СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периметр прямоугольника

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Периметр прямоугольника»

МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»















2 класс

УМК «Школа России»







Составила: Пилипович Нина Павловна

Учитель начальных классов











2024 г






УМК: «Школа России»

Предмет: Математика 2 класс

Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова

Авторы учебно-методического пособия: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.

Тема урока: Периметр прямоугольника.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:
Выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

Умение находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую тер­минологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ресурсы урока:

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.



Ход урока


Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа, чистописание (две строчки)

− Отложите ручки и тетради.


II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

Задачи

− Устно решите задачи.

  • В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? (22)

  • На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если их осталось 7? (13)

  • В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. На сколько книг во второй пачке меньше, чем в первой? (10)

Устный счёт

слайд 2

  • Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 (4 - е).

  • К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3 (18 - м).

  • Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см (14 - г)

  • Уменьшаемое 34, вычитаемое 12, найдите разность (22 - е).

  • Какое число больше 17 на 6? (23 - о)

  • Одна открытка стоит 5 рублей, сколько стоят 3 такие открытки? (15 - я)

  • На сколько число 43 больше, чем 20? (23 - т)

  • Найдите периметр квадрата со сторонами 4 см (16 - р)

  • Увеличьте число 54 на 6 единиц, сколько получится? (60 - и)

На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и

− Попробуйте составить слово, что получилось? (геометрия)

слайд 3(1, 2)

− В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)

− Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

Самоопределение к деятельности

слайд 4 (1, 2)

−Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг)

− Убираю круг

слайд 5 (1, 2)

− Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники)

− Убираю треугольники

слайд 6 (1, 2, 3)

− Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)

− На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов)

− Убираю трапецию

слайд 7

− Какие фигуры остались? (прямоугольники)

− Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники (4 стороны, 4 угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)

− Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)

− Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? (Периметр)

− Попробуйте сформулировать тему урока (Периметр прямоугольника)

слайд 8 (1, 2, 3) (демонстрация на экране темы: «Периметр прямоугольника»)

− Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)

− Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (противоположные стороны прямоугольника равны)

слайд 9 (1, 2, 3, 4, 5)

IV. Работа по теме урока

  1. Вывод формул (практическая работа)

Работа в группах

− Сейчас поработаем в группах, на парте у руководителя группы лист для работы (всего 6 групп)

слайд 10

− Постройте прямоугольник со сторонами 3см и 5см и подпишите длину сторон. Покажите вашу готовность.

слайд 11 (1, 2)

− Найдите периметр прямоугольника. Покажите вашу готовность и выскажите своё мнение (5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см))

слайд 12 (1, 2)

5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)

− Это первый способ нахождения периметра прямоугольника

− Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (3 + 3 и 5+ 5)

−Замените. Выскажите своё мнение. (3 • 2 + 5 • 2 = 16(см))

слайд 13

3 • 2 + 5 • 2 = 16(см)

− Это второй способ нахождения периметра прямоугольника

− Но можно по-другому записать это решение.

− Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (две: длина и ширина)

− Запишите их сумму (3 + 5)

− Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2)

− Подумайте, какой ещё способ можно использовать. Выскажите своё мнение ((3+5) • 2 = 16 (см))

слайд 14 (1, 2, 3)

(3+5) • 2 = 16 (см)

− Это третий способ нахождения периметра прямоугольника. Молодцы, хорошо поработали, садитесь на свои места.

− Сейчас мы с вами составим памятку нахождения периметра прямоугольника (на доску вывешивается название памятки)

− Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а , а ширину – буквой в. Подставим в наши решения. Мы получим три формулы нахождения периметра прямоугольника (вывешиваются буквенные обозначения)

− Заменим наши три способа буквенными выражениями, получилась первая формула (вывешивается на доске) Что мы сделали? (сложили все стороны)

− Вторая формула (вывешивается на доске) (сумму слагаемых заменили умножением)

− Третья формула (вывешивается на доске) (сумму длин сторон умножили на два)

− У вас на партах памятки зелёного цвета, взяли в руки и положили перед собой.

Памятка «Нахождение периметра прямоугольника»

а – длина

в - ширина

Р1 = а + в + а + в

Р2 = а • 2 + в • 2

Р3 = (а + в) 2

слайд 15 памятка с формулами

  1. Работа по учебнику (с.52)

− Открыли учебник на странице 52

1 (устно)

− Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.

− Что сделали сначала? (измерили стороны прямоугольника)

− Объясните как находили периметр под пунктом 1 (сложили все стороны)

− Под пунктом 2 (сумму слагаемых заменили умножением)

− Под пунктом 3 (сумму длин сторон умножили на 2)

− Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели? (совпадает)

2

− Открыли тетради записали №2, прочтите задание (Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см и вычислите его периметр)

− Сколько способов нахождения периметра вы знаете? (3)

− Начертите прямоугольник, найдите периметр этого прямоугольника разными способами, опираясь на памятку. Назовите выражения.

  1. Физминутка

− Сейчас отдохнём и порисуем геометрические фигуры в воздухе.

Слайд 16

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.52)

3

− Прочитайте задачу (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?)

− Назовите условие задачи. (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые)

− Что нужно узнать? (Сколько было белых кроликов?)

− Сделайте схематический чертёж (схема одинарная)

чёрные

8 к.

? к.

− Как решить данную задачу? (12-8=4 (к.)) (У доски ученик)

− Составьте по схеме обратные задачи и решите их. Что мы будем искать? (сколько чёрных кроликов, а потом сколько всего кроликов)

− Какие задачи называются обратными? (это задача в которой искомое и заданное поменялись местами) (дети решают самостоятельно, затем, записывают на доске решения к задачам)

чёрные

? к.

4 к.

8 к.

4 к.

12 – 4=8 (к.)

Ответ: 8 чёрных кроликов было.

8 + 4=12 (к.)

Ответ: 12 кроликов всего.










7(по вариантам, столбиком)

− 1 вариант – 1-2 примеры, 2 вариант – 3-4 примеры. (Два ученика у доски) (Ответы: 36, 95, 11, 100)

6 (по вариантам) (1 вариант k – 8, 2 вариант k + 8 (самостоятельно))

  1. Физминутка для глаз

Слад 17-24


  1. Закрепление изученного материала

Работа в парах

− Поработаем в парах. На партах у вас лист белого цвета, на нём изображены три геометрические фигуры.

Слайд 25

− Проведите в каждой два отрезка так, чтобы, разрезав по ним фигуры, можно было получить в каждом случае 1  прямоугольник и 2 треугольника. Вырежьте эти фигуры.

Слайд 26







  1. Рефлексия

− На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы. Взаимопроверка, оцените на поле карандашом соседа по парте. (74, 14, 90)

X . Подведение итогов урока.

− Какое открытие вы сделали на уроке? (Составляли памятку нахождения периметра прямоугольника)

− Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует? (3)

− Первый способ (сложили все стороны)

− Второй способ (сумму слагаемых заменили умножением)

− Третий способ (сумму длин сторон умножили на два)

XI. Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня хорошо поработали и получили отметки…..

Слайд 27

  1. Домашнее задание

с.52 №4,8

−Урок окончен. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!