещения, пути-(метр)

5. Величина, характеризующая быстроту перемещения-(скорость)

Г

Е

Р

Е

Е

М

Ф

П

С

М

Х

Р

Ь

О

К

Е

А

Н

Т

Р

П

Щ

Е

И

С

О

У

Т

Н

К

А

М

Е

Ь

И

А

И

Р

Т

К

Е

И


Г

Е

Р

Е

Е

М

Ф

П

С

М

Х

Р

Ь

О

К

Е

А

Н

Т

Р

П

Щ

Е

И

С

О

У

Т

Н

К

А

М

Е

Ь

И

А

И

Р

Т

К

Е

И

Из оставшихся букв получилось слово- графики.

Учитель объявляет тему, сформулированную совместно с учащимися.

Учитель: Построение графиков широко используется в физике для наглядного представления различных процессов.

Графики помогают лучше понять физические явления, проанализировать его и найти ответ на поставленный вопрос.

  • Описание движения в выбранной системе отсчета (Рассмотреть задачу из учебника, используя электронное приложение к учебнику).

Условие задачи: Два поезда выехали навстречу друг другу. Первый поезд выехал со станции А по направлению к станции D. Второй выехал со станции D к станции А. У станции С, находящийся в 40 км от станции А они встретились. По прошествии некоторого времени t первый поезд доехал до станции D, а второй поезд проехал станцию В. Расстояние между станциями В и С равно 20 км. Расстояние между станциями С и D равно 30 км. Определим координаты каждого поезда относительно станции А и расстояние между ними через время t.

Решая задачу, заострить внимание учащихся на том, что графический способ решения дает более наглядное восприятие условия задачи. (Слайд№ 5)

  • График зависимости скорости от времени.

При равномерном движении скорость тела с течением времени остается неизменной.

Рассмотрим график зависимости модуля вектора скорости от времени t, (Слайд №7) учащиеся отвечают на вопросы:

1.Какой линией представлен данный график? (прямой, параллельной оси абсцисс).

2. Какая скорость движения тела? (15м/с).

3. Если мы зафиксируем время, прошедшее от начала движения и опустим перпендикуляр из выбранной точки на график скорости, получим прямоугольник, площадь которого равна…(120 )

4.Площадь полученного прямоугольника равна произведению Ʋt. Но что нам известно? (что st)

5.Итак какой вывод мы можем сделать? (Площадь равна модулю перемещения)

Запишем в тетради! При прямолинейном равномерном движении модуль вектора перемещения численно равен площади прямоугольника под графиком скорости.


  • Задание: по приведенному графику зависимости скорости движения от времени описать движение тела. (Слайд № 8)

Ʋ1=20 км/ч Таким образом, перемещение тела за 4 ч движения

Ʋ 2=60 км/ч составило: s= 20+60+40+80=200км

Ʋ 3=40 км/ч

Ʋ 4=80 км/ч

  • График зависимости перемещения от времени.

График зависимости перемещения тела от времени при прямолинейном равномерном движении- это прямая, проходящая через начало координат (Слайд№ 10)

Можно-ли по данному графику определить скорость движения тела? (Выберем на прямой точку А и определим перемещение s1 и соответствующий момент времени t1 скорость движения тела будет равна

Ʋ =

Чем круче проходит график перемещения, т.е. чем больше его угол наклона к оси абсцисс, тем больше скорость движения тела

  • График зависимости координаты тела от времени.

Зависимость координаты тела от времени описывается формулой x=x0+ Ʋ x t

Поскольку зависимость линейная, то соответствующий график (график движения) представляет собой прямую линию (Слайд№12). В начальный момент времени t=0 координата x=x0


Решить задачу (условие распечатано на раздаточных листах). (Слайд№ 13)

По дороге движутся равномерно и прямолинейно два тела: автобус со скоростью 72км/ч, и велосипедист со скоростью 54км/ч. Их координаты в момент начала наблюдения соответственно 400 и 200 м. Напишите уравнения движения x=x(t) автобуса и велосипедиста. Определите:

  1. координату автобуса через 5 с;

  2. координату велосипедиста и пройденный им путь через 10 с;

Решение задачи:

  1. Ʋ a =72км/ч=20м/с

Ʋ в =54км/ч=15м/с

  1. Ха=400+20 t, XB=200-15t; Ха=400+20 (5) =400+100=500 м;


  1. XB=200-15 (10)=100-150=50м


Тест: Выберите правильный ответ

1. Какое тело движется поступательно?

А. искусственный спутник Земли

Б. лифт

В. Ребенок на качелях

Г. Камешек, застрявший в покрышке колеса движущегося автомобиля

2. Пассажир, стоящий в движущемся автобусе, находится в покое относительно:

А. здания, стоящего на обочине дороги

Б. другого пассажира, который идет внутри автобуса к выходу

В. водителя автобуса

Г. машины, движущейся навстречу автобусу

3. Скорость автомобиля 36км/ч, что составляет:

А. 5м/с Б.10м/с В.20м/с Г.100м/с

4. На рисунке представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 5 с.

А. 5 м Б.10 м

В. 15 м Г.20 м

5. На рисунке представлен график зависимости пути, пройденного телом, от времени. Определите скорость движения тела.

А. 0,5 м/с Б. 1 м/с В.2 м/с Г. 3 м/с


  • Домашнее задание. Учебник: параграф 49-50, ответить на вопросы в конце параграфа (устно),




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс