СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективная геодезия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа для школьников старших классов, направленная на профессиональное самоопределение.

Просмотр содержимого документа
«Перспективная геодезия»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮШАЯ ПРОГРАММА

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ ГЕОДЕЗИЯ»

Направленность программы - техническая

Модульная разноуровневая программа

Уровни - вводный, ознакомительный, базовый

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

вводный уровень – 11 часов; ознакомительный уровень - 45 часов; базовый уровень – 111 часов.

Возраст учащихся: от 14 до 18 лет



Разработчик программы: Сизова Галина Михайловна







Черногорск 2020

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Перспективная геодезия» разработана в соответствии Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам», с Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Программа соответствует основному общему и среднему (полному) общему уровням образования и имеет техническую направленность.

Содержание программы дополнительного образования «Перспективная геодезия» направлено на получение геодезических знаний обучающимися, на создание условий для развития личности обучающегося, развитие мотивации личности к познанию, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности и дифференцирована по трем уровням сложности:

- вводный уровень (стартовый) рассчитан на 11 академических часов (Модуль 1), предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, знакомит обучающихся с компетенцией «геодезия», мотивирует на более глубокое изучение программы. Обучающие, успешно освоившие программу на этом уровне, могут перейти на более сложный уровень;

- ознакомительный уровень включает к освоению материал по Модулю 2 – 34 часа и предполагает получение основных сведений и понятий по геодезии, где требуются знания географии, основ геометрии, черчения, ИЗО. Обучающие, успешно освоившие программу на этом уровне, могут перейти на базовый уровень;

- базовый уровень имеет 2 дополнительных модуля по 34 часа и предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Модульное построение позволяет без особых проблем освоить программу по принципу «от простого - к сложному», при необходимости построить индивидуальную траекторию обучения. Базовый уровень программы может быть дополнен дополнительными модулями, способствующими переходу на «углубленный (продвинутый) уровень», который предполагает доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Продолжительность занятий – 2-4 часа в неделю, минимальный срок освоения программы 1 месяц (для вводного уровня) и максимальный – 1 год (для базового уровня)

Актуальность программы определена её современностью и востребованностью в производственной сфере и сфере услуг: строительная отрасль, горнодобывающая отрасль, топография, картография, земельно-кадастровые работы и др.

Цель и задачи программы: в ходе освоения программы обучающийся должен:

Знать

Уметь

основные понятие и термины, используемые в геодезии;

читать ситуации на планах и картах;

назначение опорных геодезических сетей;

определять положение линий на местности;

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

решать задачи на масштабы;

систему плоских прямоугольных координат;

решать прямую и обратную геодезическую задачу;

приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений

пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

виды геодезических измерений.

проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.


Категория учащихся по программе: возраст учащихся от 14 до 18 лет

Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса – один год, количество учебных часов – 111.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– очная, (сочетание теоретических и практических занятий);

– групповая, (численный состав группы – до 10 человек);

Режим занятий:

– учебные занятия проводятся 1 раза в неделю: во среду по 2 часа (время занятий включает уроки по 45 мин. учебного времени и обязательный 10 минутный перерыв);

– количество учебных часов в неделю – 2 часа.

Планируемые результаты реализации программы

В результате прохождения курса «Перспективная геодезия» обучающиеся должны

Показатель

Критерий

Вводный уровень

Знакомство с компетенцией «геодезия»


Знать: история развития геодезии как науки; современные геодезические приборы; виды топографической съемки; инженерные задачи, решаемые посредством геодезии;

Уметь: различать по внешнему виду геодезические приборы; выбирать вид топографической съемки в зависимости от решаемых задач.

Ознакомительный уровень

Основные сведения и понятия по геодезии


Масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба.







Система плоских прямоугольных координат.


Знать: геодезические термины; форму и размеры Земли;

Уметь: объяснять разницу между различными системами координат.

Знать: определения - планы, карты, масштабы, рельеф, профиль; условные знаки, принятые для данного масштаба топографических карт и планов.

Уметь: читать топографические карты и планы в соответствии с условными знаками и условными обозначениями; определять расстояния по карте с учетом масштаба.

