Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе
УМК «Перспектива» по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
136 часов (4 часа в неделю)
№п/п | Тема урока | Страницы учебника | Кол-во часов | Дата проведения |
| Мир общения. Повторяем – узнаём новое. (8ч) | | | |
1-2 | Собеседники. Диалог | Уч.с.3-12 | 2 | |
3 | Культура устной и письменной речи | Уч.с.13-16 | 1 | |
4-6 | Текст. Тема. Главная мысль текста. | Уч.с. 17-27 | 3 | |
7 | Контрольный диктант № 1 по теме «Текст» | | 1 | |
8 | Работа над ошибками. Проверь себя | Уч.с. 28-30 | 1 | |
| Язык - главный помощник в общении (30ч) | | | |
9 | Язык – главный помощник в общении Звуки и буквы. | Уч.с.31-34 | 1 | |
10 | Слог, ударение | Уч.с. 35-38 | 1 | |
11 | Девять правил орфографии | Уч.с. 39-40 | 1 | |
12 | Прописная буква в именах собственных | Уч.с. 41-42 | 1 | |
13 | Безударные гласные в корне слова | Уч.с.43-44 | 1 | |
14 | Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласные в корне слова Уч.с.45-46 | | 1 | |
15 | Непроизносимые согласные | Уч.с.47-48 | 1 | |
16 | Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки | Уч.с.49 | 1 | |
17 | Развитие речи. Обучающее изложение. | | 1 | |
18 | Работа над ошибками. Удвоенные согласные | Уч.с. 51-52 | 1 | |
19 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН | Уч.с.53-55 | 1 | |
20 | Контрольное списывание № 1 | | 1 | |
21 | Работа над ошибками Перенос слов | Уч.с.56-57 | 1 | |
22 | Контрольный диктант № 2 по теме «Девять правил орфографии» | | 1 | |
23 | Работа над ошибками | | 1 | |
24-26 | Что рассказало слово Словарный диктант | Уч.с. 58-72 | 3 | |
27 | Синонимы | Уч.с. 73-75 | 1 | |
28 | Антонимы | Уч.с. 76-77 | 1 | |
29 | Омонимы. Многозначные слова | Уч.с. 78-80 | 1 | |
30 | Слово и его значание. | Уч.с. 81-83 | 1 | |
31 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | | 1 | |
32 | Работа над ошибками | | 1 | |
33 | Словосочетание | Уч.с. 84-85 | 1 | |
34 | Предложение | Уч.с. 86-87 | 1 | |
35 | Главные члены предложения | Уч.с. 88-91 | 1 | |
36 | Предложения с однородными членами | Уч.с. 92-93 | 1 | |
37 | Контрольный диктант №3 по теме «Язык –главный помощник в общении» | | 1 | |
38 | Работа над ошибками | | 1 | |
| Состав слова (12 ч) | | | |
39 | Повторение значимых частей слова. Корень | Уч.с. 94-96 | 1 | |
40 | Корень. Корневые орфограммы | Уч.с. 97-102 | 1 | |
41 | Р/ р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | | 1 | |
42 | Приставка | Уч.с.103-104 | 1 | |
43 | Приставка | Уч.с. 105-108 | 1 | |
44 | Суффикс | Уч.с. 109-110 | 1 | |
45 | Суффикс | Уч.с.111-112 | 1 | |
46 | Окончание и основа | Уч.с. 113-116 | 1 | |
47-48 | Как образуются слова. ПР.р. Проверь себя | Уч.с.117-121 | 2 | |
49 | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» | | 1 | |
50 | Работа над ошибками. | | 1 | |
| Имя существительное (33ч) | | | |
51 | Повторяем, что знаем. Имя существительное | Уч.с. 134-137 | 1 | |
52 | Собственные и нарицательные имена существительные | Уч.с. 138-139 | 1 | |
53 | Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное | Уч.с.140-141 | 1 | |
54 | Р/р. Сочинение -описание с использованием приёма олицетворения. | | 1 | |
55-56 | Число имени существительного Словарный диктант | Уч.с. 144-148 | 2 | |
57 | Пр.р. "Проверь себя" | Уч.с. 150-151 | 1 | |
58 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» | | 1 | |
59 | Работа над ошибками. Проверка знаний уч-ся. Новогоднее путешествие с Дедом Морозом | | 1 | |
60-62 | Род имён существительных | Уч.с.4-12 | 3 | |
63 | Р/р. Обучающее изложение. | | 1 | |
64-65 | Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода Уч.с. 13-16 | | 2 | |
66 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода» | | 1 | |
67 | Работа над ошибками. | | 1 | |
68-69 | Изменение имён существительных по падежам | Уч.с. 18-22 | 2 | |
70 | Именительный падеж | Уч.с. 23-24 | 1 | |
71 | Родительный падеж | Уч.с. 25-26 | 1 | |
72 | Родительный падеж. | Уч.с. 27-28 | 1 | |
73 | Дательный падеж | Уч.с. 29-30 | 1 | |
74 | Винительный падеж | Уч.с. 31-32 | 1 | |
75 | Творительный падеж | Уч.с. 33-35 | 1 | |
76 | Предложный падеж | Уч.с. 36-37 | 1 | |
77-78 | Изменение имён существительных по падежам (склонение) | Уч.с. 38-41 | 2 | |
79-80 | Как разобрать имя существительное | Уч.с. 42-45 | 2 | |
81 | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | Уч.с. 46 | 1 | |
