Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ на заседании Педагогического совета МБУ ДО «ДДЮТ» протокол от 31.08.2021 № 4 | У ТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ» от 31.08.2021 № 93 |
Персонифицированная Программа наставничества
«Школа молодого педагога»
на 2021-2024 годы
(форма «Педагог - педагог»)
Наставник: Орликова Е.С.
Наставляемые: Секарова Е.А., Шихина Т.В.
г. Новомосковск
2021
I. Пояснительная записка
Актуальность. На сегодняшний день поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики государства.
Современному учреждению дополнительного образования нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. С введением Профессионального стандарта и требованиям, предъявляемым к педагогу, наставничество вновь занимает приоритетное место в педагогической практике.
Начинающему педагогу, работающему в сфере дополнительного образования, необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении специфики работы, его функциональных обязанностях, как педагога, так и воспитателя. Для этого, молодому специалисту необходима профессиональная помощь опытного педагога – наставника.
Одной из особенностей нынешней ситуации в сфере образования можно назвать некоторые сложности с подбором профессионального персонала. Наставничество, как метод обучения персонала, позволяет практически воспитывать кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными для учреждения. Важной данная методика становится в тех случаях, когда кадры учреждения – это молодые люди с минимальным опытом работы, но не менее эффективна данная программа и в отношении вновь принятых педагогов. Практика показывает, что не все молодые специалисты в состоянии самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, и это причина того, что часть педагогов уходят из профессии.
Деятельность наставника занимает важное место в педагогической работе молодого специалиста. Наставником может быть работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы. Наставничество помогает обеспечить единство нравственного и трудового воспитания молодежи, успешной адаптации молодого педагога в трудовой деятельности.
Наставник и педагогический коллектив создают по данной программе ситуацию успешности работы молодого коллеги, способствовуют развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовуют формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами в области хореографии на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Цель: разносторонняя поддержка молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание;
способность видеть личность.
Программа реализуется методами традиционного и виртуального наставничества.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков проведения занятий и мероприятий;
повышение профессиональной компетентности молодого специалиста в вопросах педагогики и психологии;
создание собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
участие молодого педагога в профессиональных конкурсах, фестивалях;
наличие портфолио у каждого молодого педагога;
успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
для образовательной организации:
успешная адаптация молодых специалистов;
повышение уровня закрепления молодых специалистов в учреждении
Индикативные показатели Программы: Индикаторами достижения планируемых результатов являются следующие умения молодых специалистов и вновь прибывших педагогов:
планировать образовательную деятельность, как собственную, так и обучающихся, на основе творческого поиска через самообразование;
овладение методикой проведения занятий в объединении;
работать с группой обучающихся на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
проектировать воспитательную работу;
контролировать и оценивать уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - ДООП) и достижения обучающихся в конкурсном движении;
применение в профессиональной деятельности педагогических технологий;
успешное прохождение процедуры аттестации.
II. Качественный состав молодых специалистов
№ п/п | ФИО | Должность, с какого времени на этой должности | Возраст | Образование, учебное заведение, специальность по диплому | Пед. стаж |
Молодой специалист |
1. | Шихина Т.В. | Педагог дополнительного образования, с 31.08.2021 | 19 лет | Среднее специальное, Тульский областной колледж культуры и искусства, руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, хореографическое творчество | 0 |
Вновь прибывший специалист |
2. | Секарова Е.А. | Педагог дополнительного образования, с 31.08.2021 | 23 года | Среднее специальное, Тульский областной колледж культуры и искусства, руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, хореографическое творчество | 0 |
Список молодых специалистов по уровням подготовленности
№ | ФИО молодого специалиста | Уровень подготовленности |
1 | Шихина Т.В. | Опыта педагогической работы нет, только после окончания обучения. Теоритические знания на среднем уровне, практические умения развиты средне. |
2 | Секарова Е.А. | Опыта педагогической работы нет, вела занятия хореографического коллектива в учреждении культуры 3 года, практические умения ведения занятий развиты на хорошем уровне, теоритические знания на среднем уровне |
III. Этапы реализации программы
I этап - 1-й год работы: теоретический (адаптационный) 2021-2022 учебный год
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в их адаптации в учреждении, вопросах совершенствования теоретических знаний.
