Перспективные направления развития
МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»
Время стремительно летит вперёд. Прошло уже два года с принятия нового Закона об образовании, внесшего существенные изменения в деятельность уже устоявшейся за два десятилетия системы дополнительного образования детей. Приняты необходимые нормативные акты, регулирующие деятельность системы на современном этапе развития образования, обновлено научно-методическое и программное обеспечение дополнительного образования детей, однако вопросов и проблем в этой сфере деятельности меньше не стало.
Основное внимание в системе дополнительного образования по-прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля программы и времени её освоения; на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы; на личностно-деятельностном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию, творчеству, профессиональному самоопределению детей и их самореализации.
За последние десятилетия в социально-экономическом, научно-техническом, информационно-технологическом развитии не только нашей страны, но и мира произошли серьёзные изменения, оказавшие влияние на человека и его сознание, переоценку ценностей, а также на отношение к образованию, профессиональной деятельности. Изменились и дети, структура их занятости – сегодня школьникам значительно большее время требуется для обучения. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. В действующих федеральных нормативных документах предусмотрено её активное развитие и совершенствование, переосмысление и обновление стратегии и направлений развития. Прежде всего, необходимо проанализировать потребности современных детей и подростков, их родителей, узнать – а что сегодня они ждут от дополнительного образования, какого качества образование им нужно.
Система дополнительного образования в станице Медведовской охватывает дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, молодёжь старше 18 лет (в клубах по месту жительства). Статистические данные позволяют констатировать, что за последние годы предпочтения детей в выборе направлений и видов деятельности в свободное от учёбы время изменились. Вырос спрос на занятия физической культурой и спортом. Мода на здоровый образ жизни, активно проявляющаяся в настоящее время, повлияла на мотивацию дополнительных занятий физической культурой и спортом в целях поддержания собственной физической формы, тренировки организма. Наблюдается также возросший интерес детей, особенно старшего школьного возраста, к занятиям информатикой и иностранными языками. Занятия в объединениях художественной и социально-педагогической направленностей сохранились примерно на том же уровне. В то же время отсутствует в центре творчества научно-техническая направленность, что требует серьёзного изучения и разработки конструктивных мер для изменения ситуации.
На конец прошедшего учебного года в ЦТ «Калейдоскоп» обучались 1210 человек. В физкультурно-спортивной направленности – 285 человек, туристско-краеведческой – 39, в художественной – 417 учащихся и в социально-педагогической – 469 человек.
Как видно из приведённых данных одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему остаётся художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, через художественное творчество передаётся потомкам духовный опыт человечества, что способствует восстановлению и упрочению связей между поколениями.
Объединения художественной ориентации нашего центра творчества не располагают всеми условиями, чтобы дать детям соответствующее эстетическое образование, помочь им в ранней профессиональной ориентации и самоопределении, но стремятся к этому в имеющихся условиях. Детские творческие коллективы ежегодно завоёвывают призовые места в конкурсах муниципального, зонального и краевого уровней.
Физкулътурно-оздоровительная работа и массовый спорт в нашей организации ориентированы на физическое совершенствование ребёнка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва для детско-юношеских спортивных школ. Объединения физкультурно-спортивной направленности ведут образовательную деятельность по различным видам спорта: пулевой стрельбе, настольному теннису, бадминтону, художественной гимнастике, шахматам, футболу, волейболу. Многие из учащихся стали победителями и призёрами соревнований различных уровней. Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта невозможно только за счёт увеличения количества спортивных объединений, школ и клубов. Резерв развития этого направления дополнительного образования детей – объединение усилий системы образования, комитета по физической культуре, спорту и туризму, общественных организаций, направленных на массовое вовлечение обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования в оздоровительную деятельность, на формирование у молодёжи культуры здоровья, устойчивой потребности в занятиях спортом.
Развитие детского туризма и краеведения – сегодня одно из приоритетных направлений в системе дополнительного образования.
Туристско-краеведческая образовательная деятельность ЦТ «Калейдоскоп» велась в прошедшем учебном году только в одном объединении. В былые годы их было 4-5. Сокращение их числа произошло из-за сокращения сотрудников-совместителей, профессионально занимавшихся туризмом, слабой материально-технической базы, необходимой для занятий данным видом деятельности. В приближающемся учебном году планируется сохранение имеющегося объединения туристско-краеведческой направленности и открытие нового.
Социально-педагогическая направленность в организации представлена объединением «Школа юного аниматора» и спортивно-оздоровительными, детско-подростковым клубами. Планируется в новом учебном году открытие объединения журналистики и восстановление работы евроклуба.
Из года в год возрастает социально-педагогическая роль военно-патриотических клубов. Интерес детей к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Безусловно, что сегодня деятельность объединений, направленная на военно-патриотическое воспитание и самоопределение детей, явно недостаточна. Возникла потребность в таких объединениях дополнительного образования, особенно мальчиков (включая "трудных" подростков). Возможным решением проблемы может стать тесное сотрудничество образовательной организации с общественными организациями, какой является, например, Тимашевское отделение регионального общества «Боевое братство», Медведовское казачье общество.
Отсутствие материально-технических условий осложняет работу организации по развитию технического творчества детей: такие спортивно-технические и технические кружки, как авто- и мотоспортивные, авиа- и робототехники, требуют определённой базы, значительных материальных затрат. Между тем развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала государства.
