Коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в освоении ими адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы.
проводить всестороннее изучение особенностей развития обучающихся с ОВЗ, в т.ч. познавательной деятельности, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики;
осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей, в соответствии с заключением ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения;
мониторинг развития обучающихся с ОВЗ;
участвовать в составлении и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям, учителям по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путём самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
№ п/п | Направление работы | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки выполнения |
1 | Диагностическое |
1.1 | Уровень развития учебно-познавательной деятельности | Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи (работа с документацией) | Учащиеся 1-4 класса | до 14 сентября |
Определение особенностей учебной и познавательной деятельности, изучение уровня умственного развития (индивидуальные диагностические занятия) |
Заполнение протоколов дефектологического обследования |
1.2 | Изучение динамики развития (посещение уроков, анализ работ) | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Учащиеся 1-4 класса | в течение учебного года |
Определение эффективности работы, корректировка рабочих программ | каждое полугодие |
Составление рекомендаций для индивидуальной работы учителя с учетом особенностей развития ребенка | в течение учебного года (по запросам) |
1.3 | Итоговая диагностика | Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам) | Учащиеся 1-4 класса | май |
Определение эффективности коррекционной работы |
Оформление учетно-отчетной документации |
2 | Коррекционная деятельность |
2.1 | Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий | Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся | Учащиеся, зачисленные на занятия | в течение учебного года |
Формирование у обучающихся с ОВЗ необходимых для усвоения программного материала умений и навыков |
3 | Консультативно-просветительская деятельность |
3.1 | Индивидуальные консультации, выступления на педагогических советах | Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии | Педагоги | в течение учебного года |
Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися с ОВЗ |
3.2 | Выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации | Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями в развитии | Родители | в течение учебного года |
Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка |
3.3 | Взаимодействие со специалистами (логопедом, психологом) | Комплексное изучение личности ребенка | Учащиеся, зачисленные на занятия | в течение учебного года |
Разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий |
Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи |
Выработка рекомендаций по работе с обучающимися |
4 | Организационно-методическая работа |
4.1 | Участие в психолого-педагогическом консилиуме | Выявление потенциальных возможностей ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий для осуществления коррекционного воздействия, совместно с другими членами консилиума | Учащиеся, зачисленные на занятия | в соответствии с планом консилиума |
Оформление дефектологических представлений |
4.2 | Насыщение предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога | Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом | | в течение учебного года |
Подготовка диагностических материалов, рабочих коррекционно-развивающих программ, подготовка к занятиям |
Систематизация картотек по разделам |
Разработка мультимедийных презентаций для коррекционно-развивающих занятий |
4.3 | Подготовка планов и отчетов | Разработка перспективного плана работы на учебный год | | в начале учебного года |
Подготовка отчётов по результатам диагностической и коррекционной работы |
Введение обязательной отчётной документации |
Подготовка годового аналитического отчёта | до 31 мая |
4.4 | Повышение уровня специальных знаний | Изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования | | в течение учебного года |
Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях) |
Внедрение технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в образовательный процесс с целью развития системного и критического мышления учащихся начальных классов с особыми образовательными потребностями; и др. | в течение учебного года |
Учитель-дефектолог ___________ А.И. Шахматова