СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переоценка ценностей в культуре серебряного века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку МХК в 11классе. Даёт представление о понятии "Серебряный век", его периодах и особенностях развития символизма.

Просмотр содержимого документа
«Переоценка ценностей в культуре серебряного века»

 Переоценка ценностей в художественной культуре серебряного века

Переоценка ценностей в художественной культуре серебряного века

Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Конец XIX – начало XX в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя.
  • Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
  • Конец XIX – начало XX в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Серебряный век Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют Серебряным веком. Так был назван рубеж XIX ― XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Серебряный век

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют Серебряным веком.

Так был назван рубеж XIX XX вв.

время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

нестабильность человеческого существования ощущение дисгармонии мира бунт против рационалистического искусства экспериментаторство модернизм стремление к новаторству мистицизм

нестабильность

человеческого

существования

ощущение

дисгармонии мира

бунт против

рационалистического

искусства

экспериментаторство

модернизм

стремление

к новаторству

мистицизм

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

Серебряный век

  • Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи.
  • Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
Серебряный век Понятие относится прежде всего к поэзии. Огромный  интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям : символизм акмеизм футуризм

Серебряный век

  • Понятие относится прежде всего к поэзии.
  • Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям :

символизм акмеизм футуризм

Символизм в зарубежной литературе Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок». Артюр Рембо Морис  Метерлинк  Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир. «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия». Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения. Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости. Поль Верлен

Символизм в зарубежной литературе

  • Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.
  • Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок».

Артюр Рембо

Морис Метерлинк

  • Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир.
  • «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия».
  • Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения.
  • Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости.

Поль Верлен

Единство искусства Серебряного века – в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского.
  • Единство искусства Серебряного века – в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского.
Н. Бердяев, называвший это явление
  • Н. Бердяев, называвший это явление "русским культурным Ренессансом" (или "русским духовным Ренессансом"), так описал его: "Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время".
МОДЕРНИЗМ Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм(«новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Цель – создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль у автора – прорицатель, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию.Модернизм объединил ряд течений и направлений. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.

МОДЕРНИЗМ

  • Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм(«новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого.
  • Цель – создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
  • Особая роль у автора – прорицатель, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию.Модернизм объединил ряд течений и направлений.
  • Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.
СИМВОЛИЗМ   Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений .

СИМВОЛИЗМ

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений .

СИМВОЛИЗМ  Определение введено Н.А.Оцупом в 1933 году в парижском эмигрантском журнале «Числа»

СИМВОЛИЗМ

  • Определение введено Н.А.Оцупом в 1933 году в парижском эмигрантском журнале «Числа»
Искусство ради искусства Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох  Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком символисты использовали звукопись для создания своих символов Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:  наполнили его новыми, яркими и выразительными образами; пытались добиться оригинальной формы; уходили в бессмысленную игру слов и звуков

Искусство ради искусства

  • Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений
  • Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох
  • Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком
  • символисты использовали звукопись для создания своих символов
  • Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:
  • наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;
  • пытались добиться оригинальной формы;
  • уходили в бессмысленную игру слов и звуков
Основные признаки символизма, выделенные Полем Верленом: Основные признаки символизма, выделенные Полем Верленом:

Основные признаки символизма, выделенные Полем Верленом:

Основные признаки символизма,

выделенные Полем Верленом:

1892 год «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Содержалась не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую автор возлагал на «новые течения». Д. Мережковский

1892 год

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Содержалась не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую автор возлагал на «новые течения».

Д. Мережковский

Д.Мережковский  “… три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” . индивидуальное, личное переживание только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой.Поэтому Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. “Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос”

Д.Мережковский

  • “… три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” . индивидуальное, личное переживание только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой.Поэтому Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. “Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос”
 1894 год  Небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты» , потом появились еще два сборника с таким же названием. В.Я. Брюсов

1894 год

Небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты» , потом появились еще два сборника с таким же названием.

В.Я. Брюсов

В.Брюсов  Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве.

В.Брюсов

  • Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве.
Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
  • Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
«Старшие символисты» Петербургская группа Представители Д.Мережковский  3. Гиппиус Ф. Сологуб И. Анненский Теоретики Московская группа  «Младосимволисты» Статьи Д. Мережковский В. Брюсов К. Бальмонт А. Блок А. Белый В. Иванов, Эллис Д Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Журналы В. Брюсов «Северный вестник» В. Соловьев В. Брюсов «Ключи тайн»; К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» А. Белый «О религиозных переживаниях» «Весы», «Аполлон»

«Старшие символисты»

Петербургская группа

Представители

Д.Мережковский

3. Гиппиус Ф. Сологуб И. Анненский

Теоретики

Московская группа

«Младосимволисты»

Статьи

Д. Мережковский

В. Брюсов К. Бальмонт

А. Блок

А. Белый

В. Иванов, Эллис

Д Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

Журналы

В. Брюсов

«Северный вестник»

В. Соловьев

В. Брюсов «Ключи тайн»;

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

А. Белый

«О религиозных переживаниях»

«Весы», «Аполлон»

Символизм – прямой наследник романтизма

Символизм –

прямой наследник романтизма

И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому». «Символ — окно в бесконечность», — утверждал Ф. Сологуб.

И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».

«Символ — окно в бесконечность», — утверждал Ф. Сологуб.

Значение символизма Символисты обновили художественную прозу (особенно — Ф. Сологуб и А. Белый); подняли на новый уровень искусство художественного перевода; выступили с оригинальными драматургическими произведениями, активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы;

Значение символизма

  • Символисты обновили художественную прозу (особенно — Ф. Сологуб и А. Белый);
  • подняли на новый уровень искусство художественного перевода;
  • выступили с оригинальными драматургическими произведениями,
  • активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы;
Значение символизма символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность;  научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

Значение символизма

  • символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность;
  • научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!