
Цели урока:
Обучающая
Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.
Развивающая
Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.
Воспитывающая
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере. Развивать культуру общения, умение работать в паре.
Задачи:
Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать другие способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления: использование приложения Калькулятор, перевод чисел в программе Excel
Оборудование:
Презентация к данному уроку, компьютер, мультимедийный проектор
Карточки
Тип урока:
Комбинированный урок
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Знания и навыки учащихся:
Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель:
Здравствуйте. На прошлых занятиях мы занимались с вами Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот, используя алгоритм перевода. Какие возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания?
(Проверка домашнего задания. Выяснить, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников. )
Давайте вспомним некоторые понятия. Скажите, пожалуйста, что такое система счисления?
Ответ: система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
Учитель: А, что такое алфавит системы счисления?
Ответ: знаки, с помощью которых записываются числа, называют цифрами, а их совокупность алфавитом системы счисления.
Учитель: почему система счисления называется двоичной, десятичной?
Ответ: система счисления называется двоичной, потому что алфавит системы счисления состоит из двух цифр: 0 и 1, а алфавит десятичной системы составляют цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Учитель: что называют основанием системы счисления?
Ответ: для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Учитель: а теперь вспомним алгоритм перевода чисел из десятичной в двоичную и наоборот.
Двое учащихся показывают алгоритм перевода на слайде№3
Учитель: я предлагаю вам несколько заданий, решив устно, вы должны выбрать правильный ответ слайды №4-11
1.Двоичное число 1010000 в десятичной записи имеет вид:
А) 81
Б) 92
В) 80
Г) 78
2.Десятичное число 118 в двоичной записи имеет вид:
А) 1110010
Б) 1110011
В) 1110110
Г) 1111001
3.Двоичное число 1001 в десятичной записи имеет вид:
А) 9
Б) 8
В) 17
Г) 10
Значит, чтобы перевести числа из двоичной системы в десятичную и наоборот мы должны ….
Слайды 12-13
Учитель: Мы с вами повторили, как переводятся десятичные числа в двоичную систему счисления и наоборот. Сейчас мы рассмотрим с вами другие способы перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот с помощью приложения Калькулятор, и в программе Exsel
Для этого вы должны включить компьютеры. Работая на компьютере, ребята, помните правила техники безопасности и давайте будем следовать им при работе за компьютером (вспомнить некоторые правила по ТБ). Сейчас мы будем работать с приложением Калькулятор. Давайте посмотрим, как его найти и как настроить для работы. (Слайд 14-17)
Пуск/ Стандартные/Калькулятор
Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:
·Hex ·Dec · Oct · Bin



Десятичная система счисления
Двоичная система счисления
Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.
Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.
Пример №1 ( 128)10=(?)2
Пример№2 (1110111)2=(?)10
Закрепление.
Учитель: Теперь можно приступить вам к выполнению практической работы
Нарисуй фигуру
Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:
а) перевести координаты точек в десятичную систему с помощью приложения Калькулятор
б) построить по ним фигуру в координатной плоскости
Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания. Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем)
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их.
I вариант (буква Г)
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (101;101) | |
2 | (101;101000) | |
3 | (11001;101000) | |
4 | (11001;100011) | |
5 | (1010;100011) | |
6 | (1010;101) | |
7 | (101;101) | |
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).
2 вариант. Звезда
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (10; 1111) | |
2 | (1000; 10000) | |
3 | (1011; 10110) | |
4 | (1110; 10000) | |
5 | (10100; 1111) | |
6 | (10000; 1010) | |
7 | (10010; 100) | |
8 | (1011; 111) | |
9 | (100; 100) | |
10 | (110; 1010) | |
11 | (10; 1111) | |
Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)
Учитель: давайте немного отдохнем (физминутка) слайд№21
Учитель: Откройте все программу Excel. Посмотрим, как легко перевести числа в этой программе слайд№22-23
Выполните задание в программе Excel
3 вариант. Ракета
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (1000; 10) | |
2 | (101; 10) | |
3 | (1000; 1010) | |
4 | (1000; 10101) | |
5 | (1011; 11001) | |
6 | (1110; 10101) | |
7 | (1110; 1010) | |
8 | (10001; 10) | |
9 | (1110; 10) | |
10 | (1110; 111) | |
11 | (1100; 111) | |
12 | (1101; 10) | |
13 | (1001;10) | |
14 | (1010; 111) | |
15 | (1000; 111) | |
16 | (1000; 10) | |
Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).
Ну а сейчас, ребята, поиграем «Попробуй открой открытку»(PROEKT 1и PROEKT 2). Можете пользоваться любым способом перевода
Слайд №24
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)
Рефлексия.
Вам понравился урок? Чтобы узнать мнение учащихся, учесть их интересы и лучше подготовиться к следующему уроку, можно подготовить два вида смайликов. Учащиеся выбирают тот смайлик, который соответствует их настроению.
Слайд25
Домашнее задание слайд №26
Вывод:
Данный урок сопровождается презентацией. С помощью мультимедийного проектора на экране учащиеся наглядно видят весь теоретический и практический материал данного урока, что повышает результативность и усвояемость данного материала.
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике
(автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ.
Учебное пособие:
Информатика: Учебник
/Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Используемая методическая литература:
Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
Занимательные задачи по информатике
/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
8