82 | Контрольный диктант № 5 по теме: «Имя существительное» | | 1 | |
83 | Работа над ошибками | | 1 | |
| Местоимение (2ч) | | | |
84-85 | Местоимение Словарный диктант | Уч.с. 47-51 | 2 | |
| Глагол (27ч) | | | |
86-88 | Глагол как часть речи | Уч.с. 52-58 | 3 | |
89-91 | Изменение глаголов по временам | Уч.с. 59-62 | 3 | |
92 | Глаголы настоящего времени | Уч.с. 63-65 | 1 | |
93 | Глаголы прошедшего времени | Уч.с. 66-67 | 1 | |
94 | Глаголы будущего времени | Уч.с. 68-69 | 1 | |
95 | Глаголы будущего времени | Уч.с. 70-71 | 1 | |
96-98 | Неопределённая форма глагола | Уч.с. 72-75 | 3 | |
99 | Закрепление.Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола | Уч.с. 75-76 | 1 | |
100-101 | Изменение глаголов по числам | Уч.с. 77-78 | 2 | |
102 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | | 1 | |
103 | Работа над ошибками | | 1 | |
104 | Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол» | | 1 | |
105-106 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | Уч.с. 82-87 | 2 | |
107-108 | НЕ с глаголами | Уч.с. 88-91 | 2 | |
109-110 | Разбор глагола как части речи | Уч.с. 92-96 | 2 | |
111 | Контрольное списывание №2 по теме "Глагол" | | 1 | |
112 | Работа над ошибками | | 1 | |
| Имя прилагательное (17ч) | | | |
113-116 | Имя прилагательное как часть речи | Уч.с. 97-107 | 4 | |
117-120 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | Уч.с. 108-118 | 4 | |
121 | Р/р. Сочинение с элементами описания (по картине "Прилёт птиц") | | 1 | |
122-123 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | Уч.с. 119-121 | 2 | |
124-125 | Разбор имени прилагательного как части речи | Уч.с. 122-124 | 2 | |
126 | Р/р. Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» | | 1 | |
127 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | | 1 | |
128 | Контрольный диктант № 7 по теме: «Имя прилагательное» | | 1 | |
129 | Работа над ошибками. | Уч.с. 125 | 1 | |
| Повторение (7 ч) | | | |
130-131 | Повторение. Слово. Предложение. Текст Пр.р. Проверь себя | Уч.с. 125-130 | 2 | |
132 | Повторение изученных орфограмм. Словарный диктант | Уч.с. 131-135 | 1 | |
133 | Итоговый контрольный диктант № 8 | | 1 | |
134 | Работа над ошибками | | 1 | |
135 | Повторение. Правила правописания | | 1 | |
136 | Обобщающий урок. Игра «По океану Речи». | | 1 | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся научится:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок — схема состава слова, рисунок — схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.
Предметные результаты
Развитие речи, речевое общение
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении - родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
проводить звуко-буквенный анализ слов;
определять ударение в словах;
делить слова на слоги и на части для переноса;
находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания ж и—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн\ непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
верно употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих с учётом рода имён существительных;
правильно писать не с глаголами;
использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемыми по орфоэпическому словарю;
формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
писать мягкий знак на конце глаголов неопределённой формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова;
сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
выделять в слове основу и окончание;
составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река —реченька, снег — снежок, бег — бежать).
образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
определять число имён существительных;
определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
определять времена глаголов;
образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
определять число глаголов;
верно писать частицу не с глаголами;
писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
определять связь имени прилагательного с именем существительным;
верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
объяснять роль имён прилагательных в речи;
использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
составлять словосочетания по заданным моделям; находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
предложения.
