ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТОЕВ. ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ШАГИ
Быстро изменяющийся Мир, заставляет образовательный процесс двигаться в ногу со временем. Многие педагогические приемы, принципы и устои оказываются непригодными. В то же время на смену устаревшим врываются новые, прогрессивные, а порой и непонятные явления. Считаем, что эта тема, очень актуальна на сегодняшний день. О своем опыте в освоении электронного образования, о своих сомнениях и наработках и пойдет речь в данной статье.
С такой стремительностью система не изменялась никогда в своей истории. Одни из первых инструкций по поводу электронного образования (ЭО) мы можем наблюдать еще в 2012 году, где в одной из статей упоминается о системе электронного обучения. Поступают первые рекомендации и перечень специальностей, по которым применение исключительно ЭО запрещается. Как не сложно предположить, в этот перечень попало большинство профессий, предлагаемых нашим учебным заведением. [5]. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) использовались нами и ранее. Но все это было больше, чем-то далеким, факультативным и необязательным.
Но вот в марте 2020 года произошло событие, которое далекое сделало близким, а необязательное обязательным [2]. Непредвиденная ситуация в виде пандемии изменила всю нашу жизнь, а вместе с ней и систему образования. И речь уже не шла, о том какие специальности можно, а какие нельзя отправлять на ЭО. На дистанционное обучение были переведены все образовательные учреждения в приказном порядке. Меры считались временными и сколько они будут продолжаться не мог знать никто.
Вначале присутствовала некоторая растерянность. Не хотелось терять наработанные схемы, запускать материал и, тем самым, разрушать, уже усвоенные знания и умения студентов за которые приходилось бороться. Ведь у большинства детей сегодня присутствует так называемое клиповое мышление, выраженное в быстром забывании заученного материала, в случае, если его не повторять. [6]
С последующим ослаблением санитарного режима, начали применять смешанное обучение. Из педагогических технологий выбрали «перевернутый класс» и «индивидуальная траектория» (ИТ).
Смешанное обучение(СО) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. По проведенным исследованиям Стэндфордского университета СО оказалось эффективнее традиционных форм обучения. [3]
«Перевернутый класс» (ПК) - это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала, является разновидностью СО.
С введением ПК стали широко применяться скринкасты (видеоуроки), составлять которые поначалу было не просто. А сама структура обучения проходит так:
В домашних условиях: просмотр скринкаста, чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков, прохождение тестов на начальное усвоение темы. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы. В классе учащиеся решают практические задачи.
С момента появления в США модель ПК претерпела много критики. Чаще модель «перевернутого класса» винят в ослаблении роли учителя. Но на самом деле переход к этой модели наоборот открыл путь к повышению роли учителя в обучении. Высвобожденное за счет скринкастов время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно. Так же ПК критикуют из-за невозможности оперативно задать вопросы лектору. Но ведь и потребность в таких вопросах заметно снизилась из-за дополнительных возможностей, появляющихся при использовании информационно коммуникативных технологий (ИКТ) технологий.
Но, несмотря на критику, на наш взгляд в ПК положительных моментов больше. Да и нельзя не идти в ногу со временем. Ведь по мене перехода к информационному обществу образование все больше становится самообразованием. Главной задачей учебных заведений станет создание благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности [4]. Да и обновленный стандарт для студентов содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в «перевернутом классе»:
Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель «ПК». Особую роль играют требования по индивидуализации учебного пространства, которые невозможно выполнить без скринкаста. Скорее всего, индивидуализация будет одной из главных тенденций образования XXI века. Необходимость в ней обуславливается научно доказанными фактами, как иностранными учеными [8], так и отечественными [7].
Именно перевернутый класс может стать той моделью, которая поможет организовать процесс обучения с более индивидуальным подходом. Отсюда можно сделать вывод, что модель «перевернутый класс» эффективнее всего применять в сочетании с другой образовательной технологией «индивидуальная траектория». «Индивидуальная траектория» - это модель урока, при котором класс делят на группы по тому или иному принципу (чаще по успеваемости) и программа обучения подбирается отдельно. Подробнее остановиться на данной технологии не позволяют рамки данной статьи. Скажем лишь, что это обширная тема, требующая отдельной статьи.
Главной проблемой внедрения является значительное увеличение объема работы учителя в переходном периоде. Необходимо перекраивать учебную программу. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для учителя все в ней является новым.
Исходя из собственного опыта преодоления данных трудностей можно назвать два способа:
Во-первых, на первом этапе, существует большое число ресурсов с готовыми качественными скринкастами по множеству предметов. Если подходящая видеолекция найдена, то остается лишь сконвертировать ее на нужный ресурс. Но, лучше, конечно «перевернуть» свой урок самому. Тем более, если нужной видеолекции не нашлось. Один из наименее трудозатратных способов – создать презентацию в PowerPoint и загрузить ее на YouTube. Формат данной платформы, читается на всех устройствах.
Считаем данный вид обучения наиболее перспективным на сегодняшний день.
Библиографический список:
1. Майерс Д. «Социальная психология» – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2008. С. 375.
2. Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2020 N 57788);
3. Платформа для корпоративного обучения №1 в России: информационная система: [сайт]. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie (дата обращения 10.04.2021).
4. Симоненко В.Д. «Общая и профессиональная педагогика». Учебное пособие. Москва. Изд. «Вентана –Граф», 2005. С.6.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) статья 16;
6. Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением [Электронные ресурс] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem (дата обращения 10.04.2021).
7. Черниговская Т.В. «Как научить мозг учиться». [Электронный ресурс]: [видеозапись]; YouTube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=nEGmdlJEr8M (дата обращения 05.04.2021)
8. B.J. Casey, B.E. Kosofsky, P.G. Bhide «Teenage Brains: Think Different?» [Электронный ресурс]: «Goodreads», Электронное издание URL: https://www.goodreads.com/book/show/23255115-teenage-brains (дата обращения 10.04.2021).
2