Знать: что такое физическая и уровенная поверхности; основные понятия о системах координат и высот, действующих в РФ

Уметь: решать прямую и обратную геодезическую задачи, определять положение линий не местности.

Базовый уровень

Назначение опорных геодезических сетей



Приборы и инструменты для измерений линий, углов и определения превышений



Виды геодезических измерений


Знать: классификацию опорных геодезических сетей, методы их закрепления на местности, методы построения, назначение.

Уметь: различать геодезические системы и знаки; пользоваться технической документацией.

Знать: устройство и порядок использования приборов и инструментов для измерения линий, углов и определения превышений.

Уметь: правильно пользоваться геодезическими приборами и инструментами для проведения геодезических измерений;

Знать: основные понятия об ориентировании направлений, последовательность проведения геодезических измерений линий, углов, определения превышений; правила и порядок проведения камеральных работ.

Уметь: производить линейные измерения; производить угловые измерения; производить измерения превышения точек местности; проводить камеральную обработку данных.


Личностные результаты:

Образовательная программа «Перспективная геодезия» выявляет организаторские способности детей и подростков, удовлетворяет потребности детей в общении, мотивирует к самопознанию и саморазвитию, учит бережному отношению к оборудованию, тщательности выполнения работ, ответственности за результаты работы.

2. Содержание программы:

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Уровень дифференциации Программы – вводный (Модуль 1)


Модуль 1. Вводная часть.

11

10

-

1

1

Введения. Краткий исторический обзор, сведения о современных геодезических приборах и технологиях геодезических работ, практическое применение геодезии.

10

10

-

1 час

Зачет/викторина

Уровень дифференциации Программы – ознакомительный (Модуль 1 + Модуль 2)


Модуль 2. Основные сведения о геодезии

34

12

20

2

2

Раздел 1. Основные понятия в геодезии.

9

4

4

1 час

Зачет/ тест, защита практической работы

3.

Раздел 2. Основные геодезические чертежи

25

8

16

1 час

Зачет/ тест, защита практической работы

Уровень дифференциации Программы – базовый (Модуль 1 - Модуль 4)


Модуль 3. Геодезическое съемочное обоснование

34

16

16

2

4.

Раздел 3. Обозначение и закрепление точек. Измерение линий

21

10

10

1 час

Зачет/ тест, защита практической работы

5.

Раздел 4. Ориентирование линий на местности.

13

6

6

1 час

Зачет/ тест, защита практической работы


Модуль 4. Геодезические измерения.

34

12

20

2

6.

Раздел 5. Угловые измерения

17

4

12

1 час

Зачет/ тест, защита практической работы

7.

Раздел 6. Геометрическое нивелирование

17

8

8

1 час.

Зачет/ тест, защита практической работы


Всего:

111

50

54

7






2.2. Содержание учебно-тематического плана

Модуль 1. Вводная часть – 10 часов

Теория (10 часов):

Тема 1.1. Вводное занятие. Краткий исторический очерк развития геодезии - 2 часа.

Тема 1.2. Современные геодезические приборы: оптические, лазерные, электронные, приборы вертикального проектирования – 2 часа.

Тема 1.3. Топографические съемки: тахеометрическая, фототопографическая, специальная - 2 часа.

Тема 1.4. Особенности современных технологий выполнения геодезических работ – 2 часа.

Тема 1.5. Инженерная геодезия: при планировке и застройке городов, при строительстве зданий, для земельного кадастра, при строительстве дорог, мостов и тоннелей, при привязке горных выработок в горной отрасли и геофизической разведке – 2 часа.

Модуль 2. Основные сведения о геодезии – 32 часа.

Раздел 1. Основные понятия в геодезии – 8 часов.

Тема 1.1. Понятие о геодезии как науке, ее ведущее значение в промышленности. Понятия о форме и размерах Земли - 2 часа.

Теория (2 часа). Понятие о геодезии. Основные задачи геодезии. Связь геодезии с другими науками. Применение геодезии. Форма Земли. Определение местоположения точек: географические координаты, высота, относительная высота, превышение.

Тема 1.2. Принцип изображения земной поверхности на плоскости – 6 часов.

