Для второго тура Конкурса предлагаю провести
фрагмент из тренинга «Мы все в одной лодке» -
игру «Переправа через Байкал».
Во время проведения летней Байкальской международной школы в секции Межкультурная коммуникация принимают участие школьники из разных регионов и стран. Одной из эффективных форм работы для создания благоприятной атмосферы является межкультурный тренинг. В рамках Байкальской международной школы, где участники в течение десяти дней живут «бок о бок», реализуют совместные проекты и постоянно общаются, могут возникать конфликтные ситуации, обусловленные межкультурными различиями и неприятием чужого. Межкультурный тренинг, проводимый в начале школы, может помочь снять такие трудности в общении школьников.
Основным преимуществом тренинга является то, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Конечно, тренер может и должен использовать во время тренинга теоретический материал, но он бывает, как правило, кратким и помогает участникам тренинга погрузится в определенную тему. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие, при этом акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определить цели обучения, а значит, и разделить с ведущими ответственность за свой учебный процесс.
Важно и то, что тренинг проводятся в стиле так называемой «неформальной педагогики». Участники тренинговой группы не получают оценок или формально признанных дипломов, занятия ориентированы на собственную активность и творчество его участников. Содержание тренинга лишено нравоучительных интонаций и излишнего пафоса, которые могли бы вызвать у подростков скептическое отношение и иронию.
Тренинг направлен на решение следующих задач:
- формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении;
- расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.
«Переправа через Байкал»
Игру можно проводить с группой детей подросткового возраста с 12-13 лет или провести с участниками Конкурса.
Цель: формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.
Оснащение: два «ларца-сундука» с камушками, символичный Байкал, подборка музыкальных фонов.
Ход:
В данной игре во время проведения выбирается капитан-бродяга, целесообразнее, чтобы группа выбрала капитана перед самым началом.
Количество камней и их значение подбирается заранее в зависимости от состава группы.
Ведущий. У каждого из нас были свои мотивы, цели участия в первом республиканском конкурсе профессионального мастерства. Но независимо от наших целей все мы сегодня первооткрыватели-путешественники. И наша группа идет по бескрайним просторам нашей психики. Замечательно то, что у этого путешествия никогда не было начала и не будет конца. Однако те препятствия, которые мы встречаем на нашем пути, вполне реальны и ощутимы. И вот одно из них...
Наша команда подошла к Байкалу. Нам просто необходимо его переплыть. А переплыть то его мы можем осторожно, по одному, как много лет назад с сильным ветром Баргузин. Бочка выдержит только одного человека и без лишнего груза. Вместе с тем вся наша команда несет тяжелый кованый сундук. Его можно оставить на берегу Байкала, но содержимое сундука необходимо перенести. Эта ответственная и тяжелая ноша ложится на плечи каждого из нас, но для этого мы должны выбрать капитана, опытного бродягу сибирских просторов. Хочу вас предупредить, что, выбрав капитана, вы наделяете его особыми полномочиями, а от него потребуется мужество в принятии решений. Иначе нам через Байкал не перебраться...
Группа выбирает капитана.
Ведущий (капитану). Готовы ли вы принимать решения, которые потребуют от вас мужества?
Ведущий (команде). Готова ли команда принять решения капитана?
После получения согласия ведущий открывает символический сундук.
Ведущий. Вот содержимое сундука. Капитан должен раздать его каждому участнику переправы, но есть одно условие. Участник, принимая содержимое, должен искренне сказать: «МНЕ ЭТО ЗНАКОМО», и только тогда он сможет переплыть с этим грузом через Байкал.
Капитан достает байкальский камушек, на котором написано то или иное состояние человека, и, громко прочитав, например, «СТРАХ» или «ЗАВИСТЬ», подходит к выбранному им участнику и предлагает камень. Со словами «МНЕ ЭТО ЗНАКОМО» участник берет камень. Так капитан раздает камушки всем участникам, а один из камней берет себе, произнося те же слова.
Ведущий (команде): Итак, груз распределен по всей команде и можно осторожно переплывать Байкал. По одному мы переходим на другой берег. (Можно обыграть это в действии, скажем переместить всю группу из одного угла кабинета (сцены) в другой.)
Ведущий (команде): Нам незачем нести нашу ношу, но бросить на землю мы ее не можем. Смотрите, на другом берегу стоит ларец, давайте сложим нашу ношу туда (открывает другой ларец). Но ларец полный... Давайте поменяем содержимое ларца на то, от чего хотели бы избавиться. Командуй, капитан!!!
Ведущий вручает ларец с содержимым капитану. Капитан зачитывает камни из ларца (например, «РАДОСТЬ» или «СЧАСТЬЕ») и обменивает их на ношу участников. Каждый участник должен сказать: «Я МЕНЯЮ СВОЮ НОШУ НА...» – и зачитать полученную карточку.
Ведущий. Мы обменяли наш груз, мы перешли через пропасть страха, недоверия, обид, зависти и многого другого. Мы победили, мы — молодцы!!!
Обсуждение:
Что чувствовал каждый участник по отношению к самому себе?
По отношению к капитану?
По отношению к команде?
Что чувствовал капитан по отношению к группе и по отношению к себе?
Потребовалось ли ему мужество при раздаче содержимого сундука?
Предлагаемое содержимое сундука
перед переправой и ларца после переправы
Перед переправой | После переправы |
1. Страх 2. Гнев 3. Печаль 4. Лень 5. Ревность 6. Неприязнь 7. Обида 8. Стыд 9. Смущение 10. Недоверчивость 11. Грусть 12. Раскаяние 13. Враждебность 14. Чрезмерное честолюбие 15. Чувство превосходства 16. Ирония 17. Зависть 18. Безразличие 19. Равнодушие 20. Ненависть 21. Горечь 22. Скорбь 23. Злость 24. Вина 25. Агрессивность 26. Тревога 27. Скованность 28. Беспринципность 29. Отвращение 30. Корысть 31. Самоуверенность | 1. Радость 2. Счастье 3. Любовь 4. Вдохновение 5. Умиротворение 6. Надежда 7. Гордость 8. Интерес 9. Вера 10. Искренность 11. Смелость 12. Радостное удивление 13. Уверенность 14. Благодарность 15. Влюбленность 16. Соучастие 17. Чувство юмора 18. Ответственность 19. Восторг 20. Воодушевление 21. Страсть 22. Сострадание 23. Эмпатия 24. Взаимопонимение 25. Уважение 26. Хладнокровие 27. Нежность 28. Забота 29. Свобода 30. Симпатия 31. Доброта 32. Доверие 33. Влечение 34. Увлеченность 35. Совесть 36. Привязанность 37. Самоуважение 38. Скромность 39. Терпимость |
Список литературы:
Будущее рождается сегодня (опыт организации Байкальской международной экологической школы): учеб.-метод. пособие/ под общ. ред. И.Д. Трофимовой. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013.- 312с.
Збужинский А.А. Три игры для смелых и решительных//Школьный психолог №20, 2005: Изд-во Первое сентября, 2005