СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективно-тематическое планирование по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"  для работы с детьми старшей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективно-тематический план  образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"  для работы с детьми старшей  группы согласно ФГОС.  В плане предусмотрены формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Перспективно-тематическое планирование по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"  для работы с детьми старшей группы.»


Перспективно-тематическое планирование, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Старшая группа

.



Сентябрь

Внимание дети ! (безопасность в природе, безопасность на дороге, безопасность дома и в детском саду)

п /п

неделя

Непосредственно образовательная деятельность


Совместная деятельность


Самостоятельная деятельность

Интегр.

Вид деятельности

Тема

Задачи, содержание

1

I

Лепка

Мухомор

Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластилине. Совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина. Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности.

Беседа «Опасности в природе».

Чтение стихотворения П.Потемкина «Мухомор», стр. 43 Скоролупова.

С/р игра «Больница»

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

ОО «Ф/р»

2


Рисование

Пожарная машина спешит на пожар

Продолжать учить детей рисовать транспорт, используя Совершенствовать аналитические способности, умение видеть составные части, передавать форму и строение предмета в рисунке. Отработка рисования частей с учётом правильного горизонтального (кузов) или вертикального (кабина) расположения, что требует разного поворота руки.

Д/и «Для кого огонь друг». Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём.

П/и «Пожарные на учении»

Просмотр энциклопедии по правилам пожарной безопасности.

Игра «Чья машина доедет быстрее»

Игровая задача: развивать ловкость, смекалку, быстроту реакций


ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

3


Рисование

Тротуар


Совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского наземного транспорта. Учить изображать различные атрибуты дорожного движения: светофор, переход «зебра»



Игра «Слушай хлопки», беседа «Дорожные знаки»

ЛЕГО конструирование «Машины»

ОО «П/р»

ОО «Ф/р»

Детский сад. Профессии


4

II

Аппликация

Наш пруд, стр. 34. Лыкова

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куса пластилина такое количество материала. Которое понадобиться для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомы приёмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорции.

Наблюдение за прудиком около Альпийской горки, наблюдение как в зеркале отражаются предметы

С/р игра «Детский сад», настольный театр

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

5


Рисование

Игрушка «Клоун»

Учить рисовать фигуру человека, передавая в рисунке несложные движения. Закреплять умения детей передавать в рисунке характерные особенности человека :строение тела, форма. Учить передавать в рисунке образ клоуна через атрибуты профессии, детали костюма.

Совершенствовать в рисунке навыки передачи выразительности -четкость линий, сочетание теплых и холодных цветов. Развивать способность подбирать цвета.


Беседа «Чем я люблю играть в детском саду»,

лепка «Моя игрушка»


С/р игра «Детский сад»,

схемы для лепки и рисования «игрушки детского сада»

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

6


Рисование


Комнатный цветок в моей группе

Расширять представления детей о комнатных растениях. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.

Совершенствовать умение правильно держать кисть .

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

 Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.


Наблюдение за фиалкой в группе

Открытка «Комнатные растения»

ОО «Ф/р»

ОО «С-к/р»,


Осень. Овощи и фрукты. Сад и огород.


7

III

Лепка

Магазин «Овощи и фрукты», стр. 39 Скоролупова

Учить лепить из солёного теста различные овощи и фрукты – в качества атрибутов для сюжетных игр. Развивать навыки лепки фигурок из составных частей. Учить раскрашивать поделки пря придания изделию законченной формы.

Выставка – конкурс «Забавные поделки из овощей»

чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева Яблоко»

Д/и «Кузовок»

С/р игра «Семья. Летние заготовки»

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

8


Рисование

Загадки с грядки, стр. 44 Лыкова

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нудного оттенка; уточнять представление и хорошо знакомых природных объектах.

Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре.

Рассматривание иллюстраций с овощами

С/р игра «Магазин овощей»

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

9


Рисование

Натюрморт «Фрукты в вазе», конспект

Продолжать формировать умение изображать овальные и круглые формы.

Учить соединять точки, не отрывая карандаш от бумаги.

Закрашивать округлые предметы закруглёнными линиями.

Самостоятельно рисовать черешки и листики.

Развивать умение целостно воспринимать предмет на листе бумаги.

Развивать воображение, художественный вкус.


Мини-беседа о фруктах, показ и анализ образца, выставка.

Д/и «Весёлый повар»

С/р игра «Магазин фруктов»

ОО «С-к/р»,

ОО «Р/р»

Осень. Мир растений (лес, грибы, ягоды)


10

IV

Аппликация

Листочки на окошке, стр. 48. Лыкова

Вызвать у детей желание создавать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации. Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии осенних цветосочетаний, развивать описательную речь.