Адаптационная работа включает в себя:
- знакомство молодого специалиста его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, методическими рекомендациями для педагогов дополнительного образования, традициями, коллегами, материальной базой и т.д. За молодым специалистом закрепляется наставник.
Самообразование педагога – работа с научно-методической литературой, выбор методической темы. Молодым педагогам предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год), разработка индивидуального плана профессионального становления.
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области планирования, анализа и самоанализа занятия.
II этап - 2-й год работы: теоретико-апробационный (проектировочный) 2022-2023 учебный год
Цель: формирование потребности молодых специалистов в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков. Включает в себя:
изучение опыта работы коллег своего и других образовательных организаций;
повышение своего профессионального мастерства;
посещение открытых мероприятий: семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства и т.д.;
приобщение педагогов к проведению открытых занятий, участие в работе педагогических советов, методического объединения;
участие в педагогических мероприятиях, деловых играх, мастер-классах, тренингах и др. Наставник оказывает практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Ожидаемый результат: молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании с повышением уровня удовлетворенности собственной работой и улучшением психоэмоционального состояния.
III этап - 3-й год работы: апробационный (контрольно-оценочный) 2023-2024 учебный год
Цель: создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как педагога-профессионала, отработка собственной педагогической системы работы, внедрения новых технологий, прохождение курсов повышения квалификации и процедуры аттестации на квалификационную категорию.
Задачи:
сформировать умение критически оценивать процесс профессиональ-ного становления и развития;
сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием;
Ожидаемый результат: готовность к прохождению процедуры аттестации, высокий уровень включенности молодого педагога в педагогическую работу и культурную жизнь учреждения, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов, повышение уровня профессиональной компетентности.
Модель работы МБУДО «ДДЮТ» с молодыми специалистами
«Школа молодого педагога» |
|
Педагог - наставник |
|
Методическое объединение |
|
Психологическая служба |
|
Администрация |
Становление педагога-профессионала
Целью такой модели наставничества является успешное профессиональное становление молодого специалиста и обеспечение постепенного вовлечения молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности.
Задачи:
Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших педагогов в коллективе.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Способствовать развитию и расширению профессиональных компетенций.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях продолжения его работы в учреждении.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом факторов: уровня базового образования;
уровня базового образования;
индивидуальных особенностей;
уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
практического опыта работы с детьми.
индивидуальных особенностей.
Характеристика участников наставничества
Наставник | Наставляемый |
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, обладающий лидерскими, организационными и коммуникатив-ными навыками, с хорошо развитой эмпатией, (высшая квалификационная категория, победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров, специалист в направленности ДООП). | Молодой специалист с опытом работы от 0 до 3 лет, испытывающий затруднения в организации учебного процесса, взаимодействии с обучающимися, другими педагогами, родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах работы учреждения. |
уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться); практического опыта работы с детьми IV. Примерная программа работы наставника с молодым педагогом
2021-2022 учебный год |
№ | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчётности | Ожидаемые результаты |
1 | Знакомство с новыми нормативными и локальными актами. Знакомство с программой наставничества | Август | Отчет наставника | Умение работать с литературой Вхождение в систему наставничества |
2 | Анкетирование молодых специалистов «на входе» | До 10 сентяб- ря | Распределе-ние молодых специалистов по уровням, составление качественно-го состава | Мониторинг компетенций и профессиональ-ных дефицитов |