Руководящие и педагогические кадры. Развитие творческих способностей ребёнка, его самоопределение в значительной мере зависят от конкретного педагога дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, достаточным уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям в целом и в особенности к детям.
Одной из проблем нашей организации в последние годы стала нестабильность педагогического коллектива, основу которого составляют опытные педагоги и руководители.
Фактором стимулирования и развития педагогического творчества выступают аттестация и профессиональный конкурс на лучшего педагога дополнительного образования "Сердце отдаю детям". С 2005 года педагоги нашего центра творчества добивались заметных успехов в конкурсе. Победителями муниципальных этапов и участниками финалов краевого этапа в 2005 году был Губа Юрий Михайлович, в 2007 году - Калач Ольга Анатольевна, в 2009 году Хмелёва Оксана Михайловна стала победителем в социально-педагогической направленности краевого этапа конкурса «Сердце отдаю детям» и участником финала, проходившего в г. Санкт-Петербурге. В 2011 году победителем муниципального этапа конкурса в художественной номинации стала Пашко Татьяна Александровна, в 2013 году в декоративно-прикладном направлении -Антипова Юлия Викторовна и в 2015 году педагог социально-педагогической направленности Алексеева Елена Владимировна. В 2015 году педагог дополнительного образования Антипова Ю.В. приняла участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», прошла в финал конкурса и представляла Краснодарский край в финале конкурса в г. Москве, заняла 3 место. Педагог дополнительного образования Е.Н. Шабельник принял участие во II региональном конкурсе научно-исследовательских и методических работ «ПЕДАГОГ – 2015» в г. Славянске - на – Кубани. Евгений Николаевич стал лауреатом II степени в номинации «Методическая разработка. Консультация». В 2016 году педагог дополнительного образования Анастасия Сергеевна Козлова приняла участие в Краевом конкурсе профессионального мастерства и личностного роста молодых педагогов. Анастасия Сергеевна стала лауреатом в номинации «Молодой педагог учреждения дополнительного образования детей».
В течение многих лет в центре творчества «Калейдоскоп» реализуется комплексная программа повышения квалификации, ведётся определённая инструктивно-методическая работа, работает «Школа молодого педагога», действуют методические объединения по направленностям.
Научно-практическая деятельность. МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» стал одной из инновационных площадок района: на базе объединения «Школа юного аниматора» была открыта экспериментальная инновационная площадка сроком на один год (приказ управления образования № 1021 от 02.11.2015 года «Об итогах муниципального конкурса инновационных проектов образовательных организаций»).
Программно-методическое обеспечение процесса дополнительного образования детей.
В соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ электронного обучения кафедры педагогики и дополнительного образования ККИДППО Краснодарского края от 2015 года обновлены все программы МБУДО ЦТ «Калейдоскоп».
Организационно-массовая работа УДО
Практически 100% обучающихся в нашем центре творчества в течение года охвачены массовыми мероприятиями: театрализованными представлениями, концертами, конкурсами, спортивными соревнованиями, выставками, турпоходами.
Организационно-массовая деятельность сориентирована на совершенствование форм и методов воспитательной работы, на развитие детского самоуправления, на всемерную поддержку и пропаганду детского творчества.
Перспективные направления развития МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»:
1. Дальнейшая интеграция учреждения дополнительного образования и других образовательных организаций поселения в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по его образовательным идеям, содержанию, методам и приёмам деятельности.
2. Преемственность основного и дополнительного образования на основе реализации компенсаторной функции последнего, т. е. дополнительное образование – это актуализация индивидуальных потребностей личности ребёнка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, развивающих услуг (половозрастных, индивидуально-личностных, национально-конфессиональных, творческих, профессиональных и др.).
3. Усиление социальной направленности УДО. В МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» успешно и активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы учитывают особенности социума, следствием чего является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах их социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.
Важный аспект этого направления – дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях. В нашем центре творчества несколько лет успешно ведётся работа с детьми-инвалидами. Разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, адаптированные к условиям работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В этой связи обратили особое внимание на вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми-инвалидами; допрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения их социальной защищённости, а также использования детских и подростковых клубов по месту жительства для организации индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому.
4. Обновление содержания дополнительного образования за счёт развития программ по журналистике, информатике, иностранному языку. Этот факт свидетельствует о том, что наше учреждение чутко реагируют на социальный заказ, подтверждая свою востребованность.
5. Повышение квалификации и подготовка педагогов дополнительного образования к работе по программам нового поколения; организация обучения специалистов по новым направлениям педагогической деятельности.
6. Рост результативности и качества образования. В коллективе развернулась интересная работа, связанная с созданием модели выпускника, отвечающего социальному заказу, разработкой моделей мониторинга, усовершенствованием программ.
Одна из главных задач – добиться, чтобы на уровне муниципальной и региональной образовательных систем выбор дополнительных образовательных услуг был богаче, а он окажется таковым, если предложения со стороны ОДО будут не только соответствовать детским интересам, но и опережать их.
Таким образом, дополнительное образование правомерно рассматривать как важнейшую составляющую образовательного пространства. Этот вид образования социально востребован и нуждается в постоянном внимании общества и управленческих структур.
Выступающий: методист Антипова Юлия Викторовна
2