Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56» г. Чебоксары Чувашской Республики
Перспективная образовательная программа внеурочной кружковой деятельности
« Школа юного экскурсовода »
( возрастная группа – 11-15 лет )
Составители: Ерохина Н.А. Денисова Л.А. |
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Основанием для разработки данной программы послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Это особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем профессии творческого характера.
Данная подпрограмма предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края и музееведением. Она предполагает использование музейной педагогики, особенностей профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности; введение старинных предметов в современную среду ребенка; дает интереснейший материал для развития ассоциативного мышления. Поскольку базой для ее реализации будут экспозиционные стенды школы, то фундаментальной основой курса становится краеведение.
В словосочетании «Школьный экскурсовод» ключевым является слово экскурсовод. Профессиональный экскурсовод обладает рядом качеств, умений, навыков, присущих представителям данной профессии. Вместе с тем нельзя игнорировать эпитет «школьный» т.к. данная программа предусматривает подготовку экскурсоводов для аудитории, состоящей, прежде всего, из школьников .
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, что возможно понять через поисковую и исследовательскую деятельность.
Отличительной особенностью данной подпрограммы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает установление и выявление многообразных связей предметного мира; освоение методики исследовательской работы.
Музейно- образовательное пространство- это среда для развития сенсорных способностей: чувства ритма, цвета, света, пространства и т.д. Работа с музейными предметами и различными архитектурными ансамблями, а также другими формами бытовой народной культуры особенно способствует развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности.
В процессе знакомства с народной культурой в среднем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края.
Режим работы по реализации программы 2 часа в неделю; 68 часов в год для ребят средней и старшей возрастных групп, у которых наиболее ярко выражены желание и способности к экскурсионной деятельности.
Реализация программы предусматривает следующий режим занятий:
2 часа в неделю, но по мере необходимости может корректироваться. Количество занимающихся в группе- 10 - 13 человек.
Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению культурно-исторического наследия родного края, подготовка экскурсоводов для школьного музея .
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
Воспитательные:
- воспитание чувства сопричастности к системе культурных, природных ценностей, истории родного края.
Развивающие:
- развитие потребностей в здоровом образе жизни, эстетической восприимчивости к прекрасному;
- создание условий для самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками
Обучающие:
- накопление знаний по краеведению, приобретения опыта практической экскурсионно-просветительской деятельности;
- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Углубленное знакомство учащихся с историей своей страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение музеев, выставок, творческие встречи, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Программа комплексная, включает в себя следующие разделы: «Подготовка школьного экскурсовода», «Экскурсионная деятельность», «Поисково-исследовательская работа». «Поисково-исследовательская работа» позволит пополнить и наглядно представить материал по истории родного края, архитектурного ансамбля, школы на экспозиционных стендах в помещении учебного заведения, компьютерных презентациях, на интернет сайте Frolishi.kraeved.narod.ru.
И, наконец, изучение раздела «Подготовка школьного экскурсовода» даёт возможность обучающимся достичь определённого уровня профессиональной деятельности, который позволит или проводить образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов школы, членов других объединений дополнительного образования.
Механизм реализации подпрограммы: через экскурсионно - массовую работу, поисково- исследовательскую работу музея, , через классные часы о Памятных датах России, через встречи с ветеранами войны и труда выпускниками нашей школы ,
кружковую деятельность, через памятные даты школы.
Ожидаемые результаты: осмысление ребенка себя как части своей школы, Родины, ее патриота.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данной программы учащиеся должны
знать:
основные сведения по истории и православию, географии и культуре своего поселка и края;
историю возникновения и развития своей школы;
алгоритмы работы с историко-краеведческими материалами;
технологию разработки и проведения экскурсии;
методические материалы маршрутов экскурсий;
уметь:
пользоваться краеведческой литературой;
уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;
описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему;
применять навыки проектной и поисково-исследовательской деятельности в практической работе;
уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт другого времени, поколений, наций;
вести диалог, работать с разной категорией слушателей;
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
Тематическое планирование
КРУЖКА «Школа юного экскурсовода»
№/№ | Название темы | Количество часов в неделю | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране Возникновение и развитие экскурсионного дела в республике. | 1 | 1 | |
3 | Роль и значение экскурсии | 1 | 1 | |
4 | Классификация экскурсий | 1 | 1 | |
5 | Классификация экскурсионных объектов | 1 | 1 | |
6 | Экскурсионные объекты и маршруты г. Чебоксары | 1 | 1 | |
7 | Изучение экскурсионных объектов населённого пункта | 1 | 1 | |
8 | Край, где родился и вырос. | 1 | 1 | |
9 | Основные архитектурные памятники и достопримечательности нашего района, поселка. | 1 | 1 | |
10 | Знакомство с научными методами: исследование, анализ литературы | 1 | 1 | |
11 | Методика проведения экскурсии | 2 | 2 | |
12 | Ораторское мастерство и актерское искусство. Методы подготовки к публичному выступлению. | 3 | 1 | 2 |
13 | Индивидуальные консультации. Корректировка текстов экскурсий, рефератов. Индивидуальное прослушивание учебных экскурсий. | 4 | | 4 |
14 | Работа над содержанием экскурсии
| 1 | 1 | |
15 | Разработка заочной экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам Чувашии) | 2 | | 2 |
16 | Разработка заочной экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам в годы войны) | 2 | | 2 |
17 | Индивидуальная работа по написанию творческих работ. Участие в краеведческих конференциях. | 2 | | 2 |
18 | Разработка заочной экскурсии «В чувашской избе» | 2 | | 2 |
19 | «Я поведу тебя в музей»: Подготовка и проведение экскурсий в школе | 3 | 1 | 2 |
20 | «Учимся передавать свои знания другим ребятам» | 3 | | 3 |
| итого | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
КРУЖКА «Школа юного экскурсовода»
Раздел I. Подготовка школьного экскурсовода
1. Введение
1.1 Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и республике.