3 | Теоретическое занятие. Поня тия «допол-нительная общеразвивающая программа», «календарный учебный график», «плани-рование занятий». Изучение инструкции по заполнению журналов. | Сентябрь | Составление календарного учебного графика, ведение журналов | Повышение профессиональ-ных компетенций |
4 | Обзорный контроль. Посещение занятий молодого специалиста с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого специалиста. | Сентябрь, в течение месяца | Анализ посещения занятий | Знакомство с методикой ведения занятий |
5 | Семинар-практикум. Типы, виды занятий в дополнительном образовании. Цель, задачи занятия. Форма конспекта занятия | Октябрь | Отчет наставника | Умение планировать образовательную деятельность |
6 | Посещение занятий наставника, участие в их анализе | В течение года | Отметка в плане работы | Умение вести образователь-ный процесс |
7 | Индивидуальные консультации по решению проблем и затруднений | В течение года | Отчет наставника | Повышение профессиональ-ных компетенций |
8 | Практическое занятие . Самоанализ занятия/мероприятия. Форма и принципы составления самоанализа занятия/ меро-приятия | Ноябрь | Отчет наставника | Повышение профессиональ-ных компетенций |
9 | Выбор темы по самообразованию | Декабрь | Реферат | Развитие профессиональ-ных навыков |
10 | Участие в вебинарах и семинарах, заседаниях ПС и МО | В течение учебного года | Сертификат | Повышение профессиональ-ных компетенций |
11 | Анкетирование молодых специалистов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортнос-ти педагога в коллективе. | Апрель | Составление плана работы на следующий год | Мониторинг компетенций и профессиональ-ных дефицитов |
12 | Круглый стол. Подведение итогов работы за год. Составление молодым специалистом рефлексивного отчета деятельности, определение задач на новый учебный год. Отчет наставника о проделанной работе, анализ работы молодого специа- листа | Май | Отчет наставника | Мониторинг выполнения программы |
2022-2023 учебный год |
Вхождение в должность и исполнение должностных обязанностей |
№ | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчётности | Ожидаемые результаты |
1 | Знакомство с новыми нормативными и локальными актами. | Сентябрь | Отчет наставника | Умение работать с литературой |
3 | Повторение правил ведения документации (журнал). Календарно-тематическое планирование. | Август | Отчет наставника | Умение ведения отчетной документации |
5 | Ознакомление с принципами организации воспитательной работы в объединении, составление плана воспитательной работы | Сентябрь | Анализ работы объединения | Умение планирования работы |
6 | Выступление на методическом семинаре «Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса» | Октябрь | Доклад, активные ссылки об участии | Умение распростара-нить педа-гогический опыт |
7 | Продолжение работы по теме самообразования | Ноябрь | Отчет о реализации программы | Повышение профессиональ-ных компетенций |
Работа в должности |
Учебная работа |
1 | Участие в заседаниях педагогического совета | В течение учебного года | Присутствие по протоколу | Повышение профессиональ-ных компетенций |
2 | Участие в заседаниях методического объединения | В течение учебного года | Присутствие по протоколу | Повышение профессиональ-ных компетенций |
3 | Изучение современных информационных технологий и методов их применения в образовательном процессе | В течение учебного года | Доклад на заседании МО | Формирование компетенции о современных технологиях обучения |
4 | Подготовка и проведение учебных занятий, рефлексивный анализ посещенных занятий | В течение учебного года | Конспекты занятий | Умение организовать образователь-ную деятельность |
5 | Участие в вебинарах и семинарах | В течение учебного года | Сертификат | Повышение профессиональ-ных компетенций |
6 | Проведение конкурсной подготовки обучающихся | В течение учебного года | Наградные материалы конкурсов | Повышение качества освоения ДООП |
7 | Участие в приемной кампании: работа в АИС «Навигатор» | Апрель | Приказ по учреждению | Умение проектирования образователь-ного процесса |
Методическая и научно-методическая работа |
1 | Изучение ЭОР с последующим использо-ванием их в образовательном процессе | В течение года | Отметка в плане работы | Повышение ИК-компетенции |
2 | Посещение занятий наставника, взаимопосещение, участие в их анализе | В течение года | Отметка в плане работы | Умение вести образовательный процесс |
3 | Изучение педагогического опыта квалифицированных педагогов учреждения | В течение года | Отметка в плане работы | Умение организовать повышение компетентности |
4 | Знакомство с новинками педагогической и методической литературы и участие в обсуждении | В течение года | Отметка в плане работы | Развитие профессиональ-ных навыков |
