СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина"»

Тема урока: Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина.

Цели урока:

- познакомить учащихся с циклом стихотворений «Персидские мотивы», историей их создания, помочь понять красоту лирического слога, повторить сведения о жанровых формах восточной поэзии;

- развивать творческие способности, мыслительную деятельность, навыки самостоятельного анализа лирического произведения;

- воспитывать интерес к поэтическому слову.

Оборудование урока: портрет поэта; стенд с иллюстрациями к стихам персидского цикла; запись песни на стихи С.Есенина; собрание сочинений С. Есенина, трубка, восточная ваза, прозрачная ткань, подсвечник с зажжёнными свечами.



Ход урока.

Эпиграф(на доске)

«Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котёнка,

Руки милой в лебедей,

Жёлтый месяц – в жеребёнка…»



(Н. Кутов.)

I. Организационный момент.



II. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Русская поэзия серебряного века дала миру немало блистательных имен. И среди них – имя Сергея Есенина.

С.Есенин хорошо осознавал большие творческие возможности русского поэта, приобщившегося к богатствам национальных культур. По свидетельствам современников, поэт всегда проявлял большой интерес к Востоку, привлекавшему его своей тайной, загадочностью, строем духовной жизни, красотой южной природы. И итогом такого этого интереса стал цикл стихотворений «Персидские мотивы», с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

III. Объявление темы и целей урока.

СЛАЙД 1

-Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока: «Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина».



СЛАЙД 2

-Как вы считаете, каковы цели урока?

Мы познакомимся с замечательными стихотворениями этого цикла, узнаем историю его создания, будем вникать в красоту лирического слога есенинских стихотворений о Персии, будем развивать навыки анализа лирического произведения.



IV. Работа над темой урока. 

О данном цикле можно сказать следующее: если бы Есенин не написал ничего другого, то и персидского цикла было бы достаточно, чтобы обессмертить имя поэта. Так давайте же узнаем историю создания этого цикла.

Выступление учащегося.

"Персидские мотивы" написаны поэтом в период с октября 1924 по август 1925 года. Большинство из этих произведений было создано до мая 1925 года во время его пребывания на Кавказе.

СЛАЙД 3

Замысел создания цикла созревал у Сергея Есенина постепенно. Сначала Есенин познакомился с лирикой различных восточных авторов в переводе, таких как Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Низами, Саади, Хафиз,

СЛАЙД 4

а также в разное время часто беседовал с хорошо знавшими Персию людьми. Чтобы ближе познакомиться с интересовавшей его восточной жизнью, Есенин совершил поездки в Ташкент, Баку, Бухару в 1920-1921 годах. В самой Персии поэту побывать не довелось, хотя эту страну он очень стремился посетить.

СЛАЙД 5
Персия сделалась для Есенина Меккой классической лирики. Поклониться ее могилам стало целью жизни поэта. Он хотел подышать воздухом Шираза. Он был уверен, что произойдет чудо: его душа отзовется на все увиденное и услышанное в «стране роз».

Слово учителя.



СЛАЙД 6

Под впечатлением поездок на Кавказ Сергей Есенин создал замечательный цикл стихов «Персидские мотивы».

СЛАЙД 7

Стихи первоначально планировалось издать отдельной книгой, содержащей двадцать стихотворений. И хотя в полном объеме замысел осуществлен не был, книга была закончена. В сборник вошли 15 стихотворений. Главная тема цикла - тема любви. Любви не только к женщине, но и к жизни, к природе, к Востоку, к России.

СЛАЙД 8

В цикле видна эволюция новых настроений, которые испытывает Есенин. "Персидские мотивы", стихи живые и эмоциональные, отражают оптимизм, радость жизни, присущие в тот период Сергею Александровичу .

Давайте послушаем стихотворение, открывающее цикл «Персидские мотивы»

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Улеглась моя былая рана» (выступление учащегося)

Улеглась моя былая рана -

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.


Сам чайханщик с круглыми плечами,

Чтобы славилась пред русским чайхана,

Угощает меня красным чаем

Вместо крепкой водки и вина.


Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветёт в твоём саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув чёрную чадру.


Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак,

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк.


Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковёр ширазский подарю.


Наливай, хозяин, крепче чаю,

Я тебе вовеки не солгу.

За себя я нынче отвечаю,

За тебя ответить не могу.


И на дверь ты взглядывай не очень,

Всё равно калитка есть в саду…

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув чёрную чадру.

1924

Уже в этом созданном в октябре 1924 года стихотворении, открывающем цикл, чувствуется колорит, окрашивающий его в целом.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Спокойствие, загадочность, азарт, увлечённость)

Начальная строка стихотворения носит ярко выраженный автобиографический характер, задаёт особо доверительную интонацию циклу. После морально тяжелых для поэта поездок с Айседорой Дункан по Европе и Америке, а между ними – беспорядочной столичной жизни, нашедшей художественное выражение в «Москве кабацкой», Сергей Есенин стремится к обновлению.