Чтение стихов, исполнение песен на осеннюю тематику. Подготовка основы на - лист бумаги голубого цвета.

Сбор листьев на прогулке

П\и «Кружимся как листики»

ОО «П/р»,

ОО «Р/р»

11


Рисование

Осенние картины

(конспект)

Показать детям способ передачи осеннего колорита с помощью живописи «по – сырому». Формировать умение прорисовывать деревья с тонкими изогнутыми стволами, ветками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетическое переживание от наблюдений за красотой осенней природы.

Наблюдение за деревьями

Д/и «С какого дерева лист»

ОО «П/р»,

ОО «Р/р»

12


Рисование


Яблоня с золотыми яблоками, стр. 39. Комарова

Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, примакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображение на листе.

Наблюдение, беседы об урожае фруктов

Демонстрация сказки на фланелеграфе «Гуси – лебеди»

ОО «П/р»,

ОО «Р/р»

ОО «С-к/р»



Октябрь

Осень. Домашние животные и птицы

п /п

неделя

Непосредственно образовательная деятельность


Совместная деятельность


Самостоятельная деятельность

Интегр.

Вид деятельности

Тема

Задачи, содержание

13

I

Лепка

Гусь и гусята

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Учить лепить форму птицы, добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Инсценировка сказки «Гуси лебеди»

Д/и «Дикие, домашние птицы», П/и «Гуси»

Альбом «Домашние птицы» Мозаика и пазлы с изображением домашних птиц и животных

ОО «С-к/р»


14


Рисование

Кошки на окошке, стр. 38 Лыкова

(взять за основу, вместо аппликации, проводится только рисование)

Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применить освоенные приёмы рисования кошки простым карандашом, показать, как можно изобразить её сидящую на подоконнике. Украшать занавески узором по своему замыслу. Познакомить с искусством силуэта. Развивать умение красиво оформлять рисунок фломастерами.

Чтение стихов Т. Петуховой «Мой дом»

Рассматривание открыток, книжных иллюстраций с изображением оформленных окон

Д/и «Составь узор длчя занавески»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «Ф/р»


15


Рисование

Наша ферма, стр. 42. Лыкова

Учить детей передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справ, слева, ближе, дальше). Показать детям возможность создания образов разных животных (овечка, ослик, поросёнок) на основе овалов нарисованных заранее дорисовывая необходимые детали.

Рассматривание изображение домашних животных и их детёнышей. Беседа по картине «Ферма»

Конструирование образов животных из деталей конструктора.

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «Ф/р»


Осень. Дикие животные и лесные птицы


16

II

Аппликация

Зайчишки – трусишка и храбришка, стр. 72 Лыкова

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловое, так и пропорциональное соотношение между объектами.

Д/и «Силуэты диких животных»

Логокуб «Дикие животные»

Подготовка основы для коллективной композиции.

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»

17


Рисование

Лебеди на озере

  • Расширять знания о водоплавающих птицах.

  • Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения.

  • Совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа.

  • Развивать чувство формы и композиции.

  • Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа о водоплавающих птицах

чтение Л.Н. Толстой «Лебеди»


Презентация «Перелётные и зимующие птицы»

П/и «Перелётные птицы»

Д/и «Перелётные и зимующие птицы»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО

18


Рисование

Ёжик, Скоролупова стр.

Учить детей создавать в рисунке образ ежа: передавать форму тела, мордочку и другие характерные особенности. Учить рисовать контур угольным карандашом, наносить штрихи легкими движениями руки, передавать объём фигуры с помощью темных и светлых тонов. Развивать эстетическое восприятие.

Беседа «Как животные готовятся к зиме»

Плакаты «Еловый лес»,

Книга: «Пластилиновый ежик»

ОО «П/р»

ОО

ОО

С-к/р

ОО«Р/р»,

ОО «Ф/р»



Дружат девочки и мальчики. Мои друзья


19

III

Лепка

Ничего себе картина, ничего себе жара, стр. 82. Лыкова

Учить детей создавать в лепке фантазийные композиции. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание разных способов и приёмов работы, в зависимости от характера образов). Развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство юмора.

Подготовка основы для лепных композиций (пустые коробки из под конфет, керамические плитки, чистые упаковки из под молока, йогурта, сметаны и др.)