5 | Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических и методических материалов (тесты, задания различного вида, викторины и т.п.) | В соответствии с планом работы | Отметка в плане работы | Умение создания УМК |
6 | Публикации статей методического характера в различного уровня изданиях | В течение года | Свидетель-ство о публикации | Распростране-ние педагогического опыта |
7 | Подготовка сообщения по выбранной теме самообразования | Апрель | Доклад на заседании методическо-го объединения | Умение составление анализа деятельности |
Экспериментальная и инновационная деятельность |
1 | Изучение документов по организации экспериментальной и инно-вационной деятельности в учреждении | В течение года | Мини-семинар | Развитие знаний о педагогической деятельности |
2 | Изучение организации партерного тренажа с обучающимися в объединении в нетрадиционной форме | Март | Наградные материалы конкурсов | Развитие профессиональ-ных навыков |
3 | Изучение методики подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам, проектной и исследовательской деятельности | В течении года | Анализ работы | Развитие профессиональ-ных знаний |
4 | Практический семинар «Инновационные методы обучения в классическом и партерном тренаже» | Март | Информация на сайте | Развитие профессиональ-ных навыков |
| Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня для педагогов | В течение года | Сертифика-ты, дипломы | Распростране-ние обыта |
Воспитательная работа |
1 | Изучение возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Мониторинг групп | В течение года | Анализ работы | Расширение психолого-педагогических знаний |
2 | Изучить успешный опыт работы с роди-телями. Изучить методику подготовки и проведения родительских собраний. Освоить приемы вовлечения родителей в конкурсную деятельность | По плану | Создание кейса работы с родителями | Умение организовать работу с родителями |
3 | Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива объединения (День рождения учреждения, календарные праздники и т.п.), вовлечения родителей к совместному творчеству | По плану | План воспитатель-ных мероприятий | Умение организовать воспитательное пространство |
4 | Работа с родителями: проведение родительских собраний, встреч, собеседований | В течении года | Создание кейса работы с родителями | Умение организовать работу с родителями |
Контроль за реализацией программы |
5 | Анкетирование молодых специалистов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортнос-ти педагога в коллективе. | Апрель | Составление плана работы на следующий год | Мониторинг компетенций и профессиональ-ных дефицитов |
6 | Круглый стол. Подведение итогов работы за год. Составление молодым специалистом рефлексивного отчета деятельности, определение задач на новый учебный год. Отчет наставника о проделанной работе, анализ работы молодого специа- листа | Май | Отчет наставника | Мониторинг выполнения программы |
2023-2024 учебный год |
1 | Правила составления УМК дополнитель-ной общеразвивающей программы | Сентябрь | УМК ДООП | Повышение методической компетенции |
2 | Посещение занятий молодо го специалис-та с целью ознакомления с профессиональ-ным уровнем работы МС | Сентябрь | Анализ занятий | Повышение профессиональ-ных компетенций |
3 | Проведение открытого занятия / меропри-ятия в рамках программы наставничества | Ноябрь-декабрь | Конспекты | Представление результатов педагогической деятельности |
4 | Семинар-практикум. Система работы с одаренными детьми. Понятие «Одарен-ность». Принципы и подходы в работе с одаренными детьми | Декабрь | Наградные материалы конкурсов | Расширение психолого-педагогических знаний |
5 | Посещение занятий наставника, опытных педагогов взаимопосещение, участие в их анализе | В течение года | Отметка в плане работы | Умение вести образователь-ный процесс |
6 | Семинар. Методы мониторинга освоения ДООП. Уровни освоения программы | Февраль | Отчет наставника | Умение организовать контроль за освоением ДООП |
7 | Составление педагогического портфолио | В течение года | Портфолио | Умение систематизации педагогическо-го опыта |
8 | Семинар «Критерии и подготовка к процедуре аттестации» | Март | Отчет наставника | Развитие профессиональ-ных знаний |
9 | Организация и проведение декады молодого специалиста (отчетные выступления) | Апрель | Отчетный концерт | Представление результатов образователь-ной деятельности |
10 | Анкетирование молодых специалистов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений. | Май | Справка по анкетирова-нию | Мониторинг реализации программы |
