СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодизация русской литературы. Лекция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводная лекция "Периодизация русской литературы" знакомит студентов с периодизацией русской литературы 19 и 20 веков, литературными направлениями и течениями.

 

Просмотр содержимого документа
«Периодизация русской литературы. Лекция»

Тема: Периодизация русской литературы


Литературное направление

1. Общность фундаментальных идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей;

2. Конкретно-историческое проявление художественного метода внутри художественной системы.

Основные направления европейской литературы

- классицизм;

- сентиментализм;

- романтизм;

- реализм;

- соцреализм;

- модернизм;

- постмодернизм.

Литературные течения в России 19 века.

Литературное течение

Основные черты

Примеры художественных произведений

Классицизм

*Обращённость к формам античного искусства как идеальным образцам.

*Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

*Наличие гражданских мотивов.

*Трагическая заострённость конфликта.

*Стремление подчеркнуть в человеке общее

*Оды М.В.Ломоносова.

*Д.Н.Фонвизин "Недоросль".

*Лирика Г.Р.Державина

Сентиментализм

*Культ чувств.

*Культ природы.

*Подчёркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе, принадлежащих к низшему сословию).

*Приоритет естественного чувства над разумом.

*Сочувствие к простому человеку.

*Откровенность в обрисовке человека

*Н.М.Карамзин "Бедная Лиза".

*Лирика молодого В.А.Жуковского

Романтизм

*Система персонажей с одним главным героем.

*Неизменяемость характеров действующих лиц.

*Неотразимость и демонизм героя – "обаяние Зла".

*Экзотика сюжета и места действия.

*Тема рока (фатума) в судьбе героя

*В.А.Жуковский "Людмила", "Светлана".

*Лирика молодого А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Реализм

*Правдивое и достоверное изображение жизни.

*Изображение исторически конкретного общества.

*Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

*Изображение жизни и характеров в

развитии.

*Неразрешённость и неразрешимость конфликта (открытый финал)

*Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".

*Л.Н.Толстой "Война и мир".

*А.Н.Островский "Гроза".

*А.С.Пушкин "Евгений Онегин".

*М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени".


Русская литература второй половины 19 века.

Литература второй половины 19 века характеризуется теми демократическими преобразованиями, которые произошли в обществе после смерти Николая I (1855), а так же после поражения России в Крымской войне 1856г. Появляется потребность подвести итоги тому, что было пережито на основе опыта предреволюционных и революционных лет, проанализировать уроки революции. В политике на смену дворянским революционерам пришли разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства. Они проходили суровую школу жизни, получали знания, а затем несли их в народ. В эти же годы сильно стала развиваться наука, особенно в области естествознания. Поэтому главенствующей в литературе становится публицистика, наблюдается повышенный интерес к мемуарам, автобиографиям, запискам, очеркам, то есть вообще к документальным жанрам.


Реализм в России

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Черты реализма

1. Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии.

2. Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени.

3. Универсальность в изображении человека.

4. Социальный и психологический детерминизм. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом. Детерминизм может пониматься и как фатализм.

5. Историческая точка зрения на жизнь.

Этапы развития

  1. Просветительский реализм (Д.И.Фонвизин).

  2. «Синкретический» реализм – сочетание реалистических и романтических мотивов (М.Ю.Лермонтов).

  3. Критический реализм – обличительная направленность произведений (И.С.Тургенев).

  4. Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький)


Реализм – термин введён в 1850 году группой второстепенных французских писателей, пропагандировавших правдивое изображение повседневной жизни, мещанского и провинциального быта, без субъективной оценки и широких социальных перспектив в простой прозе, приближающейся к разговорной речи. Реалистическая культура – это культура реальности; она исходит из неё как единого образца, как из единого критерия истины. Как мир в целом, так и каждый его компонент (в том числе и человек) объяснён внутренними, заключёнными в нём самом закономерностями, объяснён из себя самого. Мир становится односферным – добро и зло, красота и безобразие и прочие антитезы вводятся в пределы реальности. Мир реализма – это мир текущей жизни в её многообразии. Человек в реализме – центр преломления всевозможных внешних (социальных, исторических, бытовых) детерминант, что и определяет его сложность и изменчивость. Главная форма реализма – типические характеры в типических обстоятельствах. Во второй половине 19 века засчёт критического реализма русская литература выходит на мировую арену с помощью Достоевского и Толстого. Размах русского реализма сказывается в жанровом богатстве в области романов – филосовско-исторический роман (Л.Н.Толстой), бытовой роман (Гончаров), революционно-публицистический (Чернышевский), сатирический (Салтыков Щедрин), психологический (Толстой и Достоевский).

Критический реализм

Ведущий творческий метод русской литературы XX в.

Основное свойство – обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.

Черты: гуманизм, народность, изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.

Этапы критического реализма

1 этап. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: уменьшение роли любовной интриги, обилие внесценических персонажей, отсутствие положительного героя, предпочтение жанра комедии.

2 этап. Театр А.Н.Островского: увлекательный сюжет, значительная роль любовной интриги, наличие личностного и социального конфликтов, наличие положительного героя в чуждой ему среде.

3 этап. Театр А.П.Чехова: использование подтекста и символов, система равнозначных персонажей, социально-философская проблематика, несколько сюжетных линий.


«Натуральная школа»

Литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы 40-50-х годов XX в.

Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей.

Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов, Иван Сергеевич Тургенев – клад литературы 19 века. Для того чтобы осознать, что происходит в обществе, авторы должны были углубиться в себя.

Всё вышесказанное объединяется понятием натуральной школы. В натуральной школе нет единства тем и сюжетов, но есть определённая общность отношения к действительности. Натуральная школа намного расширила сферу изображения, сняла ряд запретов, тяготеющих над литературой. Мир ремесленников, нищих, воров, не говоря уже о чиновниках утвердился в качестве полноправного художественного материала. То, что было исключением, экзотикой, стало правилом. В отношении психологическом и нравственном натуральная школа стремилась представить свой типаж персонажей со всеми пороками и противоречиями. Основная тенденция – при всей любви к персонажам говорить о них полную правду. Социальное место человека – эстетически значимый фактор. Чем ниже человек на иерархической лестнице, тем менее уместным по отношению к нему были насмешка и сатирическое утрирование. В угнетённом и гонимом человеке сущность должна просматриваться отчётливее.