СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

Обучающая

Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную»




































Цели урока:


Обучающая

Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.

Развивающая

Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.


Воспитывающая

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере.  Развивать культуру общения, умение работать в паре.


Задачи:

Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать другие способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления: использование приложения Калькулятор, перевод чисел в программе Excel

Оборудование:

Презентация к данному уроку, компьютер, мультимедийный проектор

Карточки

Тип урока:

Комбинированный урок

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Знания и навыки учащихся:

Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор.


Ход урока


1.Организационный момент.


2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель:

Здравствуйте. На прошлых занятиях мы занимались с вами Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот, используя алгоритм перевода. Какие возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания?

(Проверка домашнего задания. Выяснить, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников. )

Давайте вспомним некоторые понятия. Скажите, пожалуйста, что такое система счисления?

Ответ: система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;

  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Учитель: А, что такое алфавит системы счисления?

Ответ: знаки, с помощью которых записываются числа, называют цифрами, а их совокупность алфавитом системы счисления.

Учитель: почему система счисления называется двоичной, десятичной?

Ответ: система счисления называется двоичной, потому что алфавит системы счисления состоит из двух цифр: 0 и 1, а алфавит десятичной системы составляют цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Учитель: что называют основанием системы счисления?

Ответ: для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

Учитель: а теперь вспомним алгоритм перевода чисел из десятичной в двоичную и наоборот.

Двое учащихся показывают алгоритм перевода на слайде№3

Учитель: я предлагаю вам несколько заданий, решив устно, вы должны выбрать правильный ответ слайды №4-11

1.Двоичное число 1010000 в десятичной записи имеет вид:

А) 81

Б) 92

В) 80

Г) 78

2.Десятичное число 118 в двоичной записи имеет вид:

А) 1110010

Б) 1110011

В) 1110110

Г) 1111001

3.Двоичное число 1001 в десятичной записи имеет вид:

А) 9

Б) 8

В) 17

Г) 10


Значит, чтобы перевести числа из двоичной системы в десятичную и наоборот мы должны ….

Слайды 12-13

Учитель: Мы с вами повторили, как переводятся десятичные числа в двоичную систему счисления и наоборот. Сейчас мы рассмотрим с вами другие способы перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот с помощью приложения Калькулятор, и в программе Exsel


Для этого вы должны включить компьютеры. Работая на компьютере, ребята, помните правила техники безопасности и давайте будем следовать им при работе за компьютером (вспомнить некоторые правила по ТБ). Сейчас мы будем работать с приложением Калькулятор. Давайте посмотрим, как его найти и как настроить для работы. (Слайд 14-17)

Пуск/ Стандартные/Калькулятор


Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:


·Hex ·Dec · Oct · Bin



Десятичная система счисления


Двоичная система счисления









Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.

Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.

Пример №1 ( 128)10=(?)2

Пример№2 (1110111)2=(?)10



Закрепление.

Учитель: Теперь можно приступить вам к выполнению практической работы

Нарисуй фигуру

Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:

а) перевести координаты точек в десятичную систему с помощью приложения Калькулятор

б) построить по ним фигуру в координатной плоскости

Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания. Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем)

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их.

I вариант (буква Г)

Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101;101)

 

2

(101;101000)

 

3

(11001;101000)

 

4

(11001;100011)

 

5

(1010;100011)

 

6

(1010;101)

 

7

(101;101)

 

Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).

2 вариант. Звезда

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(10; 1111)

 

2

(1000; 10000)

 

3

(1011; 10110)

 

4

(1110; 10000)

 

5

(10100; 1111)

 

6

(10000; 1010)

 

7

(10010; 100)

 

8

(1011; 111)

 

9

(100; 100)

 

10

(110; 1010)

 

11

(10; 1111)

 

Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)

Учитель: давайте немного отдохнем (физминутка) слайд№21

Учитель: Откройте все программу Excel. Посмотрим, как легко перевести числа в этой программе слайд№22-23

Выполните задание в программе Excel

3 вариант. Ракета

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(1000; 10)

 

2

(101; 10)

 

3

(1000; 1010)

 

4

(1000; 10101)

 

5

(1011; 11001)

 

6

(1110; 10101)

 

7

(1110; 1010)

 

8

(10001; 10)

 

9

(1110; 10)

 

10

(1110; 111)

 

11

(1100; 111)

 

12

(1101; 10)

 

13

(1001;10)

 

14

(1010; 111)

 

15

(1000; 111)

 

16

(1000; 10)

 

Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).



Ну а сейчас, ребята, поиграем «Попробуй открой открытку»(PROEKT 1и PROEKT 2). Можете пользоваться любым способом перевода

Слайд №24


Итог урока.

Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)


Рефлексия.

Вам понравился урок? Чтобы узнать мнение учащихся, учесть их интересы и лучше подготовиться к следующему уроку, можно подготовить два вида смайликов. Учащиеся выбирают тот смайлик, который соответствует их настроению.

Слайд25

Домашнее задание слайд №26






Вывод:

Данный урок сопровождается презентацией. С помощью мультимедийного проектора на экране учащиеся наглядно видят весь теоретический и практический материал данного урока, что повышает результативность и усвояемость данного материала.


Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике

(автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ.


Учебное пособие:

  1. Информатика: Учебник

  2. /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

Используемая методическая литература:

  1. Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  2. Занимательные задачи по информатике

/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!