Теория (2 часа). Понятие эллипсоида Н.Ф. Красовского. Физическая и уровенная поверхности. Метод ортогонального проецирования: графические и прямоугольные координаты, горизонтальные проложения, абсолютная и условная высота. Система координат и высот, принятая в России.

Практика (4 часа). Проектирование точек физической земной поверхности на уровенную поверхность.


Раздел 2. Основные геодезические чертежи - 24 часа.

Тема 2.1. Изображение земной поверхности на плоскости – 6 часов.

Теория (2 часа). Планы и карты: понятия план и карт, профиль, разрез. Классификация карт. Измерения земной поверхности.

Практика (4 часа). Определение географических координат.

Тема 2.2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов – 6 часов.

Теория (2 часа). Разграфка, номенклатура карт: основные понятия.

Практика (4 часа). Условные знаки на планах и картах. Определение координат, расстояний и углов на планах и картах.

Тема 2.3. Масштабы планов и чертежей – 6 часов.

Теория (2 часа). Понятие масштаба. Виды масштабов: численный, линейный, поперечный.

Практика (4 часов). Решение задач на масштабы.

Тема 2.4. Рельеф местности и способы его изображения – 6 часов.

Теория (2 часа). Формы рельефа и его изображение. Характерные точки и линии рельефа. Элементы ската. График заложения.

Практика (4 часа). Решение задач по картам и планам с горизонталями.


Модуль 3. Геодезическое съемочное обоснование – 34 часа.

Раздел 3. Обозначение и закрепление точек. Измерение линий. – 20 часов.

Тема 3.1. Закрепление геодезических точек (пунктов) на местности – 2 часа.

Теория (2 часа). Геодезические сети: виды, классификация. Геодезические системы и геодезические знаки: назначение, виды, обозначение на чертежах, методики построения (триангуляция, трилатерация, полигонометрия).

Тема 3.2. Общие сведения о погрешности измерений – 4 часа.

Теория (2 часа). Погрешности и их виды. Случайная, средняя квадратичная, предельная и относительная погрешности.

Практика (2 часа). Оценка точности результатов измерений.

Тема 3.3. Измерение длины линий – 4 часов.

Теория (2 часа). Виды мерных приборов: рулетки, мерительные ленты. Компарирование мерных приборов. Дальномерные определения расстояний

Практика (2 часа). Измерение дальномерных расстояний.

Тема 3.4. Определение положений точек на местности – 10 часов.

Теория (4 часа). Определение положения точек на местности: способ перпендикуляров, способ полярных координат, прямой угловой засечки, линейной засечки, боковой засечки. Прямоугольная система координат Гаусса-Крюгера: сущность, понятие приращений.

Практика (6 часов). Чтение ситуации по карте, определение координат точек. Решение прямой и обратной задач при определении координат.


Модуль 4. Геодезические измерения – 34 часа

Раздел 4. Ориентирование линий на местности – 12 часов.

Тема 4.1. Азимуты: истинные, магнитные и осевые. румбы, дирекционные углы и зависимости между ними – 8 часов.

Теория (4 часа). Азимуты: истинные, магнитные, осевые. Дирекционные углы, румбы и зависимости между ними.

Практика (4 часа). Решение задач по определению дирекционных углов и румбов. Решение задач по ориентированию линий на топографической карте.

Тема 4.2. Приборы для ориентирования на местности – 4 часа.

Теория: (2 часа). Буссоль: виды и назначение, внешний вид прибора, устройство, порядок работы с буссолью БГ-1, поверка, выполнение измерений. Компас.

Практика (2 часа). Ориентирование карты на местности с помощью буссоли.


Раздел 5. Угловые измерения – 16 часов

Тема 5.1. Назначение и схема устройства геодезических и угломерных приборов.- 6 часов

Теория (2 часа). Принципы измерения углов. Теодолиты: устройство, порядок работы. Штативы, визирные цели, эккеры.

Практика (4 часа). Геометрическая схема и основные части теодолита. Поверка и юстировка теодолитов.

Тема 5.2. Методика измерения горизонтальных и вертикальных углов при помощи теодолита. – 10 часов

Теория (2 часа). Порядок проведения измерений. Способы приемов и полуприемов для измерения горизонтальных углов. Измерение углов наклона или зенитного расстояния. Определение места нуля. Заполнение таблицы измерений вертикальных углов.

