СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с.Васильевка

Воспитатель ГКПД: Вуколова Г.В.

Перспективный план исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь

Тема: 1. «Капелька воды»

2.«Вода в природе и в быту».

«Вода – источник жизни»

4.«Вода – растворитель»

Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыты«Вода – помощница»

«Что в воде не тонет?»

«Вода не имеет формы»

«Пар — это тоже вода»

Оборудование: Чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, два тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Банка с водой, два стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, воронки и палочки, фильтрованная бумага.

Октябрь

Тема: 1.«Песочная страна»

2.«Песчаный конус»

3.«Глина, какая она?»

4.«Песок и глина – наши помощники»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов с песком и глиной.

Опыты: Из чего состоит песок?»

«Как движется песок»

«Как построить замок?»

«Глина-волшебница»

«Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш

Ноябрь

Тема: 1. «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

2.«Живые камни»

3.«Как появляются горы?»

4. «Извержение вулкана».

Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детейс причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Опыты«Что есть в почве?»

«Камни тонут или нет?»

«Как появляется вулкан?»

«Могут ли камни менять цвет?»

Оборудование: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений»

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы, иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска

Декабрь

Тема: 1.«Рукотворный мир»

2.«Бумага и картон»

3.«Фартук для Машеньки»

4.«В мире пластмассы»

Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Уточнить представления детей о картоне и бумаге, найти различия и сходство. Формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде.

Расширить представления детей о видах бумаги, о ее различных свойствах, пополнить словарный запас детей (тонкая, мягкая, шероховатая, гладкая).

Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей, дать понятие детям, что от свойства ткани зависит ее использование в тех или иных целях.

Углублять представление детей об искусственных материалах: пластмасса, пластик, полиэтилен. Уточнить знания детей о естественных и искусственных материалах.

Опыты: "Бумага мнется, рвется, режется"

"Бумага намокает"

«Волшебный кораблик»

"Что происходит с тканью в воде?"

Оборудование: Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой; карточки-схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы бумаги, клей.

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Набор предметов, сделанных из пластмассы (банки для сыпучих продуктов, игрушки, пробки, ручки, ведро); из пластика (бутылки, ваза, одноразовая посуда); образцы полиэтилена, скатерть, полиэтиленовый пакет; образцы природных материалов (глина, дерево, кожа, уголь, песок).

Январь

Тема: 1. Магнит – фокусник»

2. «Сила тяготения»

3. «Хитрости инерции»

4.«Что мы знаем о времени»

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

Опыты«Магнитные силы»,

«Мы – фокусники»«Притягиваются – не притягиваются»

«Почему все падает на землю»

«Парящий самолет»

Оборудование: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки.

Глобус, небьющиеся,разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.

Свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»

Февраль

Тема: 1.«Как увидеть и услышать электричество»

2. «Почему горит фонарик?»

3. «Электроприборы»

4.«Радуга в небе»

Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).

Опыты«Чудо прическа»

«Волшебные шары»,

«Откуда берется радуга?»

«Почему лампочка светит?»

Оборудование: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Воздушные шарики по количеству детей; пластмассовые расчески, авторучки, полоски бумаги; шерстяные шарфы, кофты, перышки ;два воздушных шарика на длинных нитках, брызгалки, лейка.

Март

Тема: 1.«Что такое стекло»

2.«Где растения любят жить?»

3.«Свет и цвет»

4. «Волшебное стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа.

Познакомить со свойствами стеклянных предметов.

Закрепить знания детей о свойствах стекла.

Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Опыты:

«Водонепроницаемость»

«Где растения быстрее получат воду»

«Может ли растение дышать?»

«Мыльные пузыри»

Оборудование: Изделия из стекла; стекло, гуашь, влажные и бумажные салфетки, стаканчик с водой.

Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан.

Апрель

Тема: 1. «Что такое воздух и его свойства»

2. «Встреча с воздушным шариком»

3. «Чистый и грязный воздух»

4.«Ветер»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Опыты«Где теплее?»,

«Что быстрее?»

«Поиск воздуха»

«Воздух при нагревании расширяется»

Оборудование: полиэтиленовый пакет, резиновая груша воздушный шарик парашютик, карточки с изображением ветра, бури, веера, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты

Май

Тема«Наши руки» «Что можно почувствовать кожей?»

Цель: Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.).

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Опыты«Слушай во все уши» «Как мы чувствуем запахи?»

Оборудование :Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой. Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т. д.). Матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!