СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок аутист на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети - аутисты на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения

Слайд 1

Дети - аутисты на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения

Слайд 2

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями

Слайд 3

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью отражены в ФГОС НОО и в Проекте СФГОС НОО детей с ОВЗ, а для детей-аутистов в проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра”.  В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей, гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Слайд 4

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

«Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями» (В.И. Лубовский).  Лубовский Владимир Иванович — российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор.

Слайд 5

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

 

Слайд 6

Аутистическое расстройство (autistic disorder) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра

Слайд 7

Специфические особенности развития обучающихся с РАС

трудности обучения в частности и формирования произвольного и целенаправленного поведения;

трудности социального взаимодействия;

трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения;

трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа.

Слайд 8

Перспективной формой обучения ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная форма, направленная на:

формирование адекватного учебного поведения;

установление эмоционального контакта с ребенком;

поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

соблюдение структуры урока

оснащение ребенка необходимыми навыками коммуникации и социального взаимодействия;

помощь ребенку в развитии самосознания, осмыслении собственного жизненного опыта и выстраивании жизненных планов;

Слайд 9

Личный опыт

Многие задают один и тот же вопрос:

Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.

В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

Я учитель английского языка и мне посчастливилось работать в классе, где обучается ребенок с РАС, это очень милая девочка по имени Даша. Девочка обучается в данном классе с первого класса, лично я с ней знакома третий год.

С Дашей на всех уроках присутствует  тьютор-специалист  (психолог), которая помогает девочке в процессе учебы.

Перед тем, как начать работу в этом классе, я много читала про детей аутистов, получила консультацию школьного психолога, классного руководителя девочки и уже, имея некоторый багаж знаний по данному вопросу, пришла на урок.  Четко понимала что мне нужно делать, а именно установить эмоциональный контакта с ребенком, поддерживать эмоционально комфортную обстановку в классе, соблюдать структуру урока. Это было не сложно, потому что дети учились вместе с Дашей уже целый год и знали как себя нужно вести.

Мне хорошо запомнилась фраза, что для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Поэтому весь учебный материал я подкрепляю визуально. Для усвоения материала использую картинки, схемы, зрительные опоры, которые помогают ребенку сосредоточиться на актуальной информации.

Выполнение заданий по рабочей тетради помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь ребенком коммуникативной компетентности.

Упражнения на метод подстановки слов способствуют развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность к анализу и логическому мышлению. Эти все задания и упражнения актуальны для всего класса в целом в начальной школе.

Тяжело дается Даше работа в паре, и когда весь класс работает по парам, я даю Даше индивидуальное задание, например, составить 5 предложений по изучаемой теме, или выразить свое отношение, мнение. Конечно, помощь тьютора здесь необходима.

Ребенок с РАС часто погружается в свой собственный мир и часто отвлекается, Даша не исключение. Но самое интересное, что, если Даша начала делать задание, она доделает его до конца, нужно только, чтобы она прочитала задание и приступила к его выполнению. Поэтому на каждом уроке присутствует тьютор, которая концентрирует внимание ребенка на процессе обучения, не подсказывая как нужно делать, а показывая, что нужно делать.

Для детей с РАС успехи в изучение языка могут превзойти все ожидания родителей, а могут быть и едва заметными. В  данном случае могу сказать, что Даша превзошла все ожидания, она вовлечена в учебный процесс полностью, проявляет интерес к предмету, она очень старательна, стремится выполнить все хорошо. Однажды был случай, когда мы выполняли задание в Активити (проговаривали правильные ответы, затем записывали), прозвенел звонок с урока, но Даша не успела дописать и у нее началась истерика и паника, она начала рыдать (не плакать), тьютор начала с ней разговаривать, но было бесполезно, единственным выходом было то, что я осталась с ней на перемене, дождалась пока она допишет, я проверила, положительно оценила, привычно попрощались (Thank you for the lesson, the lesson is over, good buy) и Даша спокойно и радостно пошла на перемену.

На каждом уроке такой ребенок должен получать похвалу, слышать доброжелательный тон учителя, этим мы подкрепляем положительную мотивацию.

Слайд 10

Я убеждена, что только кропотливая работа с аутичным ребенком обеспечит его благополучное развитие. Использование индивидуального подхода, методов и форм в работе с данной категорией детей, позволит улучшить результаты обучения, повысить мотивацию и сохранить здоровье ребенку.

Дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в нашей любви, заботе и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Ребенок аутист на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения.»

Дети - аутисты на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения

Дети - аутисты на уроке английского языка в общеобразовательной школе: проблемы и решения

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, отражены в ФГОС НОО и в Проекте СФГОС НОО детей с ОВЗ, а для детей-аутистов в проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра”. В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей, гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, отражены в ФГОС НОО и в Проекте СФГОС НОО детей с ОВЗ, а для детей-аутистов в проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра”. В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей, гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС «Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями» (В.И. Лубовский).

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

«Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями» (В.И. Лубовский).

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

Аутисти́ческое расстро́йство (autistic disorder) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра

Аутисти́ческое расстро́йство (autistic disorder) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра

Специфические особенности развития обучающихся с РАС трудности обучения в частности и формирования произвольного и целенаправленного поведения; трудности социального взаимодействия; трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения; трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа.

Специфические особенности развития обучающихся с РАС

  • трудности обучения в частности и формирования произвольного и целенаправленного поведения;
  • трудности социального взаимодействия;
  • трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения;
  • трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа.

Перспективной формой обучения ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная форма, направленная на: формирование адекватного учебного поведения; установление эмоционального контакта с ребенком; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; соблюдение структуры урока оснащение ребенка необходимыми навыками коммуникации и социального взаимодействия; помощь ребенку в развитии самосознания, осмыслении собственного жизненного опыта и выстраивании жизненных планов;

Перспективной формой обучения ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная форма, направленная на:

  • формирование адекватного учебного поведения;
  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
  • соблюдение структуры урока
  • оснащение ребенка необходимыми навыками коммуникации и социального взаимодействия;
  • помощь ребенку в развитии самосознания, осмыслении собственного жизненного опыта и выстраивании жизненных планов;
Личный опыт

Личный опыт

Вывод Я убеждена, что только кропотливая работа с аутичным ребенком обеспечит его благополучное развитие. Использование индивидуального подхода, методов и форм в работе с данной категорией детей, позволит улучшить результаты обучения, повысить мотивацию и сохранить здоровье ребенку.

Вывод

Я убеждена, что только кропотливая работа с аутичным ребенком обеспечит его благополучное развитие. Использование индивидуального подхода, методов и форм в работе с данной категорией детей, позволит улучшить результаты обучения, повысить мотивацию и сохранить здоровье ребенку.

Используемые источники информации 1. Федеральный закон

Используемые источники информации

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

2.Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения// Иностр. языки в школе.-2011.-№3

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. –М.: Теревинф, 2005.-288с. ISBN 5-901599-16-04. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.- 2011.- №1.

5. Полат Е. С. Разноуровневое обучение// Иностр. языки в школе.- 2011.- №6, 2012.-№1.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.

7. Интернет-ресурсы http://gigabaza.ru/doc/100425.html

8. https://infourok.ru

9. http://www.pedsovet.

10. http :// festival .1 september . ru / articles /311756/

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!