| Название, цель | Ход игры |
Сентябрь | 1.«По кругу». Учить детей выделять признаки объектов. | 1. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. |
2. «Вертолина». Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей. | 2. Игровое поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. |
3. «Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект | 3. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. |
4. «Предложения по цепочке». Учить составлять предложения. | 4. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок. |
Октябрь | 1.«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. | 1. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). |
2. «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | 2. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). |
3. «Что (кто) делает так же?» Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям | 3. Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. Пример: -Воробей что делает? -Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». |
4. «Сравни разных зверят» Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. | 4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. |
Ноябрь | 1.«Назови одним словом» . Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. | 1. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями. |
2. «Опиши, одним словом» Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. | 2. Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями. |
3. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление | 3. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. |
4. «Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | 4. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»). |
Декабрь | 1. «Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | 1. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. |
2. «Хорошо-плохо» Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | 2. Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. |
3. «Вертолина» Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей | 3. Поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. |
4. «Новая сказка» (круги Луллия) Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. | 4. Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". (например: "Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) |
Январь | 1.«Сказка-калька». Формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. | Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети. |
2. Игра «Рассказ из слова». Формировать навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи. | Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ. |
Февраль | 1.Игровое упражнение «Сказка о себе» Снятие скованности; развитие умения пользоваться имеющимися знаниями, развитие связной речи. | 1.Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа. Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ… Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать. |
2. Игра «Горки» (системный подход) Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы. | 2.Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Например, на звук Ф: валенки, филин, фен, вата, фокусник, василёк, туфли. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. Например: Филин и фокусник выступают в цирке. Фен и туфли купили в универмаге. Фокусник пришёл в парикмахерскую, и ему феном уложили волосы. И т.д. (см. рисунок). |
3. «Системный лифт» Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. | 3.«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой. |
4. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление | 4. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. Рекомендуется со среднего возраста. |
Март | 1. «О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | 1. Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: О каком объекте идет речь? Каким признаком наделен объект? Какие действия он совершал? Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
2. «Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | 2. Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму |
3. «Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | 3. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. |
4. «Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | 4. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. |
| 1.«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. Пример: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». Пример: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». |
Апрель | 2. .«Сочини дальше» с усложнением Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | 2. Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. |
3.«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | 3.Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя. |
4.«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. | 4.Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д. |
Май | 1.«Да - нет» Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. | Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене. |
2.«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». |
3.«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. | Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. |
4.«Действия героя» Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. | Воспитатель предлагает героя из сказки. Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок. |