Текст
Обучающийся научится:
отличать текст от простого набора предложений; устанавливать связь между предложениями в тексте; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; составлять план текста;
распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать художественные и научные тексты;
составлять тексты разных типов.
Метапредметные
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 класса, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Регулятивные
Овладение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе:
положительное отношение и интерес к урокам русского языка;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении орфографических навыков;
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося;
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;восприятие русского языка как части общечеловеческой культуры.
2.Содержание учебного курса.
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой частивысказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью встихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Речевое общение. Повторяем — узнаём новое .Собеседники. Диалог
Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик — ученик, ученик — учитель, дети — родители и т. д.). Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования термина), которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное)
Культура устной и письменной речи
Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.
Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ
Текст
Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части — вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).
Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя).
Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов
Язык — главный помощник в общении .
Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык — культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке
Звуки и буквы
Слог, ударение
Девять правил орфографии
Слово и его значение
Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т. д.).
Синонимы, антонимы, омбнимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением.
Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.
Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов)
Словосочетание .Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение — для сообщения, словосочетание — для называния
Предложение .Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме
Главные члены предложения .Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые
Предложения с однородными членами .
Повторение значимых частей слова
Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании)
Корень.Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.
Обобщение и систематизация изученных правил орфографии
(девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;
разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки.
Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать)
Приставка. Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками
Суффикс. Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.)
Окончание. Как образуются слова, Сложные слова — слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов
Части речи
Систематизация знаний по разделу «Части речи»
Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем
Число имён существительных
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли)
Род имён существительных
Мягкий знак (б) на конце имён существительных после шипящих
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания. Как разобрать имя существительное
Порядок анализа имени существительного как части речи
Местоимение
Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся' имён существительных личными местоимениями)
Глагол как часть речи .Общее значение глаголов, вопросы
Изменение глаголов по временам .Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени
Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы
Изменение глаголов по числам .Изменение по родам глаголов прошедшего времени
Окончания глаголов в прошедшем времени .Не с глаголами.
Разбор глагола как части речи .
Имя прилагательное как часть речи Общее значение прилагательных, вопросы. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи
Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
Разбор имени прилагательного как части речи
Повторение изученного за год Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами
Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Тематическое планирование
Предмет русский язык класс 3
Кол-во часов 136 (4 раза в неделю)
1 четверть – 36, 2 четверть – 28, 3 четверть – 40, 4 четверть - 32
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Речевое общение. Повторяем - узнаём новое | 8 |
2 | Язык - главный помощник в общении | 30 |
3 | Состав слова | 12 |
4 | Части речи. Имя существмтельное | 33 |
5 | Местоимение | 2 |
6 | Глагол | 27 |
7 | Имя прилагательное | 17 |
8 | Повторение изученного за год | 7 |
| ИТОГО | 136 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольный диктант | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Контрольное списывание | 1 | | | 1 | 2 |
Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Развитие речи Сочинение | | 1 | 1 | 1 | 3 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Итоговая контрольная работа | - | - | - | 1 | 1 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Текущие и итоговые контрольные работы оцениваются следующим образом:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов. Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Диктанты с орфографическим заданием оцениваются следующим образом.
За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если в работе допущены 2 ошибки;
«3» - если допущены 4 ошибки;
«2» - если в работе допущено 5 и более ошибок.
Ошибкой считается:
1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);
3.отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой.
Недочетом считается:
1.отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
2.отсутствие "красной" строки;
3.неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.
Контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов в качестве опорного уровня.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;
«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.
Контрольный словарный диктант включает не более десяти слов с непроверяемыми написаниями.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой допущено 2 ошибки;
«2» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Критерии оценки творческих работ
Критерии
Ошибки
«5»
Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение). Логически последовательное раскрытие темы (сочинение). Богатство словаря. Правильное речевое оформление
Не более 1 речевой неточности, нет орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4»
Правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение). Раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей (сочинение)
Не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста, 1–2 орфографические ошибки и одной пунктуационной ошибки,1–2 исправления.
«3»
Некоторые отклонения от авторского текста (изложение). Отклонение от темы (сочинение). Отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений. Бедность словаря. Имеются речевые неточности
Не более 5 недочетов в содержании и построении текста, 3–5 орфографических ошибки и одна-две пунктуационные, 1–2 исправления.
«2»
Имеются значительные отступления от авторского текста (изложение). Работа не соответствует теме (сочинение). Много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей. Отсутствует связь между частями текста. Бедность словаря
Более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста, 6–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений, три-четыре пунктуационных
Система оценивания тестовых заданий:
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100%
Словарный диктант и проверочная работа
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.