Чтение стихотворения «Все звери у дела» стр. 82 Лыкова

Иллюстрации «Небылицы»

Д/и «Бывает – не бывает»

ОО «С-к/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «Ф/р»


20


Рисование

Девочка в нарядном платье, стр. 48. Комарова

Учить детей рисовать фигуру человека передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставлять полученные результаты с изображенным предметом, отмечать инверсные решения.

Разучивание музыкально-ритмических движений.

Рассматривание девочек в разных платьях, Организации игр с куклами.

ОО «С-к/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «Ф/р»


21


Рисование

Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы», стр. 50. Комарова

Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приёмах рисования, в использовании различных материалов (угольный карандаш, цветные восковые мелки). Вызывать радость от создания образов игры.

Беседа «О пользе движений для здоровья человека»

организация подвижных игр с детьми.

Рассматривание иллюстраций «Спортивные игры детей»

ОО «С-к/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «Ф/р»


Мой город, мой край


22

IV

Аппликация

Дома на нашей улице, стр. 53. Комарова

Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Уточнять представление о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приёмах вырезания по прямой и косой. Закрепить умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Наблюдение на прогулке

Беседа: «Профессия – строитель»

Альбом «Архитектурные строения»

Конструирование домов

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

23


Рисование

Город белых берез (взять за основу НОД, Лыковой, стр . 32)

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Чтение стихотворений о Березниках

Город белых берез (взять за основу НОД, Лыковой, стр. . 32)

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»


24


Рисование

Профессии моего города, коспект

Продолжать учить рисовать людей в движении. Учить создавать композицию.

 Продолжать закреплять знания детей о видах профессий. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами ).



Беседа: «Профессии, которые прославили наш город»

Профессии моего города

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»




Одежда, головные уборы, обувь


28

II

Аппликация

Нарядные пальчики, стр. 86 Лыкова

Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенный вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды в мини—спектакле по содержанию знакомых потешек. Воспитывать эстетические эмоции и чувства. Развивать воображение.

Рассматривание кукольной одежды. Игры с силуэтными куклами (подбор одежды для разных ситуаций – праздника, зимней и летней прогулки, работы и др.)

Рассматривание картинок с изображением одежды: летней, зимней, демисезонной.

Д/и «Чего не хватает»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»



29


Рисование

Расписные ткани, Лыкова, стр. 88 с.

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать ткан», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве элементы декоративно-прикладного искусства (растительные зооморфные, геометрические) Совершенствовать технические навыки рисовании кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). Развивать вкус.

Наблюдение «Головные уборы»; Беседа: «Какие головные уборы носят люди?»;

Сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», В. В. Маяковский «Кем быть», Н. Носов «Живая шляпа», Н. Кончаловская «Дело в шляпе».


Рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; исследовательская деятельность «Ткани»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.

С/р игра «Салон шляп», «Фотосалон»,


ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»



30


Рисование

Снеговики в шапочках и шарфиках, стр. 90

Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочки и шарфики в полоску или в горошек). Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, справа, слева, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

 Эксперементи-рование с бумагой разной фактуры и плотности. Конструирование поделок из комочков ваты и шарфиков.

Рассматривание картины «Сапожная мастерская». С\р игра «Магазин обуви». Труд «Чистка обуви».

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

ОО «Ф/р»



Посуда

31

III

Лепка

Чайный сервиз, конспект

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару). Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для кукол.

Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления.

Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движение обеих рук.Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Беседа о посуде, музыкальная инсценировка сказки К.Чуковского «Федорино горе».


Открытки «Глиняная посуда»

С/р игра «Семья. Гости»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»



32


Рисование

Кувшинчик, графика

Познакомить детей с гончарным искусством (керамика). Учить изображать кувшинчик в технике графика, показывать тень, полутень, блик.


Слайды с изображением изделий, расписанных хохломскими мастерами

Х/и «По малину в лес пойду»

Хохломская посуда, подборка иллюстраций, фото, открыток с художественной росписью.

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-

33


Рисование

Роспись кувшинчика, конспект


Учить детей расписывать кувшинчик из знакомых элементов, характерные  для росписи керамики: полоски, волнистые линии, точки, завитки, цветы; Закрепить приемы рисования, прикладывая  кисть всем ворсом к бумаге, проводить линии слева направо и умение рисовать кончиком кисти; Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.


