СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже

Просмотр содержимого документа
«Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже»

Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже


Стадии интеллектуального развития

Возрастные границы

Особенности мышления

Сенсомоторный

период

от рождения ребенка

до 18—24 месяцев

В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный») Сенсомоторный период, в свою очередь, включает несколько стадий:

стадию упрочения рефлексов,

стадию первичных круговых реакций,

стадию вторичных круговых реакций,

стадию практического интеллекта,

стадию третичных круговых реакций,

стадию интрериоризации схем действий.

К концу сенсомоторной стадии развития ребенок становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям.

Дооперациональный период

от 18—24 месяцев

до 7 лет

Основная характеристика дооперациональной стадии — начало использования символов, в том числе слов. Репрезентативный интеллект, свойственный детям на дооперациональной стадии — это мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже.

Период

конкретных операций

от 7 лет

до 12 лет

На стадии конкретных операций дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.

Стадией конкретных операций данный уровень интеллектуального развития называется потому, что пользоваться понятиями ребенок здесь может, только связывая и относя их к конкретным объектам, а не как понятиями в абстрактно-логическом смысле слова. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными).

Ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Операция — центральное понятие теории Ж. Пиаже. Операция — это обратимое действие. Такими обратимыми операциями являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями. Дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов, которые выражаются отношениями:

если А=В и В=С, то А=С; А+В=В+А

Дети легко справляются с задачами на сохранение (феномены Пиаже).

Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации.

Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем, дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые события.

Период

формальных операций

после 12 лет

Характерная особенность этой стадии — способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения), способность к формулированию и проверке предположений гипотетического характера. Подросток рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!