СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование по развитию речи и ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна для воспитаелей и специалистов ДОУ при составлении перспективного планирования на  учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по развитию речи и ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной к школе группе.»

Сентябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1-2

МОНИТОРИНГ

3

Осень. Осенние месяцы

«Четыре желания» - пересказ рассказа К.Д.Ушинского и рассказывание на темы из личного опыта.

Развитие умения передавать текст последовательно и точно; обучение умению образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.

2

с. 301

4

Деревья осенью


Рассматривание картин

В. Поленова и И.Левитана «Золотая осень».

Рассматривание картин, закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умение сравнивать два похожих пейзажа.

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря.



2

с. 123


Октябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.



Пересказ сказки «У страха глаза велики.»


Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.


2

с. 327


2

Фрукты. Труд взрослых в садах



Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»


Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Способствовать развитию связной речи, активизации словаря.



1

с.21

3

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Составление описательного рассказа о насекомых по опорной схеме

Совершенствовать умение составлять рассказ по опорной схеме о насекомых. Способствовать развитию связной речи. Способствовать активизации словаря, совершенствовать умение подбирать прилагательные.


2

с. 359

4

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Пересказ сказки "Лиса и журавль" или «Как аукнется, так и откликнется».


Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.



2

с.350






Ноябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Поздняя осень. Грибы. Ягоды.

"По грибы, по ягоды"

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о ягодах и грибах, местах их произрастания.
Развитие общих речевых навыков, мышления и творческого воображения. Воспитание взаимопонимания, активности, самостоятельности, инициативности и  бережности к природе.


Т.Шорыгина

"Грибы. Какие они?"

3

2

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

С.Михалков "Анна-ванна -бригадир"

Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Михалкова

3


3

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

Рассказывание по картинке «Дикие животные».


Учить составлять связный рассказ по картинке; упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков.


2

с. 357


4

Осенние одежда, обувь, головные уборы.


Придумывание рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял».


Учить развивать сюжет, предложенный воспитателем, активизировать в речи детей союзы и союзные слова, упражнять в употреблении слова «варежки» в разных падежах.


2

с. 329











Декабрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

Пересказ сказки «Лиса и козел».

Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

2

с. 297

2

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

«Говорящие предметы» -самостоятельное придумывание сказки, рассказа от лица неодушевленного предмета.


Создать условия к самостоятельному придумыванию рассказа от лица неодушевленного предмета по аналогии (предложение, конец рассказа); воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ сверстника, замечать речевые и логические ошибки.

Конспект

воспитателя

3


3

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Чтение сказки К.Чуковского "Федорино горе"

Продолжать учить детей заучивать наизусть отрывок из стихотворения, развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством К.Чуковского

Конспект

воспитателя

3


4

Новый год.


Творческий рассказ «Приключение Деда Мороза в новогоднюю ночь»


Учить развивать сюжет, предложенный воспитателем, упражнять в подборе определений, сравнений и названием действий. Закрепить умение передавать специфику сказочного жанра.

Конспект

воспитателя

1

















Январь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Зимние каникулы.

2

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Рассказывание по картине «Вот так покатался!».


Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; учить выделять существенные признаки, упражняться в подборе определений, синонимов.

2

с. 320


3

Профессии взрослых. Трудовые действия.

В.Маяковский "Кем Быть?"

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе, , желание знакомиться с творчеством В.Маяковского, интерес к профессиям взрослых, выбору будущей профессии.

Конспект

Воспитателя

3


4

Труд на селе зимой. Орудия труда инструменты.

Русские народные сказки

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки, уточнить представление детей о том , какое различие между сказкой и рассказом, между авторской и русской народной сказкой.

1

с.15

Февраль

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Животные жарких стран, повадки, детеныши.

"А в Африке , а в Африке..."

Знакомство с творчеством К .И. Чуковского

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора. Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать мышление, речь, воображение, память.

Конспект

Воспитателя

3


2

Комнатные растения, размножение, уход.