Презентация «История посуды»

Загадки о посуде

П/и «Горелки»

Д/и «Угадай узор»

Разрезные картинки «Декоративно-прикладное искусство»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

ОО «Ф/р»




Я и моя семья. День матери

34

III

Аппликация

Открытка для мамы, конспект

Изготовить поздравительную открытку ко Дню Матери. Познакомить с многообразием цветов и с некоторыми поверьями и ритуалами связанные с цветами. Познакомить обучающихся с технологией изготовления цветов для открытки из бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, пространственное изображение. Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус. Воспитывать интерес к празднику «День Матери». Воспитывать чувство гордости за своих мам.

Беседа «Где и с кем я живу?»,

Ситуативные разговоры «Ласковые слова»

Пальчиковая гимнастика

«я пек, пеку, пеку..»

Д/и «Найди цветок для мамы»

35


Рисование

Собака со щенком, конспект

Познакомить детей со способом рисования щенка, выделяя форму его частей, пропорции; делать набросок (голова - круг, туловище – овал, лапы – вспомогательные линии);  затем техникой «Графика» закрашивать шерсть; побуждать к дорисовке у персонажа мелких деталей (пятна на шерстке, глаза, нос, язык, коготки) и сюжета: будка, тренажёры (горка, забор, ворота), ошейник, миска, косточка, игрушки -  (где находится и что делает). Воспитывать понимание отношений между родителями и детьми.

Беседа: «Как и чем можно порадовать близких», Рассказ М. Зощенко «Показательный ребёнок»


Д/и «Животные и их детёныши»


36


Рисование

«Мамочка любимая», конспект

Продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета. Передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы. Повторить правила написания портрета: вначале рисуем простым карандашом овал лица, затем глаза, брови, нос, рот, причёску, шею, плечи и платье. Затем, продумать сочетание цвета фона и волос. Закрепить умение делать набросок простым карандашом, получать бледно – розовый цвет из смешивания воды и капельки красной краски, при закрашивании использовать разные по толщине кисти, не выходить за контур. Развивать образное представление, зрительную память. Воспитывать аккуратность, неторопливость.

Чтение Л.Т. Толстого «Сыновья»,

Подготовка к празднику «День матери»

Фотоальбом «Моя мама»

Мебель, моя квартира.



Лепка

Стул и стол для Мишутки.

Закреплять представления детей о мебели, предметах интерьера

Закреплять умение скатывать пластилин получая плоские детали, валик, колбаски, формировать умение лепить предметы конструктивным способом,  Продолжать учить детей лепить мебель, создавать разные по размеру и цвету предметы;  развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.

Иллюстрации «Мебель в интерьере» Дидактическая игра «Из чего сделано?»

инсценировка сказки «Три медведя»

Конструирование ЛЕГО «Мебель»

С/р Игра «Магазин мебели»



Рисование

Мебель и бытовые приборы для маленьких гномиков, конспект

Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; матери­алах, из которых она сделана.

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению.

Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Ситуативный разговор «Мебель. Бытовые приборы». Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме

Альбом «Мебель, квартира»

Д/и «Найди свой элемент». Цель: уметь находить и соотносить свой элемент и правильно его назвать, определять вид орнамента. Развить внимание, память.



Рисование

Лоскутное одеяло, конспект

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми; Рисовать «лоскутки» и после высыхания составлять коллективную композицию из индивидуальных работ;

Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»;

Развивать чувство цвета;

Знакомить с разными произведениями декоративно-прикладного творчества.


Беседа «Расскажи, на чем ты спишь (ешь, сидишь….)», «Как жили в старину».

Слушание детских русских народных колыбельных песенок, потешек;

-дидактические игры «Собери узор».

Дидактическая игра «Геометрическое лото». Подвижная игра «Найди свой цвет».

С/р игра «Семья»

Декабрь

Зима, зимушка, зима …

37

I

Аппликация

Снеговики в шапочках и шарфиках, Лыкова, стр. 90

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать освоение рационального способа вырезания круги из квадрата путём сложения его пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочки и шарфики в полоску или горошек). Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, справ, слева, сбоку) Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Лепка снежных фигурок и сооружений. Экспериментирование с бумагой разной фактуры и плотности.

Конструирование поделок из комочков ваты.

38


Рисование

Белая берёза под моим окном.. Лыкова, стр. 92

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тоники гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).

Экскурсия в парк, рассматривание деревьев

Репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.Э. Грабаря

39


Рисование

Зима, Комарова, стр.61

Учить детей передавать в рисунке картины зимы в поле, в лесу, в посёлке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материала: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Наблюдения на прогулке. Разучивание стихотворений о зиме

Альбом «Идёт красавица зима»

Дикие и домашние животные зимой

40

II

Лепка

Снежный кролик, Лыкова, стр. 88

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способам лепки. Учить планировать свою работу, задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательной, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции, творческое воображение.