11 | Круглый стол. Итоги работы, анализ дея- тельности молодого специалиста. Составление МС рефлексивного отчета деятельности. Характеристика МС. | Май | Рефлексив-ный отчет деятельностиХарактеристика МС | Развитие аналитических умений |
12 | Итоги реализации программы наставничества Составление отчета | Июнь | Отчет наставника | Мониторинг реализации программы |
V. Риски внедрения Программы наставничества и пути их минимизации
Среди рисков внедрения (применения) системы (целевой модели)
наставничества можно назвать следующие:
1. Отсутствие у некоторых педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
⎯ создание в учреждении среды для развития наставничества с благоприятным психологическим климатом, освещение практик наставничества на сайте образовательной организации, в социальных сетях и других доступных образовательных ресурсах, получение реальных позитивных результатов от внедрения системы наставничества;
⎯ расширение возможностей профессионального роста педагогов за счет создания сетевого партнерского взаимодействия по различным направлениям наставничества, организация стажировок и др.;
⎯ участие в муниципальных, региональных программах и мероприятиях по наставничеству (конкурсах, грантах, съездах и т.п.);
⎯ рефлексия результатов профессиональной деятельности педагогов, реализующих программы наставничества.
2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых
Возможные мероприятия по минимизации риска:
⎯ разработка системы мотивирования, материальных и нематериальных форм стимулирования, поощрения за конкретные достижения;
⎯ соразвитие тандемов «наставник – наставляемый» в направлении их дополнительности, взаимозаменяемости, синергии, реверсивности.
3. Низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя наставникам и их многолетнему опыту.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
⎯ развитие реверсивных форм наставничества;
⎯ вовлечение наставника и наставляемого в инновационные процессы учреждения;
⎯ привлечение наставника в процесс подготовки аттестации наставляемого;
⎯ привлечение наставляемого в процесс подготовки наставника к аттестационным процедурам.
VI. Представление и оценка результатов работы
сбор обратной связи от участников;
организация и проведение творческого отчета;
тиражирование результатов;
формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы;
формирование портфолио;
анализ опроса «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».
Критерии оценки системы поддержки молодых педагогов и наставничества, ориентированной на повышение качества дополнительного образования, разработаны с целью проведения ежегодного мониторинга уровня эффективности системы поддержки молодых педагогов и наставничества в учреждении.
Мониторинг проводится до 25 мая текущего учебного года, по итогам мониторинга проводится анализ и принимаются управленческие решения о состоянии системы поддержки молодых педагогов и наставничества.
Декомпозиция критериев и показателей мониторинга разработана с учетом профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда
№ | Критерии | Показатели | Балл (от 1 до 5) |
1. | Преподавание по ДООП | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДООП | |
Педагогический контроль и оценка освоения ДООП | |
2. | Организационно-методическое обеспечение реализации ДООП | Разработка программно-методического обеспечения реализации ДООП | |
Мониторинг и оценка качества реализации ДООП | |
3. | Организационно-педагогическое обеспечение реализации ДООП | Организация воспитательной, досуговой и конкурсной деятельности обучающихся в процессе реализации ДООП | |
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих ДООП, при решении задач обучения и воспитания | |
и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н.
VII. Механизм реализации программы
Наставничество организуется на основании приказа директора МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества. Приказ о закреплении наставника издается ежегодно не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.
Руководство деятельностью наставников осуществляет старший наставник, методист учреждения.
Кандидатуры наставников рассматриваются на Методическом объединении МБУ ДО «ДДЮТ». Выбирается наставник из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого или вновь прибывшего специалиста, за которым он будет закреплен. Замена наставника производится приказом директора.
Наставник составляет программу реализации наставничества совместно с молодым/вновь прибывшим специалистом на учебный год (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год), а в конце учебного года наставник сдает отчёт о работе, где оценивается степень выполнения Программы. В апреле-мае месяце наставник и молодой специалист демонстрируют слаженную работу в форме творческого отчета.
