Конспект ООД по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Цель: Совершенствование навыков связного последовательного пересказа по опорным картинкам
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста, схемы.
Активизировать употребление в речи глаголов (из текста сказки). Учить понимать смысл пословиц.
Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;
Формировать навык планирования
высказывания
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);Развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, мелодико-интонационные характеристики речи
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Воспитывать интерес и развивать творческие способности через театрализованную деятельность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и загадок по теме.
Оборудование
Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, геометрические фигуры
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!
2. Основная часть. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Воспитатель: Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Воспитатель: Правильно, в сказку.
Воспитатель: А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие - в народе услышит, какие - сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.
Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель: Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
Воспитатель: Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.
Дети: Кораблик
Воспитатель: Совершенно верно! Сейчас я прочитаю вам сказку, которую написал В. Сутеев, а называется она «Кораблик» (Вывешиваю сюжеты из сказки)
3. Чтение сказки с последующим обсуждением.
«Кораблик»
1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
2. Пришли на речку.
3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы
годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
5. Стали думать. Думали-думали и придумали.
6. Пошел Цыпленок и принес листочек.
7. Мышонок — ореховую скорлупку.
8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой
привязали — и построили кораблик!
10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл… И не догонишь!
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
Воспитатель: Ребята ,о ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Воспитатель: Куда они пришли? Что сделал Лягушонок? (Ответы детей) Воспитатель: Что ответили ему друзья? (ответы детей)
Воспитатель: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик.
Воспитатель: Что принес Цыпленок и Мышонок?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку Воспитатель: Что принес Муравей и Жучок?
Дети: Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку .
Воспитатель: Как они строили кораблик?
Дети: В скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Воспитатель: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Воспитатель: Каким показан Лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
4. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
6. Пересказ сказки по графическим схемам (сначала индивидуально ,затем по цепочке со всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки. Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно, а если разбить текст на части, её можно пересказывать втроём, даже вчетвером.
Сначала надо рассказать о том, куда пошли друзья, потом что предложил лягушонок. А потом? (Как муравей, жучок, цыплёнок и мышонок строили кораблик) И какими словами завершить пересказ?
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам сказку? (Вызывает 2-3 детей к мольберту)
7. Упражнение «Кораблик»
Покажите, как кораблик отправился в плавание.
Дети проводят «дорожку» от кораблика между волнистыми линиями, повторяя изгибы.
8. Итог занятия
Педагог: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Кораблик»
Педагог: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
(Ответы детей)
Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? Дети: Захлебнулся, скорлупка, хвастливый
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.