Экспериментирование со снегом и пластилином, п/и «Зайцы и охотники»

Раскраски о животных, инсценировка сказки «Варежка», просмотр мультфильм «Волк и пёс»



Рисование

Лиса – кумушка и лисонька – голубушка, стр. 74, Лыкова

Создание парных композиционных умений: передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов.


Чтение художественной литературы: «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса»

Книжные иллюстрации к произведениям о диких животных



Рисование

Конь

учить выразительно передавать в рисунке образы животных; показать способы рисования пастельными мелками. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Воспитывать бережное отношение к животным

Рассматривание иллюстраций с домашними животными., чтение рассказов о домашних животных.

Книги с иллюстрациями домашних животных. Технологическая карта «Животные»


Скоро, скоро Новый год …

43

III

Аппликация

Елочки красавицы, Лыкова, стр. 102

Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания формы по нарисованному контуру на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы.

Составление коллекции новогодних открыток.

Геометрическая мозаика «Сложи елочку»

44


Рисование

Еловые веточки, Лыкова, стр. 100

Учить детей с натуры рисовать еловую веточку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе 2глаз – рука». Воспитывать интерес к народному искусству.

Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Рассказ о рождественском венке.

Картинки из перекидных календарей, зимних месяцев года.

45


Рисование

Волшебные снежинки, Лыкова, стр. 94

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругом. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа и бумаги или объемного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом всей кистью, свободно двигать в разных напрвлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

Знакомство с кружевоплетением. Сравнение вологодских кружев со снежинками.

Открытки с круженными изделиями вологодских мастериц.

Новогодние приключения

46

IV

Лепка

Снегурочка, Комарова, стр. 71

Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приёмах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

Чтение сказки «Снегурочка»

Альбом «Новый год»,

модель Снегурочки

47


Рисование

Наша нарядная ёлка, Комарова стр. 69

Учить детей передавать в рисунке впечатления от подготовки к новогоднему празднику, создавать образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Подготовка к Новогоднему празднику, украшение группы.

Новогодние открытки

48


Рисование

Заснеженный дом, Лыкова, стр. 112

Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (разрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.

Рассматривание иллюстраций в детских книжках (сказки «Заюшкина избушка», В. Одоевского «Мороз Иванович»)

Игры со строительным материалом, постройка снежной крепости на улице





Январь

Русские обычаи (быт русского народа, народные промыслы, народные праздники)

49

II

Аппликация

Русская печь, конспект

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне. Дать представление о печке. воспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси. учить детей изображать печь аппликативным способом.

Инсценировка сказки «Гуси – лебеди»

Открытки «Народные промыслы»

50


Рисование

Городецкий цветок, Комарова, стр.56

Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составленные элементы; цвет, композицию, приёмы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Презентация «Искусство на Руси»

Музей «Предметы прошлого»

51


Рисование

Городецкая роспись «Деревянные доски», Комарова, стр. 65

Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделать декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Вечер «Русские посиделки»

Альбом «Городецкая роспись»

Неделя игры и игрушки



Лепка

Лошадка (весёлая карусель), Лыкова, стр. 60

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена, какая по характеру. Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Беседа «Как играли в старину» Рассматривание дымковских игрушек.

Альбом «Дымковская слобода»



Рисование

Нарядная лошадка, Лыкова, стр. 62.

инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

Русская народные игры «Карусели», «Колечко»

Технологические карты «Дымковские узоры»



Рисование

Роспись олешка , Комарова, стр 19

Учить детей расписывать контурные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделать основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приёмы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.

Беседа «Какие игрушки делали дымковские мастера» Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Лепка по замыслу дымковских изделий.

Предметы вокруг нас (мир прошлого, настоящего, будущего, путешествие в прошлое предметов, средства коммуникации..)

52

III

Аппликация

Большой и маленький бокальчики, Комарова, стр. 65

Учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое , срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями.

Дидактические игры: «Расскажи без слов», «Профессии», «Раньше и теперь».

Инсценировка «Свет мой зеркальце скажи….».

Народная игра «Баба – Яга»


С/р игры: «Новоселье», «Гостиная»,

Подвижная игра «Зеркала»


53


Рисование

Хохломская роспись Комарова, стр. 82

Учить рисовать волнистее линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

Беседа «История хохломской росписи

Выставка детских работ по мотивам народных промыслов

С/р игра «На кухне»

54


Рисование

Самовар, конспект

 Способствовать развитию познавательной активности и любознательности; способствовать развитию творческих способностей детей, исполняя народный танец; способствовать развитию эстетического вкуса у детей; развивать мелкую моторику; самостоятельность, инициативу.

