Тема: Периодизация русской литературы
Литературное направление
1. Общность фундаментальных идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей;
2. Конкретно-историческое проявление художественного метода внутри художественной системы.
Основные направления европейской литературы
- классицизм;
- сентиментализм;
- романтизм;
- реализм;
- соцреализм;
- модернизм;
- постмодернизм.
Литературные течения в России 19 века.
Литературное течение | Основные черты | Примеры художественных произведений |
Классицизм | *Обращённость к формам античного искусства как идеальным образцам. *Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу. *Наличие гражданских мотивов. *Трагическая заострённость конфликта. *Стремление подчеркнуть в человеке общее | *Оды М.В.Ломоносова. *Д.Н.Фонвизин "Недоросль". *Лирика Г.Р.Державина |
Сентиментализм | *Культ чувств. *Культ природы. *Подчёркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе, принадлежащих к низшему сословию). *Приоритет естественного чувства над разумом. *Сочувствие к простому человеку. *Откровенность в обрисовке человека | *Н.М.Карамзин "Бедная Лиза". *Лирика молодого В.А.Жуковского |
Романтизм | *Система персонажей с одним главным героем. *Неизменяемость характеров действующих лиц. *Неотразимость и демонизм героя – "обаяние Зла". *Экзотика сюжета и места действия. *Тема рока (фатума) в судьбе героя | *В.А.Жуковский "Людмила", "Светлана". *Лирика молодого А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова |
Реализм | *Правдивое и достоверное изображение жизни. *Изображение исторически конкретного общества. *Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды. *Изображение жизни и характеров в развитии. *Неразрешённость и неразрешимость конфликта (открытый финал) | *Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". *Л.Н.Толстой "Война и мир". *А.Н.Островский "Гроза". *А.С.Пушкин "Евгений Онегин". *М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени". |
Русская литература второй половины 19 века.
Литература второй половины 19 века характеризуется теми демократическими преобразованиями, которые произошли в обществе после смерти Николая I (1855), а так же после поражения России в Крымской войне 1856г. Появляется потребность подвести итоги тому, что было пережито на основе опыта предреволюционных и революционных лет, проанализировать уроки революции. В политике на смену дворянским революционерам пришли разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства. Они проходили суровую школу жизни, получали знания, а затем несли их в народ. В эти же годы сильно стала развиваться наука, особенно в области естествознания. Поэтому главенствующей в литературе становится публицистика, наблюдается повышенный интерес к мемуарам, автобиографиям, запискам, очеркам, то есть вообще к документальным жанрам.
Реализм в России
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Черты реализма
1. Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии.
2. Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени.
3. Универсальность в изображении человека.
4. Социальный и психологический детерминизм. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом. Детерминизм может пониматься и как фатализм.
5. Историческая точка зрения на жизнь.
Этапы развития
Просветительский реализм (Д.И.Фонвизин).
«Синкретический» реализм – сочетание реалистических и романтических мотивов (М.Ю.Лермонтов).
Критический реализм – обличительная направленность произведений (И.С.Тургенев).
Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький)
Реализм – термин введён в 1850 году группой второстепенных французских писателей, пропагандировавших правдивое изображение повседневной жизни, мещанского и провинциального быта, без субъективной оценки и широких социальных перспектив в простой прозе, приближающейся к разговорной речи. Реалистическая культура – это культура реальности; она исходит из неё как единого образца, как из единого критерия истины. Как мир в целом, так и каждый его компонент (в том числе и человек) объяснён внутренними, заключёнными в нём самом закономерностями, объяснён из себя самого. Мир становится односферным – добро и зло, красота и безобразие и прочие антитезы вводятся в пределы реальности. Мир реализма – это мир текущей жизни в её многообразии. Человек в реализме – центр преломления всевозможных внешних (социальных, исторических, бытовых) детерминант, что и определяет его сложность и изменчивость. Главная форма реализма – типические характеры в типических обстоятельствах. Во второй половине 19 века засчёт критического реализма русская литература выходит на мировую арену с помощью Достоевского и Толстого. Размах русского реализма сказывается в жанровом богатстве в области романов – филосовско-исторический роман (Л.Н.Толстой), бытовой роман (Гончаров), революционно-публицистический (Чернышевский), сатирический (Салтыков Щедрин), психологический (Толстой и Достоевский).
Критический реализм
Ведущий творческий метод русской литературы XX в.
Основное свойство – обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.
Черты: гуманизм, народность, изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.
Этапы критического реализма
1 этап. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: уменьшение роли любовной интриги, обилие внесценических персонажей, отсутствие положительного героя, предпочтение жанра комедии.
2 этап. Театр А.Н.Островского: увлекательный сюжет, значительная роль любовной интриги, наличие личностного и социального конфликтов, наличие положительного героя в чуждой ему среде.
3 этап. Театр А.П.Чехова: использование подтекста и символов, система равнозначных персонажей, социально-философская проблематика, несколько сюжетных линий.
«Натуральная школа»
Литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы 40-50-х годов XX в.
Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей.
Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов, Иван Сергеевич Тургенев – клад литературы 19 века. Для того чтобы осознать, что происходит в обществе, авторы должны были углубиться в себя.
Всё вышесказанное объединяется понятием натуральной школы. В натуральной школе нет единства тем и сюжетов, но есть определённая общность отношения к действительности. Натуральная школа намного расширила сферу изображения, сняла ряд запретов, тяготеющих над литературой. Мир ремесленников, нищих, воров, не говоря уже о чиновниках утвердился в качестве полноправного художественного материала. То, что было исключением, экзотикой, стало правилом. В отношении психологическом и нравственном натуральная школа стремилась представить свой типаж персонажей со всеми пороками и противоречиями. Основная тенденция – при всей любви к персонажам говорить о них полную правду. Социальное место человека – эстетически значимый фактор. Чем ниже человек на иерархической лестнице, тем менее уместным по отношению к нему были насмешка и сатирическое утрирование. В угнетённом и гонимом человеке сущность должна просматриваться отчётливее.