СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перфокарты и карточки на уроках окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышению эффективности урока способствуют перфокарты и карточки

Просмотр содержимого документа
«Перфокарты и карточки на уроках окружающий мир»

Повышению эффективности урока способствует использование разнообразных карточек и перфокарт. Карточки помогают организовать опрос учащихся с целью закрепления пройденного материала, проводить самостоятельные работы; перфокарты применяются в основном для проверки усвоения нового материала. Вопросы и задания строю так, чтобы учащиеся давали краткие письменные ответы.

На каждом уроке в 3 классе раздаю до 8 карточек. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. Такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Карточки могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, я делаю карточки для сильных, средних и слабых учащихся по уровню усвоения ими этого предмета, что позволяет использовать зону ближайшего развития каждого ученика, а соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса.

Я сделала карточки в виде перфокарт, т.е. с прорезями. Поэтому ученику достаточно вставить лист и в окошках сделать соответствующую запись (ответ).

Приведу примеры карточек и перфокарт, которые я использую на уроках природоведения в 3 классе.

Тема: Природа нашего края.

Карточка № 1

  1. Как называется граница видимого пространства?


  2. Сделай рисунок и назови (напиши) основные и промежуточные стороны горизонта:


  3. Назови способы ориентирования



Карточка № 2

  1. Для чего предназначен компас?


  2. Назови основные части компаса:


  3. По каким местным признакам можно определить стороны горизонта?


  4. Какое правило вы должны помнить, чтобы не заблудиться в незнакомой местности?




Формы поверхности.

  1. Какие основные формы земной поверхности ты знаешь?


  2. Как люди используют равнины?


  3. Каким цветом на карте обозначены горы?




Тема: Полезные ископаемые.

1.

  1. Что называют полезными ископаемыми?


  2. Назови полезные ископаемые, которые человек использует: а)в строительстве, б) горючие, в) в пищу:


  3. Где залегают полезные ископаемые?



Раздаю образцы полезных ископаемых (3-4), например коробочки с песком. К ним дается карточка.

  1. Назови полезное ископаемое, которое лежит перед тобой.

  2. Из чего оно состоит?

  3. Назови его свойство. Почему?

  4. Где используют это полезное ископаемое?


Такие карточки есть по темам: “Песок”, “Гранит”, “Глина”, “Каменный уголь”, “Торф”, “Известняк”. Образцы этих полезных ископаемых я собрала вместе с ребятами и разложила в коробочки от спичек.

К этой теме подобрала дополнительный материал, который читаем в классе и дома. Он повышает интерес учащихся и помогает более глубокому усвоению материала, а также расширяет кругозор.


Каменный уголь.

Есть камень, который так же, как и мел, ты не спутаешь ни с одним другим. Он тоже образовался из остатков древних обитателей Земли, только не в море, а на суше. Он не белый и мягкий, как мел, а черный и твердый.

Да ты видел этот камень – и когда его привозили в котельную твоего дома, и когда ты ехал по железной дороге – груды его лежат вдоль путей. Это каменный уголь.

На куске угля иногда можно увидеть отчетливый отпечаток листа какого-нибудь растения. А если посмотреть под микроскопом, то окажется, что на нем видны следы древесины или семян доисторических деревьев. Эти деревья были огромными – втрое, вчетверо выше нынешних – и росли на болотах. Они старились, гнили и падали. Прошло время, и ветер покрыл все это слоем песка. А сверху легли другие горные породы. Под их тяжестью, как под прессом, дерево постепенно превращалось в уголь.

Теперь человек добывает уголь и сжигает его на электростанциях, в котельных, в паровозах. Уголь сгорает – получается тепло. Это тепло согревает твой дом, рождает пар в котле паровоза или превращается в ток на электростанции. По проводам к тебе в дом приходит электричество, в лампе энергия угля превращается в свет.

Ты можешь спросить: почему обязательно топить углем? Почему не взять для этого дрова – их, наверное, проще добыть?

Добыть-то их действительно проще, но они дают меньше тепла, чем уголь. И потом, леса надо беречь. Если бы топливом для всех электростанций и котельных служили дрова, то на Земле скоро не осталось бы ни одного дерева.

К тому же уголь – не только топливо. Из него делают пластмассы, лекарства, духи, краски и много других полезных вещей.

Вот почему нужен уголь, вот зачем добывают его из-под земли.

Такие статьи для дополнительного чтения собрала по темам: “Соль”, “Мел”, “Известняк”, “Гранит”, “Песок”, “Железная руда”, и с помощью родителей размножила на каждого ребенка.


Тема: Разнообразие природы нашей Родины.

Этот тип карточек требует мало времени на написание ответа. Ответ предусматривается в виде выбора правильного ответа, который фиксируется знаком “+” или соединением стрелками подходящих друг к другу предложений. Примеры таких перфокарт: № 1 – для слабого, № 2 – для среднего, № 3 – для сильного учащегося.

1.

  1. Отметь значком “+” растения, характерные для тундры:

саксаул голубика

морошка полынь

полярная ива осина

дуб карликовая береза

брусника тюльпан


  1. Каковы особенности растений тундры?






2.

  1. Какие общие особенности характерны для растений тундры?



  1. Напиши виды растений, которые встречаются только в тундре:




Дан конверт, внутри которого картинки с изображением голубики, брусники и морошки (ан предыдущем уроке ребята знакомились с этими картинками).

3.

Задание (на конверте)

  1. Назови известные тебе растения, изображенные на карточках;


  1. Выбери из них то растение, о котором тебе хотелось бы рассказать по плану:

а) назови растение;

б) дерево, кустарник, трава;

в) в какой полосе оно растет: Крайний Север, тундра, лес, степь, пустыня;

г) как называются плоды этого растения?

д) кто их распространяет?

е) как оно приспособилось к той полосе, где растет?

ж) как его используют?


Природные зоны.

Соедини стрелками части предложений:


Олень, медведь, лиса, волк, заяц

это животные тундры

Песец, волк

это жители лесов

Заяц, олень

это хищники

Белая окраска зимой, густой мех, спо-

собность передвигаться по снегу

это растительноядные животные

Песец, лемминг

Это приспособления животных Крайнего Севера


Такие виды перфокарт собраны по всем природным зонам.

Исходя из всего сказанного выше, я провожу опрос различными способами, сочетая опросы по карточкам и перфокартам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет повысить интерес детей к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.


Литература:

  1. Журнал “Начальная школа” № 1 (1993 г.):

В.В. Титова: “Методика проверки знаний учащихся на уроках природоведения”.

  1. Т. Гаспирович “Дидактический материал по природоведению”. Журнал “Начальная школа” № 10 (1991 г.).

  2. Е. Исаева “Интенсификация уроков природоведения”. Журнал “Начальная школа” № 9 (1989 г.).

  3. Е. Борисов, И. Пятнова “В мире удивительных камней”. “Малыш”, 1965 г.

  4. Н. Осипов “Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу”. М.: Детская литература, 1977 г.

  5. А. Дорохов “Про тебя самого”. М.: Детская литература, 1987 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!