Виртуальная экскурсия в музей старинных вещей.

Внесение литературных сборников стихов и рассказов М. Ильин «Рассказы о вещах» -

«Солнце на столе»

Трафареты изделий по мотивам дымковской, городецкой, хохломской росписи.
















Животные жарких стран и Севера





Лепка

Морж

Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать интерес детей к лепке предметов состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Развитие мелкой моторики

Рассказ о жизни морских животных Севера. Познакомить с холодным континентом. Уточнить названия животных  и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки.


Иллюстрации «Животные севера»



Рисование

Белый медведь


Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. 
Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя. Формировать умение изoбражать медведя, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.. Развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем (белым медведем). Развивать творческие способности ребенка, особенности воображения. 

Закреплять умение рисовать контур


Загадки о животных Севера.

Игра «Что в мешочке»

Цель: закрепить животных Юга и Севера

Крат.содерж.: Перед детьми лежат перемешенные картинки, необходимо вернуть одних животных на Север, а других на Юг.


Просмотр мультфильма «Умка»



Рисование

Африканский слон

Учить рисовать «слона» передавая в рисунке его строение, характерные особенности, африканскую природу в соответствии с творческим замыслом.

Продолжать развивать детское творчество, мышление и воображение. Продолжать знакомить детей с разнообразием изобразительных материалов и техникой рисования ими. Продолжать закреплять знания детей о цвете, учить правильно подбирать цветовую гамму в соответствии с сюжетом рисунка.




Чтение А. Куприн «Слон»

Д/и «Изобрази животное»

Крат.содерж.: Надо сказать «Раз, два, повернитесь и в животных превратитесь». Какого животного назовет ведущий, в такого должны превратиться дети.


Просмотр мультфильма

«Слонёнок» по Киплингу.


Кем быть? (труд людей в городе, в сельской местности).

55

IV

Аппликация

Профессия «Инженер»

Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширить спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля). Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на крайнем Севере.

Альбом «Профессии»

56


Рисование

Скорая помощь

Продолжать расширять представление детей о работе машины «Скорой помощи»

Воспитывать уважение к профессии врача. Продолжать знакомить с его назначением. Уметь определять назначения специального транспорта по внешним признакам. Познакомить со строением автомобиля, его отличия от других видов транспорта.

Научить рисовать машину «скорой помощи» выделяя её характерные особенности. Закрепить умение рисовать простым карандашом, выделяя сильным нажимом контур машины, разукрашивать, не выходя за контур.


Беседа: Профессии, «Специальный транспорт»

Альбом «Смелые профессии»

Д/и «Профессии»



Рисование

Профессия «Врач»

Учить детей рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным ( врач в белом халате, у него в руках фонендоскоп или другой атрибут). Развивать интерес к труду взрослых.

Беседа о профессии врачей разного профиля

Сюжетно – ролевая игра. «Лечим кукле Даше горло»



Папа может, папа может всё что угодно


II

Лепка

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, стр. 171, Лыкова

Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или лёгкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; поиск способов решения художественной задачи: передать движения ветра, т.е. показать, как он по морю гуляет.

Беседа: «Мужские профессии на корабле»,

слушание песен «У матросов нет вопросов», «Морячка»

С/р игра «Матросы в плаванье»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

ОО «Ф/р»


Рисование

Грузовая машина, Комарова, стр. 59.

учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, её характерные особенности (кабина, мотор – прямоугольной формы со срезанным углом) правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных предметов.

Рассматривание грузовых машин.

Беседа: «Мужская профессия – водитель грузовика»

С/р игра «гараж», конструирование «Бензозаправка»

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

ОО «Ф/р»


Рисование

Папин портрет

Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. (портрет)

Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.) Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета.

Рассматривание семейных фотографий.

ОО «П/р»

ОО

«Р/р»,

ОО «С-к/р»

ОО «Ф/р»




























Рисование

Профессия «Инспектор ГИБДД»

Упражнять в умении рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида в связи с передачей различных движений. Учить придерживаться композиционного ряда в рисунке: ближний план, дальний план. Формировать умение подбирать доступные графические средства в передаче характерных деталей: ( Инспектор ГИБДД регулирует движение, беседует с водителями ). Вызвать интерес к труду людей, отвечающих за правопорядок.