VIII. Показатели эффективности реализации программы
Показатель эффективности | Планируемый результат |
Доля педагогов – молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), вошедших в программу наставничества в роли наставляемого (%): отношение количества педагогов – молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, к общему числу учителей – молодых специалистов в учреждении | 100% |
Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программе наставничества (%): отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программе наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в Программе, реализуемой в учреждении | 80% |
Уровень удовлетворенности наставников участием в программе наставничества (%): отношение количества наставников, удовлетворенных участием в программе наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в Программе, реализуемой в учреждении | 85% |
Наставник составляет индивидуальный образовательный маршрут совместно с молодым/вновь прибывшим специалистом на учебный год, а также разрабатывает для него техническое задание (с учетом
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец рефлексивного отчета
молодого специалиста о проделанной работе
ФИО -
Должность –
Педагогический стаж –
Стаж работы в учреждении –
Учебная нагрузка –
За отчетный период 202_- 202__учебный год мной осуществлялась работа по следующим направлениям:
Самообразование
Курсы повышения квалификации
Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
Изучение педагогической, научно-методической литературы
Взаимопосещение занятий (сколько занятий посетили)
Собственно-педагогическая деятельность:
Открытые занятия (тема, дата, группа).
Выступление на заседаниях МО, Педагогических советах (тема, дата)
Участие в конкурсах, семинарах, конференциях, вебинарах (достижение)
Работа с детьми:
Количество групп
Качество освоения ДООП (в сравнительном разрезе по I полугодию и за год)
Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
Работа с низкомотивированными детьми
Работа с родителями
Выводы: итоги работы (степень выполнения плана работы, проблемы, с которыми столкнулись в течение года). Прогнозирование работы на новый учебный год (что планируете провести, где участвовать)
Приложение 2
Примерный отчет наставника
о проделанной работе с молодым специалистом
ФИО молодого специалиста - 20 учебный год
ФИО наставника
– Должность
– Категория
Количество проведенных мероприятий в рамках наставничества
Какая методико-педагогическая помощь была оказана МС в течение года.
Какие недостатки были выявлены в работе МС
Над чем необходимо работать МС в дальнейшем в целях ликвидации выявленных недостатков
Прогнозирование работы на новый учебный год
Приложение 3
Портфолио молодого специалиста
«Портфолио» учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. «Портфолио» позволяет учитывать результ а- ты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методи- ческой, исследовательской. Важная цель «портфолио» – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост молодого педагога, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
№ | Разделы | Содержание |
1 | Общие сведения о педагоге | Резюме |
Копия диплома об образовании с приложением |
Копии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки |
Копии грамот, благодарственных писем |
2 | Научно-методическая деятельность | План работы профессионального становления молодого специалиста |
Перспективный план самообразования |
План работы с одаренными детьми |
Доклады выступлений на заседании МО |
Доклады выступлений на заседании Педагогического совета |
Разработки открытых занятий, воспитательных мероприятий |
Материалы по теме самообразования |
3 | Учебно-воспитательная дея- тельность | Реализуемая ДООП, календарный учебный график |
План воспитательной работы |
Копии грамот коллектива |
4 | Результаты педагогической деятельности, мониторинг | Мониторинг освоения ДООП I полугодие и конец года |
Собственные достижения, как педагога (участие в профессиональных конкурсах |
Мониторинг достижений одаренных обучающихся |
Приложение 4
АНКЕТА
для молодых педагогов
ФИО специалиста
Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да Нет Частично
Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватает в начальный период педагогической деятельности (допишите)?______________________________________________________
________________________________________________________________
В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
проведении занятий
проведении воспитательных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с обучающимися, их родителями
другое (допишите)_______________________________________________
Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели занятия
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей занятия
мотивировать деятельность обучающихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемнопоисковые ситуации в обучении
подготавливать для обучающихся задания различной степени трудности
активизировать обучающихся в обучении
организовывать сотрудничество между обучающимися
организовывать само и взаимоконтроль обучающихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН обучающихся
развивать творческие способности обучающихся
другое (допишите) ______________________________________________
Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
cамообразованию
практикоориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
индивидуальной помощи со стороны наставника
другое (допишите)
Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися
другое (допишите) __________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 5
Анкета
«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»
(Ф.И.О.)