Практика (8 часов). Построение теодолитных ходов и камеральная обработка геодезических измерений. Построение ситуационного плана.

Раздел 6. Нивелирование – 16 часов.

Тема 7.1. Сущность нивелирования – 2 часа

Теория (2 часа). Понятие нивелирования. Высота отметки: абсолютная и условная.

7.2. Нивелиры, нивелирные рейки, костыли и башмаки – 6 часов

Теория (2 часа). Нивелиры: назначение, устройство, поверки и юстировки. Нивелирные рейки, костыли и башмаки: назначение, виды. Снятие отсчетов по нивелирным рейкам.

Практика (4 часа). Знакомство и изучение устройства нивелира.

Тема 7.3. Способы нивелирования – 8 часов.

Теория (4 часа). Геометрическое, тригонометрическое, гидростатическое и барометрическое нивелирование. Простое и сложное нивелирование, схемы. Нивелирование по квадратам.

Практика (4 часа). Измерение расстояний и превышений при помощи нивелира. Камеральная обработка результатов измерения.

  1. Формы контроля и оценочные материалы

Результативность обучения по данной программе в процессе текущего контроля оценивается с помощью тестирования, дидактических игр в конце каждой темы.

Промежуточный контроль проводится после изучения каждого раздела в форме зачета: тест, выполнение практического задания.

Итоговый контроль проводится по завершению программы в виде теста. К итоговому контролю допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объему практические работы.

Результативность обучения оценивается по четырёхбальной системе: «отлично»

(правильных ответов больше 80 %), «хорошо» (правильных ответов 60-80%,) «удовлетворительно» (правильных ответов 45–60%), «неудовлетворительно» (правильных ответов меньше 45%).


  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

    1. Материально-техническое обеспечение программы

Реализация программы дисциплины требует наличие специального кабинета.

Оборудование кабинета и рабочих мест:

  • оптические теодолиты технической точности — типа 3Т5КП (комплектация: штативы, отвесы, вехи, рейки);

  • оптические нивелиры технической точности — типа Vega L30А (комплектация: штативы, нивелирные рейки);

  • рулетки типа CST;

  • дальномеры типа Disto D3;

  • геодезические транспортиры, масштабные линейки, измерители;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран.


    1. Учебное и информационное обеспечение программы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Киселев М.И. Геодезия. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.


Дополнительные источники:

  1. Попов В.Н., Букринский П.Н. Геодезия и маркшейдерия. – М.: Издательство «Горная книга», 2010. – 453 с.

  2. Хаметов Т.И., Золотцева Л.Н. Геодезия. Сборник задач: Учебное пособие. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 152 с.

  3. Поклад Г.Г. Практикум по геодезии. - М.: Академический Проект; Гаудемаус, 2012

  1. ГКИНП (ГНТА) Федеральная служба геодезии и картографии России — М.: ЦНИИГАиК, 2004

Интернет ресурсы/геодезические, картографические инструкции, нормы и правила

  1. www.gosthelp.ru

  2. www.complexdoc.ru

  3. www.goedan.ru

  4. www.lawmix.ru

  5. www.gostrf.com

  6. www.geo-book.ru

Календарный учебный график

№ п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля


1

сентябрь


2

Тема 1. Вводное занятие. Краткий исторический очерк развития геодезии

лекция

аудитория

Дидактическая игра

2



2

Тема 2. Современные геодезические приборы: лазерные, электронные, приборы вертикального проектирования

лекция

аудитория

Тест в картинках

3



2

Тема 3. Топографические съемки: тахеометрическая, фототопографическая, специальная

лекция

аудитория

тест

4



2

Тема 4. Особенности современных технологий выполнения геодезических работ

лекция

аудитория

Практическое задание: заполнить схему

5



2

Тема 5. Инженерная геодезия: при планировке и застройке городов, при строительстве зданий, для земельного кадастра, при строительстве дорог, мостов и тоннелей, при привязке горных выработок в горной отрасли и геофизической разведке

лекция

аудитория

викторина

6



2

Тема 1.1. Понятие о геодезии как науке, ее ведущее значение в промышленности. Понятия о форме и размерах Земли

лекция

аудитория

тест

7

октябрь


2

Тема 1.2. Принцип изображения земной поверхности на плоскости

лекция

аудитория

задание

8



4

Практическая работа № 1. Проектирование точек физической земной поверхности на уровенную поверхность.