Составление описательного рассказа о фиалке

Закреплять  представления о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; активизировать словарь по  заданной теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, фиалка; ухаживать, поливать, смахивать пыль; красивый, зеленый, сочный, опушенный, короткий, нежный, белый, розовый, фиолетовый),закреплять умение составлять рассказ-описание о фиалке по данному плану.

Конспект

Воспитателя

3


3

23 февраля. День защитника Отечества


Рассказ воспитателя: «Наша армия»

с использованием пословиц.


Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства, Формировать представление об армии, родов войск. Воспитывать чувство уважения к воинам российской Армии

Конспект

Воспитателя

3


4

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка».


Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства, упражнять в подборе синонимов.

2

с. 319



Март

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта».


Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине; активизировать употребление названий профессий и действий.




2

с. 342


2

Наша Родина - Россия.

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»


Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение . Развивать мышление, речь, воображение, память


1

с.48


3

Москва -столица России.

Чтение стихотворения "Город чудный, город древний..." Ф.Глинка

Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки о Москве, развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством

Ф .Глинки

Конспект

Воспитателя

3


4

Наш родной город.

«Моя семья» составление рассказа (из личного опыта)


Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на заданную тему, использовать описание, отбирать важные факты, рассказывать последовательно.

Формировать умение составлять законченный рассказ.

Конспект

Воспитателя

3
















Апрель

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Мы читаем. знакомство с творчеством С.Маршака.

"В гостях у писателя С. Я. Маршака".

Закрепить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки. Развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству поэта. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать мышление, речь, воображение, память

Конспект

Воспитателя

3


2

Мы читаем. знакомство с творчеством К.Чуковского

" У меня зазвонил телефон..."

Продолжать расширять представления детей о творчестве К. И. Чуковского. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству поэта.Воспитывать любовь к поэзии.Развивать мышление, речь, воображение, память


Конспект

Воспитателя

3


3

Мы читаем. знакомство с творчеством С.Михалкова

"В доме восемь , дробь один...."

Расширять представление детей о жизни и творчестве известного писателя С.В.Михалкова;

Воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание знакомиться с новыми произведениями;

Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, связную и выразительную речь детей;

Воспитывать дружеские, добрые качества характера на примерах поступков героев произведений писателя;

Конспект

воспитателя


4

Мы читаем. знакомство с творчеством А.Барто

Чтение стихотворения А. Барто "Я выросла"

Развивать интерес к поэтическому слову, слуховое и зрительное внимание; интонационную выразительность; связную речь детей; Закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто. Развивать активность детей, выразительность речи, память. Формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства, любовь к поэзии. Доставить детям радость. Воспитывать нравственные качества

Конспект

воспитателя

3









Май

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

День Победы.

Чтение «Галина мама» Георгиевская С.


Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы;
развивать у детей патриотические чувства к своей Родине;

воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; развивать речь, внимание, память детей; активизировать мыслительную деятельность; формировать чувство гордости и уважения к воинам-защитникам.

Конспект

воспитателя

3


2

Поздняя весна, растения и животные весной. Перелётные птицы весной.

Пересказ рассказа Пришвина: «Золотой луг».


Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. . Развивать речевую активность детей, выразительность речи, память.





2

с. 356

3



МОНИТОРИНГ



4






Литература:

1. В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа." М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

2.  Ушакова О. С. "Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС" Издательство: Сфера, 2017г.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н.В. "Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий" Издательство: Сфера, 2009 г.








Сентябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1-2

МОНИТОРИНГ

3

Осень. Осенние месяцы

«Четыре желания» - пересказ рассказа К.Д.Ушинского и рассказывание на темы из личного опыта.

Развитие умения передавать текст последовательно и точно; обучение умению образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.

2

с. 301

4

Деревья осенью


Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».


Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.



3

с. 140


Октябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.



Пересказ сказки «У страха глаза велики.»


Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.


2

с. 327


2

Фрукты. Труд взрослых в садах



Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»


Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Способствовать развитию связной речи, активизации словаря.



1

с.21

3

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Ознакомление с жанром басни.

Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».


Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.


3

с.148

4

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»


Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

3

с.147






Ноябрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Поздняя осень. Грибы. Ягоды.

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».





Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

3

С.145

2

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»




Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.


3

С.142

3

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

3

с. 144


4

Осенние одежда, обувь, головные уборы.


Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.


Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек , песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.


3

с. 175











Декабрь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег»


Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

3

с. 155

2

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

3

с. 156

3

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Басня И.Крылова «Ворона и Лисица»

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

3

с. 158

4

Новый год.


Рассказывание русской народной сказки

« Снегурочка»


Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

3

с. 153















Январь

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Зимние каникулы.

2

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание.


Учить выразительно читать наизусть стихотворение; интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

3

с. 161

3

Профессии взрослых. Трудовые действия.

В.Маяковский "Кем Быть?"

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе, , желание знакомиться с творчеством В.Маяковского, интерес к профессиям взрослых, выбору будущей профессии.

Конспект

Воспитателя

3


4

Труд на селе зимой. Орудия труда инструменты.

Русские народные сказки

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки, уточнить представление детей о том , какое различие между сказкой и рассказом, между авторской и русской народной сказкой.

1

с.15

Февраль

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Животные жарких стран, повадки, детеныши.

"А в Африке , а в Африке..."

Знакомство с творчеством К .И. Чуковского

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора. Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать мышление, речь, воображение, память.

Конспект

Воспитателя

3


2

Комнатные растения, размножение, уход.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».


Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки

3

с. 165

3

23 февраля. День защитника Отечества


Рассказ воспитателя: «Наша армия»

с использованием пословиц.


Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства, Формировать представление об армии, родов войск. Воспитывать чувство уважения к воинам российской Армии

Конспект

Воспитателя

3


4

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»


Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни

3

с. 174



Март

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»


Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

3

с. 159

2

Наша Родина - Россия.

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»


Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение . Развивать мышление, речь, воображение, память


1

с.48


3

Москва -столица России.

Чтение стихотворения "Город чудный, город древний..." Ф.Глинка

Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки о Москве, развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством

Ф .Глинки

Конспект

Воспитателя

3


4

Наш родной город.

Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень».


Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.


3

с. 166















Апрель

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

Мы читаем. знакомство с творчеством С.Маршака.

"В гостях у писателя С. Я. Маршака".

Закрепить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки. Развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству поэта. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать мышление, речь, воображение, память

Конспект

Воспитателя

3


2

Мы читаем. знакомство с творчеством К.Чуковского

" У меня зазвонил телефон..."

Продолжать расширять представления детей о творчестве К. И. Чуковского. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству поэта.Воспитывать любовь к поэзии.Развивать мышление, речь, воображение, память


Конспект

Воспитателя

3


3

Мы читаем. знакомство с творчеством С.Михалкова

Заучивание наизусть Г. Новицкой «Вскрываются почки».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки.

3

с. 171

4

Мы читаем. знакомство с творчеством А.Барто

Чтение стихотворения А. Барто "Я выросла"

Развивать интерес к поэтическому слову, слуховое и зрительное внимание; интонационную выразительность; связную речь детей; Закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто. Развивать активность детей, выразительность речи, память. Формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства, любовь к поэзии. Доставить детям радость. Воспитывать нравственные качества

Конспект

воспитателя

3













Май

п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Литература

1

День Победы.

Чтение «Галина мама» Георгиевская С.


Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы;
развивать у детей патриотические чувства к своей Родине;

воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; развивать речь, внимание, память детей; активизировать мыслительную деятельность; формировать чувство гордости и уважения к воинам-защитникам.

Конспект

воспитателя

3


2

Поздняя весна, растения и животные весной. Перелётные птицы весной.

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».

Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

3

с. 173

3



МОНИТОРИНГ



4






Литература:

1. В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа." М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

2.  Ушакова О. С. "Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС" Издательство: Сфера, 2017г.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н.В. "Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий" Издательство: Сфера, 2009 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!