ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 3 ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА.
ТЕМА: «Системы счисления».
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: “Перевод чисел из одной системы счисления в другие”.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
Владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере | Выполнение согласно инструкционным картам и методическим рекомендациям. |
НОРМА ВРЕМЕНИ: 4 часа.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: ПК, инструкционная карта, калькулятор, тетрадь для ПЗ.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ согласно инструкции.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика. Учебник для СПО. М.: Академия. 2017 г. – 352с.
-
Поляков К.Ю. и др. Информатика в 2-х ч. 10 кл. Учебник. М.: БИНОМ. 2013 г. – 344с. (электронный ресурс) (формат PDF)
Теоретическая часть.
Двоичное число | Восьмеричное число | Десятичные числа | Шестнадцатеричные числа |
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 | 2 |
11 | 3 | 3 | 3 |
100 | 4 | 4 | 4 |
101 | 5 | 5 | 5 |
110 | 6 | 6 | 6 |
111 | 7 | 7 | 7 |
1000 | 10 | 8 | 8 |
1001 | 11 | 9 | 9 |
1010 | 12 | 10 | А |
1011 | 13 | 11 | В |
1100 | 14 | 12 | С |
1101 | 15 | 13 | D |
1110 | 16 | 14 | Е |
1111 | 17 | 15 | F |
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
1) 1410 N2
14/2 = 7(остаток = 0)
7/2 = 3 (остаток = 1)
3/2 = 1 (остаток = 1)
Число 1 на 2 больше не делится, поэтому записываем полученные остатки, начиная с конца (1110), т.е. 1410 = 1102
2) 8310 N8
83/8 = 10 (остаток = 3)
10/8 = 1 (остаток = 2)
Число 1 на 8 не делится, поэтому записываем ответ: 8310 = 1238
3) 4510 N16
45/16 = 2 (остаток 13)
Число 2 на 16 больше не делится. Числу 13 в шестнадцатеричной системе соответствует буква D). Получаем: 4510 = 2D16
2. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
1) 10001112 N10
10001112 = 1*26 + 0*25 + 0* 24 + 0*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 64 + 0 + 0 + 0 + 4 + 2 + 1 = 7110
10001112 = 7110
2) 2318 N10
2318 = 2*82 + 3*81 + 1* 80 = 128 + 24 + 1 = 15310
2318 =15310
3. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
1) 1000111001102 N8
Разделим число 100011100110 на триады (группы чисел по три цифры), начиная с конца. Получим 100, 011, 100, 110. Найдем в таблице соответствующие числа для восьмеричной системы.
1002 48, 0112 38, 1002 48, 1102 68
Получаем: 1000111001102 = 43468
Аналогично переводим в шестнадцатеричную систему, только делим на тетрады (группы чисел по 4 цифры), и смотрим в таблице соответствие для шестнадцатеричной системы счисления.
Практическая часть.
Задание 1. Перевести числа из десятичной системы счисления:
-
в двоичную: 3110 N2
-
в восьмеричную: 17710 N8
-
в шестнадцатеричную: 17710 N8
Задание 2. Перевести числа в десятичную систему счисления:
-
из двоичной: 1011012 N10
-
из восьмеричной: 56238 N10
-
из шестнадцатеричной: 1DA916 N10
Задание 3. Перевести числа из двоичной системы счисления:
-
в восьмеричную: 1111001012 → Х8
-
в шестнадцатеричную: 1111010010002 → Х16
Задание 4. Выполнить логическое сложение и умножение:
-
38104010
-
2410&1810
Задание 5. Сравнить числа:
-
11010112 и 4816
-
3278 и
Задания для самостоятельной работы:
Вариант 1 -
Перевести числа из одной системы
счисления в другую:
-
1111100112 → Х 8
-
1111100112 →Х16
-
1АС16 → Х10
-
1101010111112 → Х16
-
АС4Е16 →Х10
-
312510 →Х8
-
41528 → Х10
-
49110 → Х2
-
Сравнить числа:
11111111012 и 3116
Вариант 2 -
Перевести числа из одной системы счисления в другую:
-
11101002 → Х 8
-
11101002 → Х16
-
1АС16 → Х10
-
10101110012 → Х16
-
ВСД516 → Х10
-
204610 → Х8
-
35768 → Х10
-
35610 → Х2
-
Сравнить числа:
4768 и AF16
Критерии оценки:
1 задание - 8 баллов
2 задание - 2 балла
«отлично» - 9 – 10 баллов;
«хорошо» 7 – 8 баллов;
«удовлетворительно» - 5 – 6 баллов;
«неудовлетворительно» - 4 балла и менее.