В третьей строфе С. Есенин использует традиционный образ восточной поэзии – розу – символ красавицы, возлюбленной.

Против чего выступает автор в этом стихотворении?
(Персидская лирика Сергея Есенина была е острым протестом против рецидивов старины, против рабского положения женщины Востока.)

Что вы можете сказать о лексическом составе этого стихотворения? (Лексический состав многообразен: автор употребляет заимствования из персидского, арабского языков наряду с исконно русскими словами, а книжную, высокую лексику с разговорной, просторечной, делая тем самым художественный текст понятным и легко воспринимаемым)

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Золото холодное луны»

(выступление учащегося)

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя.

Хорошо бродить среди покоя

Голубой и ласковой страны.


Далеко-далече там Багдад,

Где жила и пела Шахразада.

Но теперь ей ничего не надо

Отзвенел давно звеневший сад.


Призраки далёкие земли

Поросли кладбищенской травою.

Ты же, путник, мёртвым не внемли,

Не склоняйся к плитам головою.


Оглянись, как хорошо другом:

Губы к розам так и тянет, тянет.

Помирись лишь в сердце со врагом -

И тебя блаженством ошафранит.


Жить - так жить,

любить - так уж влюбляться.

В лунном золоте целуйся и гуляй,

Если ж хочешь мёртвым поклоняться,

То живых тем сном не отравляй.


Это пела даже Шахразада, -

Так вторично скажет листьев медь.

Тех, которым ничего не надо,

Только можно в мире пожалеть.


-О чём стихотворение «Золото холодное луны»?
(О жизни и смерти. Есенин отмечает: хорошо бродить по голубой и ласковой стране. Где-то далеко Багдад. Там жила Шахразада, героиня «Тысячи и одной ночи». Но это в прошлом. Шахразада умерла давным-давно вместе со всем, что её окружало при жизни)

_ К чему призывает Сергей Есенин В этом стихотворении?
(Есенин призывает не поклоняться смерти, а наблюдать за жизнью. Подмечать её красивые моменты, мириться с врагами (тогда тебя «блаженством ошафранит», как пишет поэт). Если живёшь, так живи, если любишь – влюбляйся, целуйся и гуляй под луной, наслаждайся жизнью.)

"Персидские мотивы" часто акцентируют внимание на любовной теме.

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Я спросил сегодня у менялы» (выступление учащегося)

Я спросил сегодня у менялы,

Что даёт за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?


Я спросил сегодня у менялы,

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»?


И ещё спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она «моя»?


И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.


Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи рдеют,

Лепестками тая на губах.


От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

«Ты - моя» сказать лишь могут руки,

Что срывали чёрную чадру.


Поэт проводит чёткую грань между словами и чувствами, которые должны говорить сами за себя.

- К чему призывает поэт в этом стихотворении?


Любовь обрамлена нежнейшими оттенками. Автор создает гимн романтическому, чистому чувству. Для выражения его он подбирает самые нежные слова и образы. Давайте послушаем стихотворение«Руки милой - пара лебедей»


Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Руки милой - пара лебедей»

(выступление учащегося)

Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.


Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.


Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою.

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою.


Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги

Иль под старость трепетно тужить

О прошедшей песенной отваге?


У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что - для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.


Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

Август 1925



- Какие приёмы использует С.Есенин в стихотворении?

(Есенин использует два гениальных приёма - сравнение и олицетворение. Он сравнивает руки любимой с парой лебедей, что может быть образнее и поэтичнее?

- Символом чего являются лебеди? В чём смысл этого сравнения?

(Символом любви, верности, чистоты, грациозности. Ведь как ярко и точно всплывает образ рук, этих нежных, грациозных, белых лебедей. А заканчивает своё стихотворение автор тем, что он был бы лучше, не погуби его пара этих лебедей.


В этом стихотворении упоминается имя Шага. Во время пребывания в Батуми в зимние месяцы 1924-1925г.г. Есенин познакомился с молодой женщиной Шаганэ НерсесовнойТальян – в то время учительницей одной из батумских школ. (Портрет на доске). Образ этой девушки привлекает душевной чистотой и обаянием. С ее именем у поэта связаны самые лучшие воспоминания. Ей он посвятил несколько стихотворений. Давайте послушаем ещё одно из таких стихотворений.



Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (выступление учащегося)

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.


Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.


Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


«Шаганэ ты моя, Шаганэ», звучит как романтическое послание, где поэт раскрывает свои чувства юной девушке, как главный образ всех восточных женщин и сообщает кто он таков, о чем думает, о чем мыслит, чего желает. –- -Согласитесь ли вы с утверждением, что здесь показаны яркие контрасты Северной и Восточной стороны?
(Поэт очень хорошо и талантливо применяет контраст для того, чтобы показать разность двух стран. Восторгаясь востоком, поэт осознает, что ему нравится загадочность ее, нереальность, непредсказуемость, но в тоже время он очень сильно скучает по родным краям, которые так сейчас от него далеки.

Оттого, в своем произведении он стремится рассказать о своем родном крае. Уточняя, что он северных краев и не особо расписывает восточные края, ведь главное – это его красавица – подруга. И не жалеет истинных описаний, для расписания северного края, какой он красив и безбрежен, «луна там огромней в сто раз», «волнистая рожь» будто власы поэта. 

V Физкультминутка.

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина«В Хороссане есть такие двери» (выступление учащегося)


В Хороссане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог.

Там живёт задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.


У меня в руках довольно силы,

В волосах есть золото и медь.

Голос пери нежный и красивый.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.


Ни к чему в любви моей отвага.

И зачем? Кому мне песни петь? -

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.


Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь.


До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери, до свиданья.


- Какие особенности построения этого стихотворения вы заметили?

В стихотворении «В Хорасане есть такие двери…» - девятом стихотворении цикла – Есенин вновь возвращается к имени персиянки Шаганэ (Шаги). Он ласково говорит о «задумчивой речи», о том, что голос ее нежный и красивый, что она дала ему, поэту, «красивое страдание».

Ближе к концу цикла Есенина все сильнее тяготит разлука с родной страной, он все меньше верит в преданность и постоянство красавиц Персии. На многое поэт смотрит критически, "русскими" глазами. Ему чужды воровство девушек, он осуждает обычай, по которому они обязаны закрывать лицо чадрой, отмечает рабское следование традициям и фальшь отношений персов. Тем ярче и выразительней звучит любовь к своей Родине.

Стихи С. Есенина очень музыкальны, мелодичны. Все 15 стихов персидского цикла положены на музыку.

Давайте послушаем песню «Никогда я не был на Босфоре»

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нём.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнём.


Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шёлк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.


Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далёком имени - Россия -

Я известный, признанный поэт.


У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далёкий синий край?


Я сюда приехал не от скуки -

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.


Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою весёлую страну.


Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.


И хотя я не был на Босфоре -

Я тебе придумаю о нём.

Всё равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнём.

1924

- Какое впечатление произвела эта песня? Удалось ли исполнителю выразить чувства поэта?

Любовь к Родине явственно присутствует в этом стихотворении «Персидских мотивов».
- Какие символы России упоминаются здесь?

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Голубая родина Фирдуси» (выступление учащегося)

Голубая родина Фирдуси,

Ты не можешь, памятью простыв,

Позабыть о ласковом урусе

И глазах, задумчиво простых,

Голубая родина Фирдуси.


Хороша ты, Персия, я знаю,

Розы, как светильники, горят

И опять мне о далёком крае

Свежестью упругой говорят.

Хороша ты, Персия, я знаю.


Я сегодня пью в последний раз

Ароматы, что хмельны, как брага.

И твой голос, дорогая Шага,

В этот трудный расставанья час

Слушаю в последний раз.


Но тебя я разве позабуду?

И в моей скитальческой судьбе

Близкому и дальнему мне люду

Буду говорить я о тебе -

И тебя навеки не забуду.


Я твоих несчастий не боюсь,

Но на всякий случай твой угрюмый

Оставляю песенку про Русь:

Запевая, обо мне подумай,

И тебе я в песне отзовусь…

Март 1925



VI Групповая работа

Найти в стихотворенияхС.Есенина изобразительно выразительные средства. (Каждой группе стихотворение)

(Проверка)



VII Систематизация и обобщение изученного на уроке материала.
Рефлексия.

«Персидские мотивы» - песнь жизни и любви. Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко поэту с любимой, но думы о родине и здесь не покидают его, и главной героиней цикла становится Родина.

Есенинские «Персидские мотивы» - это не только живые впечатления от увиденного и пережитого, это великое творение, которое можно назвать чистой и непорочной любви к женщине, Родине.
Волнение, которое мы испытываем при знакомстве с есенинской поэзией, при чтении персидского цикла стихов поэта достигает кульминации. Интонации этого цикла замечательные чистотой содержания и совершенством форм. Восточная мозаика создает иллюзию Персии. Если бы Есенин не написал ничего другого, то и персидского цикла было бы достаточно, чтобы обессмертить имя поэта.
- С каким циклом мы познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите историю создания цикла «Персидские мотивы»?
- Сколько стихотворений входит в цикл «Персидские мотивы»?
- Какова тематика лирических произведений?

VIII Выставление оценок.

IХ Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!