№ п/п | Вид деятельности | Самооценка «+» или «-» |
1. Анализ педагогической деятельности |
1. | Умение проводить самоанализ занятия | |
2. | Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия | |
3. | Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности обучающихся | |
2. Планирование |
1. | Тематическое | |
2. | Каждого занятия | |
3. | Воспитательной работы | |
4. | Работы с родителями | |
3. Организация |
1. | Личного труда | |
2. | Учебно-познавательной деятельности обучающихся | |
3. | Воспитательной работы | |
4. Контроль и коррекция |
1. | Самоконтроль и коррекция | |
2. | Контроль уровня воспитанности | |
3. | Коррекция знаний обучающихся | |
5. Владение технологией современного занятия |
1. | Постановка триединой цели занятия | |
2. | Выбор типа занятия | |
3. | Отбор главного, существенного в содержании учебного материала | |
4. | Отбор методов и форм организации познавательной деятельности обучающихся | |
5. | Способы дифференциации обучения | |
6. Индивидуальные затруднения (укажите вопросы, по которым нужна консультация) |
1. | | |
Приложение 6
ОПРОСНИК
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный опросник позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя. При тестировании выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик. Ключ к данному опроснику и пример диагностирования приводятся в ниже.
Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?
Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ обучающегося, о котором знаете, что ему все подсказали?
Любите ли вы оживленную обстановку в группе на занятиях?
Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?
Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?
Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?
Можете ли вы быстро сорганизоваться, собраться?
Вы никогда не опаздывали на занятия?
Можете ли вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?
Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?
Охотно ли вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
Легко ли вы переходите в течение дня от одного вида занятий к другому?
Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?
Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масла в огонь»?
Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?
Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?
В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
Часто ли вам удается сдержать свой гнев?
Вы всегда следуете рекомендациям руководства?
Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
Легко ли вы меняете методику и ритм работы?
Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?
Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
Хотите ли вы иметь опубликованные работы?
Вы всегда прощаете людям их ошибки?
Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
Имеете ли вы опубликованные работы?
В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва?
Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?
Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?
Начинаете ли вы работать на занятиях сразу и в полную силу?
Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать обучающемуся, слушать ответ и одновременно отвечать на вопросы и т.п.)?
Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?
Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?
Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?
Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?
Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководителя?
Можно ли сказать, что вы исполнительный работник?
Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?
Трудно ли вас вывести из равновесия?
Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, отпуск и т.п.)?
Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?
Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с вашей стороны?
Вы всегда приходите на помощь коллеге?
Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
Способны ли вы преподавать в течение дня шесть–восемь часов подряд?
Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?
В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении какой-либо определенной задачи?
Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?
Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям и т.п.?
Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?
Имеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?
Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?
Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?
Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?
Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?
В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?
Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?
Могут ли коллеги по работе, учащиеся (студенты) изменить ваше плохое настроение?
Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?
Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?
Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы пра- вы?
Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?
Стимулирует ли вас неудача?
В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?
Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска?
Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?
Часто ли вы бываете уверены в своих силах?
Любите ли вы менять места отдыха?
Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?
Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?
Терпеливы ли вы при общении с «трудными» обучающимися?
Быстро ли вы просматриваете газеты, журналы, книги?
В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?
Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке дня и т.д.?
Охотно ли вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?
Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?
В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики будущего педагога дополнительного образования, показывающие степень сформированности и развития его про- фессиональных личностных качеств:
1. Способность к творчеству | 6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93 |
2. Работоспособность | 10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94 |
3. Исполнительность | 7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83, 91 |
4. Коммуникабельность | 4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87 |
5. Адаптированность | 2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89 |
6. Уверенность в своих силах | 5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92 |
7. Уровень самоуправления | 1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90 |
8. Коэффициент правдивости (К) | 3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79 |