СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективные направления развития МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективные направления развития

МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»

Просмотр содержимого документа
«Перспективные направления развития МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»»

Перспективные направления развития

МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»


 
Время стремительно летит вперёд. Прошло уже два года с принятия нового Закона об образовании, внесшего существенные изменения в деятельность уже устоявшейся за два десятилетия системы дополнительного образования детей. Приняты необходимые нормативные акты, регулирующие деятельность системы на современном этапе развития образования, обновлено научно-методическое и программное обеспечение дополнительного образования детей, однако вопросов и проблем в этой сфере деятельности меньше не стало.

Основное внимание в системе дополнительного образования по-прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля программы и времени её освоения; на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы; на личностно-деятельностном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию, творчеству, профессиональному самоопределению детей и их самореализации.

За последние десятилетия в социально-экономическом, научно-техническом, информационно-технологическом развитии не только нашей страны, но и мира произошли серьёзные изменения, оказавшие влияние на человека и его сознание, переоценку ценностей, а также на отношение к образованию, профессиональной деятельности. Изменились и дети, структура их занятости – сегодня школьникам значительно большее время требуется для обучения. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. В действующих федеральных нормативных документах предусмотрено её активное развитие и совершенствование, переосмысление и обновление стратегии и направлений развития. Прежде всего, необходимо проанализировать потребности современных детей и подростков, их родителей, узнать – а что сегодня они ждут от дополнительного образования, какого качества образование им нужно.

Система дополнительного образования в станице Медведовской охватывает дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, молодёжь старше 18 лет (в клубах по месту жительства). Статистические данные позволяют констатировать, что за последние годы предпочтения детей в выборе направлений и видов деятельности в свободное от учёбы время изменились. Вырос спрос на занятия физической культурой и спортом. Мода на здоровый образ жизни, активно проявляющаяся в настоящее время, повлияла на мотивацию дополнительных занятий физической культурой и спортом в целях поддержания собственной физической формы, тренировки организма. Наблюдается также возросший интерес детей, особенно старшего школьного возраста, к занятиям информатикой и иностранными языками. Занятия в объединениях художественной и социально-педагогической направленностей сохранились примерно на том же уровне. В то же время отсутствует в центре творчества научно-техническая направленность, что требует серьёзного изучения и разработки конструктивных мер для изменения ситуации.

На конец прошедшего учебного года в ЦТ «Калейдоскоп» обучались 1210 человек. В физкультурно-спортивной направленности – 285 человек, туристско-краеведческой – 39, в художественной – 417 учащихся и в социально-педагогической – 469 человек.

Как видно из приведённых данных одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему остаётся художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, через художественное творчество передаётся потомкам духовный опыт человечества, что способствует восстановлению и упрочению связей между поколениями.

Объединения художественной ориентации нашего центра творчества не располагают всеми условиями, чтобы дать детям соответствующее эстетическое образование, помочь им в ранней профессиональной ориентации и самоопределении, но стремятся к этому в имеющихся условиях. Детские творческие коллективы ежегодно завоёвывают призовые места в конкурсах муниципального, зонального и краевого уровней.

Физкулътурно-оздоровительная работа и массовый спорт в нашей организации ориентированы на физическое совершенствование ребёнка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва для детско-юношеских спортивных школ. Объединения физкультурно-спортивной направленности  ведут образовательную деятельность по различным видам спорта: пулевой стрельбе, настольному теннису, бадминтону, художественной гимнастике, шахматам, футболу, волейболу. Многие из учащихся стали победителями и призёрами соревнований различных уровней. Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта невозможно только за счёт увеличения количества спортивных объединений, школ и клубов. Резерв развития этого направления дополнительного образования детей – объединение усилий системы образования, комитета по физической культуре, спорту и туризму, общественных организаций, направленных на массовое вовлечение обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования в оздоровительную деятельность, на формирование у молодёжи культуры здоровья, устойчивой потребности в занятиях спортом.

Развитие детского туризма и краеведения – сегодня одно из приоритетных направлений в системе дополнительного образования.

Туристско-краеведческая образовательная деятельность ЦТ «Калейдоскоп» велась в прошедшем учебном году только в одном объединении. В былые годы их было 4-5. Сокращение их числа произошло из-за сокращения сотрудников-совместителей, профессионально занимавшихся туризмом, слабой материально-технической базы, необходимой для занятий данным видом деятельности. В приближающемся учебном году планируется сохранение имеющегося объединения туристско-краеведческой направленности и открытие нового.

Социально-педагогическая направленность в организации представлена объединением «Школа юного аниматора» и спортивно-оздоровительными, детско-подростковым клубами. Планируется в новом учебном году открытие объединения журналистики и восстановление работы евроклуба.

Из года в год возрастает социально-педагогическая роль военно-патриотических клубов. Интерес детей к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Безусловно, что сегодня деятельность объединений, направленная на военно-патриотическое воспитание и самоопределение детей, явно недостаточна. Возникла потребность в таких объединениях дополнительного образования, особенно мальчиков (включая "трудных" подростков). Возможным решением проблемы может стать тесное сотрудничество образовательной организации с общественными организациями, какой является, например, Тимашевское отделение регионального общества «Боевое братство», Медведовское казачье общество.

