Урок 71
Тема: Перестановка слагаемых.
Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9
Педагогическая цель: создать условия для развития умения применять приём перестановки слагаемых при решении выражений в тех случаях, когда это облегчает вычитание; решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты (предметные): знать переместительное свойство сложения и уметь использовать его при сравнении чисел и вычислении; называть компоненты и результат действий сложения и вычитания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе.
Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
5 6 7 8 9
9 8 7 6 5
II. Устный счёт. «Найди пару».
III. Применение приёма перестановки слагаемых в практической деятельности.
1. Знакомство с разными способами прибавления числа 5 (с. 15 учебника).
– Сколько книг стояло на полке? (2.) Сколько книг ещё поставили гномы? (5.)
– Как они их ставили? (Сначала гном в красном колпаке поставил 2 книги, а затем гном в зелёном колпаке ещё 3.)
– Сколько книг стало на полке после того, как гном в красном колпаке поставил 2 книги? (4.)
– Сколько книг стало после того, как гном в зелёном колпаке поставил 3 книги? (7.)
– Как по-другому можно было поставить 5 книг? (4 + 1, 3 + 2, 1 + 4.)
На доске появляется запись:
2 + 5 = 2 + 5 = 2 + 5 = 2 + 5 =
2 + 4 + 1 = 2 + 3 + 2 = 2 + 2 + 3 = 2 + 1 + 4 =
– Посмотрите на 2-й рисунок. Что заметили?
– Как ещё можно найти значение выражения 2 + 5? (Поменять слагаемые местами.)
– Какой способ показался вам самым удобным?
2. Применение приёма перестановки слагаемых при решении выражений.
– Рассмотрите рисунки из задания 1 (с. 15 учебника), соотнесите их с выражениями, записанными ниже. Выберите то выражение, значение которого быстрее и проще найти.
Выполняют устно задание 2 (с. 15 учебника).
Например: первое слагаемое – 2, второе слагаемое – семь. Удобнее к семи прибавить 2. К семи прибавить два, получится девять, значит, и значение суммы чисел 2 и 7 равно 9.
IV. Работа над задачами (задания 3, 4, с. 15 учебника).
Учитель читает текст задания 3.
– Это задача? (Да.) Докажите.
– Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос.
– Что хотите сказать? (В данной задаче два вопроса.)
– Как узнать, сколько цветочков вышила Вера? (Вычитанием.)
– Почему? (Вера вышила на 2 цветочка меньше.)
– Запишите решение. (5 – 2 = 3 (ц.).)
– Как узнать, сколько цветочков девочки вышили вместе? (Сложением.)
– Запишите решение. (5 + 3 = 8 (ц).)
– Ответьте на вопросы задачи.
Задачу 4 учащиеся решают самостоятельно (или в парах) с последующей фронтальной проверкой.
V. Решение выражений (задание 5, с. 15 учебника).
Работу над заданием можно построить по-разному:
1) выполнить задание устно, с подробным объяснением;
2) первый столбик разобрать устно, второй и третий записать с комментированием;
3) первый столбик разобрать устно, второй и третий столбики учащиеся решают самостоятельно (по вариантам);
4) решить столбики по вариантам (в группах).
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Кто остался доволен своей работой на уроке?