Повышению эффективности урока способствует использование разнообразных карточек и перфокарт. Карточки помогают организовать опрос учащихся с целью закрепления пройденного материала, проводить самостоятельные работы; перфокарты применяются в основном для проверки усвоения нового материала. Вопросы и задания строю так, чтобы учащиеся давали краткие письменные ответы.
На каждом уроке в 3 классе раздаю до 8 карточек. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. Такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.
Карточки могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, я делаю карточки для сильных, средних и слабых учащихся по уровню усвоения ими этого предмета, что позволяет использовать зону ближайшего развития каждого ученика, а соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса.
Я сделала карточки в виде перфокарт, т.е. с прорезями. Поэтому ученику достаточно вставить лист и в окошках сделать соответствующую запись (ответ).
Приведу примеры карточек и перфокарт, которые я использую на уроках природоведения в 3 классе.
Тема: Природа нашего края.
Карточка № 1 Как называется граница видимого пространства? Сделай рисунок и назови (напиши) основные и промежуточные стороны горизонта: Назови способы ориентирования |
Карточка № 2 Для чего предназначен компас? Назови основные части компаса: По каким местным признакам можно определить стороны горизонта? Какое правило вы должны помнить, чтобы не заблудиться в незнакомой местности? |
Формы поверхности. Какие основные формы земной поверхности ты знаешь? Как люди используют равнины? Каким цветом на карте обозначены горы? |
Тема: Полезные ископаемые.
№ 1. Что называют полезными ископаемыми? Назови полезные ископаемые, которые человек использует: а)в строительстве, б) горючие, в) в пищу: Где залегают полезные ископаемые? |
Раздаю образцы полезных ископаемых (3-4), например коробочки с песком. К ним дается карточка.
Назови полезное ископаемое, которое лежит перед тобой. Из чего оно состоит? Назови его свойство. Почему? Где используют это полезное ископаемое? |
Такие карточки есть по темам: “Песок”, “Гранит”, “Глина”, “Каменный уголь”, “Торф”, “Известняк”. Образцы этих полезных ископаемых я собрала вместе с ребятами и разложила в коробочки от спичек.
К этой теме подобрала дополнительный материал, который читаем в классе и дома. Он повышает интерес учащихся и помогает более глубокому усвоению материала, а также расширяет кругозор.
Каменный уголь.
Есть камень, который так же, как и мел, ты не спутаешь ни с одним другим. Он тоже образовался из остатков древних обитателей Земли, только не в море, а на суше. Он не белый и мягкий, как мел, а черный и твердый.
Да ты видел этот камень – и когда его привозили в котельную твоего дома, и когда ты ехал по железной дороге – груды его лежат вдоль путей. Это каменный уголь.
На куске угля иногда можно увидеть отчетливый отпечаток листа какого-нибудь растения. А если посмотреть под микроскопом, то окажется, что на нем видны следы древесины или семян доисторических деревьев. Эти деревья были огромными – втрое, вчетверо выше нынешних – и росли на болотах. Они старились, гнили и падали. Прошло время, и ветер покрыл все это слоем песка. А сверху легли другие горные породы. Под их тяжестью, как под прессом, дерево постепенно превращалось в уголь.
Теперь человек добывает уголь и сжигает его на электростанциях, в котельных, в паровозах. Уголь сгорает – получается тепло. Это тепло согревает твой дом, рождает пар в котле паровоза или превращается в ток на электростанции. По проводам к тебе в дом приходит электричество, в лампе энергия угля превращается в свет.
Ты можешь спросить: почему обязательно топить углем? Почему не взять для этого дрова – их, наверное, проще добыть?
Добыть-то их действительно проще, но они дают меньше тепла, чем уголь. И потом, леса надо беречь. Если бы топливом для всех электростанций и котельных служили дрова, то на Земле скоро не осталось бы ни одного дерева.
К тому же уголь – не только топливо. Из него делают пластмассы, лекарства, духи, краски и много других полезных вещей.
Вот почему нужен уголь, вот зачем добывают его из-под земли.
Такие статьи для дополнительного чтения собрала по темам: “Соль”, “Мел”, “Известняк”, “Гранит”, “Песок”, “Железная руда”, и с помощью родителей размножила на каждого ребенка.
Тема: Разнообразие природы нашей Родины.
Этот тип карточек требует мало времени на написание ответа. Ответ предусматривается в виде выбора правильного ответа, который фиксируется знаком “+” или соединением стрелками подходящих друг к другу предложений. Примеры таких перфокарт: № 1 – для слабого, № 2 – для среднего, № 3 – для сильного учащегося.
№ 1. Отметь значком “+” растения, характерные для тундры: саксаул голубика морошка полынь полярная ива осина дуб карликовая береза брусника тюльпан Каковы особенности растений тундры? |
№ 2. Какие общие особенности характерны для растений тундры? Напиши виды растений, которые встречаются только в тундре: |
Дан конверт, внутри которого картинки с изображением голубики, брусники и морошки (ан предыдущем уроке ребята знакомились с этими картинками).
№ 3. Задание (на конверте) Назови известные тебе растения, изображенные на карточках; Выбери из них то растение, о котором тебе хотелось бы рассказать по плану: а) назови растение; б) дерево, кустарник, трава; в) в какой полосе оно растет: Крайний Север, тундра, лес, степь, пустыня; г) как называются плоды этого растения? д) кто их распространяет? е) как оно приспособилось к той полосе, где растет? ж) как его используют? |
Природные зоны. |
Соедини стрелками части предложений: |
Олень, медведь, лиса, волк, заяц | это животные тундры |
Песец, волк | это жители лесов |
Заяц, олень | это хищники |
Белая окраска зимой, густой мех, спо- собность передвигаться по снегу | это растительноядные животные |
Песец, лемминг | Это приспособления животных Крайнего Севера |
Такие виды перфокарт собраны по всем природным зонам.
Исходя из всего сказанного выше, я провожу опрос различными способами, сочетая опросы по карточкам и перфокартам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет повысить интерес детей к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.
Литература:
Журнал “Начальная школа” № 1 (1993 г.):
В.В. Титова: “Методика проверки знаний учащихся на уроках природоведения”.
Т. Гаспирович “Дидактический материал по природоведению”. Журнал “Начальная школа” № 10 (1991 г.).
Е. Исаева “Интенсификация уроков природоведения”. Журнал “Начальная школа” № 9 (1989 г.).
Е. Борисов, И. Пятнова “В мире удивительных камней”. “Малыш”, 1965 г.
Н. Осипов “Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу”. М.: Детская литература, 1977 г.
А. Дорохов “Про тебя самого”. М.: Детская литература, 1987 г.