Отсутствие материально-технических условий осложняет работу организации по развитию технического творчества детей: такие спортивно-технические и технические кружки, как авто- и мотоспортивные, авиа- и робототехники, требуют определённой базы, значительных материальных затрат. Между тем развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала государства.

Руководящие и педагогические кадры. Развитие творческих способностей ребёнка, его самоопределение в значительной мере зависят от конкретного педагога дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, достаточным уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям в целом и в особенности к детям.

Одной из проблем нашей организации в последние годы стала нестабильность педагогического коллектива, основу которого составляют опытные педагоги и руководители.

Фактором стимулирования и развития педагогического творчества выступают аттестация и профессиональный конкурс на лучшего педагога дополнительного образования "Сердце отдаю детям". С 2005 года педагоги нашего центра творчества добивались заметных успехов в конкурсе. Победителями муниципальных этапов и участниками финалов краевого этапа в 2005 году был Губа Юрий Михайлович, в 2007 году - Калач Ольга Анатольевна, в 2009 году Хмелёва Оксана Михайловна стала победителем в социально-педагогической направленности краевого этапа конкурса «Сердце отдаю детям» и участником финала, проходившего в г. Санкт-Петербурге. В 2011 году победителем муниципального этапа конкурса в художественной номинации стала Пашко Татьяна Александровна, в 2013 году в декоративно-прикладном направлении -Антипова Юлия Викторовна и в 2015 году педагог социально-педагогической направленности Алексеева Елена Владимировна. В 2015 году педагог дополнительного образования Антипова Ю.В. приняла участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», прошла в финал конкурса и представляла Краснодарский край в финале конкурса в г. Москве, заняла 3 место. Педагог дополнительного образования Е.Н. Шабельник принял участие во II региональном конкурсе научно-исследовательских и методических работ «ПЕДАГОГ – 2015» в г. Славянске - на – Кубани. Евгений Николаевич стал лауреатом II степени в номинации «Методическая разработка. Консультация». В 2016 году педагог дополнительного образования Анастасия Сергеевна Козлова приняла участие в Краевом конкурсе профессионального мастерства и личностного роста молодых педагогов. Анастасия Сергеевна стала лауреатом в номинации «Молодой педагог учреждения дополнительного образования детей».

В течение многих лет в центре творчества «Калейдоскоп» реализуется комплексная программа повышения квалификации, ведётся определённая инструктивно-методическая работа, работает «Школа молодого педагога», действуют методические объединения по направленностям.

Научно-практическая деятельность. МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» стал одной из инновационных площадок района: на базе объединения «Школа юного аниматора» была открыта экспериментальная инновационная площадка сроком на один год (приказ управления образования № 1021 от 02.11.2015 года «Об итогах муниципального конкурса инновационных проектов образовательных организаций»).

Программно-методическое обеспечение процесса дополнительного образования детей.

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ электронного обучения кафедры педагогики и дополнительного образования ККИДППО Краснодарского края от 2015 года обновлены все программы МБУДО ЦТ «Калейдоскоп».



Организационно-массовая работа УДО

Практически 100% обучающихся в нашем центре творчества в течение года охвачены массовыми мероприятиями: театрализованными представлениями, концертами, конкурсами, спортивными соревнованиями, выставками, турпоходами.

Организационно-массовая деятельность сориентирована на совершенствование форм и методов воспитательной работы, на развитие детского самоуправления, на всемерную поддержку и пропаганду детского творчества.



Перспективные направления развития МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»:


1. Дальнейшая интеграция учреждения дополнительного образования и других образовательных организаций поселения в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по его образовательным идеям, содержанию, методам и приёмам деятельности.

2. Преемственность основного и дополнительного образования на основе реализации компенсаторной функции последнего, т. е. дополнительное образование – это актуализация индивидуальных потребностей личности ребёнка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, развивающих услуг (половозрастных, индивидуально-личностных, национально-конфессиональных, творческих, профессиональных и др.).
3. Усиление социальной направленности УДО. В МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» успешно и активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы учитывают особенности социума, следствием чего является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах их социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Важный аспект этого направления – дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях. В нашем центре творчества несколько лет успешно ведётся работа с детьми-инвалидами. Разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, адаптированные к условиям работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В этой связи обратили особое внимание на вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми-инвалидами; допрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения их социальной защищённости, а также использования детских и подростковых клубов по месту жительства для организации индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому.

4. Обновление содержания дополнительного образования за счёт развития программ по журналистике, информатике, иностранному языку. Этот факт свидетельствует о том, что наше учреждение чутко реагируют на социальный заказ, подтверждая свою востребованность.

5. Повышение квалификации и подготовка педагогов дополнительного образования к работе по программам нового поколения; организация обучения специалистов по новым направлениям педагогической деятельности.

6. Рост результативности и качества образования. В коллективе развернулась интересная работа, связанная с созданием модели выпускника, отвечающего социальному заказу, разработкой моделей мониторинга, усовершенствованием программ.

Одна из главных задач – добиться, чтобы на уровне муниципальной и региональной образовательных систем выбор дополнительных образовательных услуг был богаче, а он окажется таковым, если предложения со стороны ОДО будут не только соответствовать детским интересам, но и опережать их.

Таким образом, дополнительное образование правомерно рассматривать как важнейшую составляющую образовательного пространства. Этот вид образования социально востребован и нуждается в постоянном внимании общества и управленческих структур.




Выступающий: методист Антипова Юлия Викторовна



2