1.2 Роль и значение экскурсий.
Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы (урок-экскурсия).
Практическое занятие:
Экскурсия в один из музеев города.
1.3Классификация экскурсий:
по содержанию – обзорные (многоплановые), тематические;
по месту проведения – городские, загородные, производственные, музейные;
по способу проведения – пешеходные, транспортные;
по форме проведения – экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсия-урок и т.д. Учебная экскурсия. Пробная экскурсия.
Практическое занятие:
Учебные экскурсии по Чебоксарам и их анализ.
1.4 Классификация экскурсионных объектов:
по содержанию – одноплановые (растения, животные, произведения живописи и т.д.), - многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником и т. д.);
по функциональному значению: основные, дополнительные, демонстрирующие и комментирующие и т. д.;
по степени сохранности.
Практическое занятие:
Экскурсии по Чебоксарам и его окрестностям и их анализ.
1.5 Экскурсионные объекты и маршруты Чебоксар
История, культура, искусство, население и экономика Чувашии. Практическое занятие:
Экскурсии, учебно-познавательные поездки в близлежащие музеи.
1.6 Изучение экскурсионных объектов населённого пункта: исторические, архитектурные, промышленные, научные, культурные, природные.
Практическое занятие:
Работа с документальными источниками и литературой, работа с картой. Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка рефератов и сообщений.
Правила составления карточек экскурсионных объектов. Особенности описания природных экскурсионных объектов.
Практическое занятие:
Работа над составлением карточек экскурсионных объектов.
Раздел II. Поисково –исследовательская работа
2.1 Знакомство с научными методами: исследование, анализ литературы (рецензирование).Индивидуальная работа по написанию творческих работ.
Участие в краеведческих конференциях.
2.2 Изучение природы, истории, культуры родного края.
2.3 Основные архитектурные памятники и достопримечательности нашего района, поселка.
Практические занятия: Работа с литературой, иллюстративным материалом.
2.4 Индивидуальная работа.
Индивидуальные консультации. Корректировка текстов экскурсий, рефератов. Индивидуальное прослушивании учебных экскурсий.
Практическое занятие. Применение полученных знаний на практике. Проведение экскурсий в школе.
Методическое обеспечение
Программа кружка «Школа юного экскурсовода»
Словесный метод. .Лекция, работа в библиотеке, музее, семинар, консультации специалистов, самостоятельная работа, экскурсии, учебно-познавательные экскурсионные поездки.
Наглядный методы (просмотр, фотографий, видеофильмов, схем, отчетов о походах, поездках, использование «портфеля экскурсовода», работа по его пополнению.
Активная форма познавательной деятельности (обсуждение сообщений, докладов, рефератов, участие в конференциях, конкурсах, подготовка и защита рефератов, творческих работ, текстов экскурсий или их фрагментов, обмен впечатлениями после экскурсий, (творческих встреч).
Творческие работы, выступления на конкурсах, конференциях.
Написание реферата, описание экскурсионного объекта (1год обучения),
защита учебной экскурсии (2 год обучения.)
Практический метод: работа с литературой, краеведческими источниками, письменные работы.
Список литературы
Работа школьных музеев (методические рекомендации), 1987.
О сборе, учете и хранении памятников истории и культуры (рекомендации для руководителей поисковой работы учащихся и школьных музеев).
Как организовать работу школьного краеведческого музея. Пермь, 1980г.
Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974г.
Дьякова Р., Емельянов Б. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998
Музей и школа. М., Просвещение, 1988г.
Сейнейский А.Е. Музей воспитывает юных, М., Просвещение, 1988г.
Краеведение, М., Просвещение, 1987г.
Изобразительное искусство РК. М., ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2001г.
Рекомендуемые ученикам материалы
Агафонов, С. Л. Горький, Балахна, Макарьев / С. Л. Агафонов.-М., 1987.
Бабошина Е.Б.Краеведение и школа:к постановке проблемы обучения.-Курган, 1992.
Организация проектной деятельности в школе: система работы /авт.-сост. С.Г.Щербакова и др..- Волгоград: Учитель, 2009.
Савенков А.И.Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.- М.:Генезис, 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М.,АРКТИ, 2003.