СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с использованием технологии ТРИЗ, предназначенные для развития речи в старшем дошкольном возрасте. В ходе данных игр развивается фантазия, воображение, речь становится более развернутой.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе»

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.


Название, цель

Ход игры

Сентябрь

1.«По кругу».

Учить детей выделять признаки объектов.

1. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

2. «Вертолина».

Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей.

2. Игровое поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

3. «Угадай по описанию».

Учить детей по описанию определять объект

3. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

4. «Предложения по цепочке».

Учить составлять предложения.

4. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.




Октябрь


1.«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

1. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

2. «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

2. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества).

3. «Что (кто) делает так же?»

Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям

3. Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. Пример:

-Воробей что делает?

-Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

4. «Сравни разных зверят»

Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.





Ноябрь

1.«Назови одним словом» .

Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

1. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями.


2. «Опиши, одним словом»

Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

2. Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями.

3. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление

3. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

4. «Дразнилка»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

4. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).


Декабрь

1. «Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

1. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

2. «Хорошо-плохо»

 Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

2.  Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.


3. «Вертолина»

Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей

3. Поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

4. «Новая сказка» (круги Луллия)

Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

4. Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой". (например: "Красная Ша­почка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

Январь

1.«Сказка-калька».      

Формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок.

Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.

2. Игра «Рассказ из слова». 

Формировать навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.

Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук  - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.

Февраль

1.Игровое упражнение «Сказка о себе»

Снятие скованности; развитие умения пользоваться имеющимися знаниями, развитие связной речи.

1.Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа. Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ… Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать.


2. Игра «Горки»  (системный подход)

Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.

2.Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Например, на звук Ф: валенки, филин, фен, вата, фокусник, василёк, туфли. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. Например:  Филин и фокусник выступают в цирке. Фен и туфли купили в универмаге.  Фокусник пришёл в парикмахерскую, и ему феном уложили волосы. И т.д. (см. рисунок).

3. «Системный лифт»

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

3.«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.


4. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление

4. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

Рекомендуется со среднего возраста.

Март

1. «О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

1. Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?

  2. Каким признаком наделен объект?

  3. Какие действия он совершал?

  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

2. «Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

2. Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

3. «Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

3. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

4. «Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

4. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.


1.«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. Пример: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». Пример: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Апрель

2. .«Сочини дальше» с усложнением

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

2. Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

3.«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

3.Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

4.«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

4.Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

Май

1.«Да - нет» Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).

Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

2.«Кто о чем говорит?»

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

3.«Что было, что будет?»

Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

4.«Действия героя» Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки.

Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.