Практическая работа

аудитория

Отчет, защита работы

9



2

Тема 2.1. Изображение земной поверхности на плоскости

лекция

аудитория

тест

10



4

Практическая работа № 2. Определение географических координат

Расчетно-графическая работа

аудитория

Отчет, защита работы

11



2

Тема 2.2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов

лекция

аудитория

Контрольная работа

12

ноябрь


2

Практическая работа № 3. Условные знаки на планах и картах.

Графическая работа

аудитория

Отчет, защита работы

13



2

Практическая работа № 4. Определение координат, расстояний и углов на планах и картах

Расчетно-графическая работа

аудитория

Отчет, защита работы

14



2

Тема 2.3. Масштабы планов и чертежей

лекция

аудитория

Контрольная работа

15



4

Практическая № 4. Решение задач на масштабы.

Расчетная работа

аудитория

Отчет, защита работы

16



2

Тема 2.4. Рельеф местности и способы его изображения

лекция

аудитория

Тест, задание

17

декабрь


4

Практическая работа № 5. Решение задач по картам и планам с горизонталями

Расчетная работа

аудитория

Отчет, защита работы

18



2

Тема 3.1. Закрепление геодезических точек (пунктов) на местности

лекция

аудитория

тест

19



2

Тема 3.2. Общие сведения о погрешности измерений

лекция

аудитория

тест

20



2

Практическая работа № 6. Оценка точности результатов измерений

Расчетная работа

аудитория

Отчет, защита работы

21

январь


2

Тема 3.3. Измерение длины линий

лекция

аудитория

тест

22



2

Практическая работа № 7. Измерение дальномерных расстояний

Практическая работа

полигон

Отчет, защита работы

23



4

Тема 3.4. Определение положений точек на местности

лекция

аудитория

тест

24

февраль


6

Практическая работа № 8. Чтение ситуации по карте, определение координат точек. Решение прямой и обратной задач при определении координат.

Расчетно-графическая работа

аудитория

Отчет, защита работы

25



4

Тема 4.1. Азимуты: истинные, магнитные и осевые. румбы, дирекционные углы и зависимости между ними

лекция

аудитория

Тест, задание

26

март


4

Практическая работа № 9. Решение задач по определению дирекционных углов и румбов. Решение задач по ориентированию линий на топографической карте

Расчетная работа

аудитория

Отчет, защита работы

27



2

Тема 4.2. Приборы для ориентирования на местности

лекция

аудитория

Тест в картинках

28



2

Лабораторная работа № 1. Ориентирование карты на местности с помощью буссоли

Лабораторная работа

лаборатория

Отчет

29



2

Тема 5.1. Назначение и схема устройства геодезических и угломерных приборов

лекция

аудитория

Тест, задание

30



4

Лабораторная работа № 2. Геометрическая схема и основные части теодолита. Поверка и юстировка теодолитов.

Лабораторная работа

лаборатория

отчет

31

апрель


2

Тема 5.2. Методика измерения горизонтальных и вертикальных углов при помощи теодолита

лекция

аудитория

тест

32


8

Практическая работа № 10. Съемочное обоснование теодолитных ходов

Практическая работа

полигон

Отчет, защита работы

33



2

Тема 7.1. Сущность нивелирования

лекция

аудитория

тест

34

май


2

Тема 7.2. Нивелиры, нивелирные рейки, костыли и башмаки

лекция

аудитория

тест

35



4

Лабораторная работа № 3. Знакомство и изучение устройства нивелира

Лабораторная работа

лаборатория

отчет

36



4

Тема 7.3. Способы нивелирования

лекция

аудитория

тест

36



4

Практическая работа № 11. Измерение расстояний и превышений при помощи нивелира

Практическая работа

полигон

Отчет, защита работы




104




7





10